← Коммерческий транспорт

"Не продвигайте непрофессионалов - это главный демотиватор для остальных сотрудников"

Финансовый директор ООО "Даймлер Камаз Рус" Оксана Карахова уверена, что каждому сотруднику необходимо признание и оценка его работы, поэтому любое безразличие руководства к своему коллективу в конечном итоге ведет к риску потери сотрудника. О других принципах, которых она придерживается в управлении персоналом, о том, как устроена финансовая служба, а также о стратегии компании на следующий год, читайте в интервью.

- По данным Росстата, выпуск грузовых машин в 2016 году вырос, несмотря на общий спад в этой отрасли. Как Вы можете прокомментировать эту тенденцию? Выросло ли производство в вашей компании?
- Действительно, рынок коммерческого транспорта в России в целом в настоящее время характеризуется спадом, обусловленным различными макроэкономическими показателями, снижением цен на нефть, резким изменением курса рубля,  в результате падением платежеспособного спроса организаций и общим снижением объемов строительных работ. Текущий экономический кризис способствовал тому, что потребители стали более восприимчивы к ценам, а сокращение доходов привело к  смене предпочтений транспортных компаний в пользу российских  автомобильных брендов. Произошел рост доли российских производителей и, в первую очередь, грузовых автомобилей марки "КАМАЗ", вытеснив с рынка более дорогие европейские модели.
В компании ООО "Даймлер Камаз Рус" наряду с мерами государственной поддержки в 2015-2016 гг. был запущен ряд финансовых инструментов по стимулированию продаж грузовых автомобилей "Мерседес-Бенц".
Впервые с момента создания совместного предприятия с 2009 года  грузовикам "Мерседес-Бенц" удалось достичь в России в 2015 году доли рынка в 22,2%
по коммерческой  технике грузоподъемностью более 6 т среди "Большой Семерки" (марки Mercedes-Benz, Scania, Volvo, MAN, DAF, Iveco, Renault). В 2015 году более 60 процентов всех проданных автомобилей "Мерседес-Бенц" и 100 процентов "ФУСО" были выпущены на заводе в Набережных Челнах. Российские клиенты все чаще выбирают грузовики, собранные в Набережных Челнах.
Оценивая положение "Большой Семерки" в 2014-2015 гг., можно сказать, что почти все компании остались с солидным уровнем склада автомобилей на конец 2014 года, который и был распродан  в 2015 году, производство автомобилей во всех компаниях значительно сократилось под влиянием макроэкономических шоков конца 2014 и 2015 годов. Поэтому в 2016 году все производители начали пополнять стоки для сделок текущего года и на будущие периоды, увеличивая, таким образом, свое производство.
- Как Вы оцениваете результаты работы компании в первом полугодии?
- Что касается итогов первого полугодия 2016 года, то экономическая ситуация продолжает оставаться достаточно сложной, но наметились некоторые моменты для ее улучшения, в частности, стабильный обменный курс и небольшой рост мировых цен на нефть создают стабильный фон для производства. По сравнению с продажами начала года, наш бизнес стал развиваться более активно, и появился повод для оптимизма. Наше производство в Набережных Челнах в настоящий момент загружено максимально (в соответствии с установленным режимом работы). Июнь 2016 года (по нашей статистике) стал одним из самых успешных месяцев по продажам грузовиков "Мерседес-Бенц".
Итогом работы компании "Даймлер Камаз Рус" в первом полугодии являются достигнутые цели, которые были поставлены акционерами совместного предприятия. Благодаря 100% отдаче всей нашей команды и эффективному подходу к решению  поставленных задач, с гордостью могу отметить, что практически все цели были выполнены.
- Расскажите, пожалуйста, о планах компании на второе полугодие и на следующий год. Будете ли Вы корректировать стратегию компании?
- В нашей компании "Даймлер Камаз Рус" была разработана долгосрочная стратегия до 2020 года, преследующая очень амбициозную цель - стать номером 1 среди "Большой Семерки" на российском рынке. В рамках стратегии развития компании в 2016 году,  являющейся составным элементом общей долгосрочной стратегии, по итогам первого полугодия мы находимся на верном пути к нашей цели.  Нами были предприняты различные меры для реализации этих планов.
Так,
в июле ООО "Даймлер Камаз Рус" вывел на рынок новый бренд по автомобилям с пробегом SelecTrucks. Российский центр SelecTrucks обеспечивает профессиональный выкуп и продажу грузовиков.
Вся деятельность в России координируется единым центром, и в то же время вся дилерская сеть участвует в процессе закупок и продаж.
Большой ассортимент доступных автомобилей разных брендов и разных возрастов привлекает большое количество клиентов на б/у автомобили. Этот принципиально новый подход,  который позволит клиентам легко продавать и покупать технику с пробегом.
Среди финансовых инструментов, активно и успешно используемых при продаже техники, разработанных при поддержке ООО "МБФСР", - программа "10=20", "Выкуп автомобилей с целью сокращения кредитной нагрузки", а также "Автомобили в лизинг с гарантией обратного выкупа". По окончании срока действия лизингового договора (через три года) компания сможет решить, выкупить технику и оставить транспортные средства у себя в парке или вернуть автомобили в "Даймлер Камаз Рус". Программа финансирования с обратным выкупом позволяет существенно снизить ежемесячный платеж по лизингу, также можно при необходимости пролонгировать выплаты остаточного платежа (т.е. реструктурировать сумму финансирования).
Для достижения своих амбициозных целей ООО "Даймлер Камаз Рус" будет следовать выбранной стратегии, основанной на увеличении эффективности бизнеса и его развитии, наращивании производственных мощностей и повышения качества выпускаемой продукции, увеличении оборачиваемости складских запасов грузовых автомобилей и запасных частей. Компания нацелена на построение длительных и стабильных бизнес-отношений с успешными дилерами и партнерами, которые ориентированы на эффективность и результат. "Даймлер Камаз Рус" устанавливает высочайшую планку в отношениях с клиентами, повышая лояльность и доверие клиентов и выстраивая исключительно позитивные отношения с партнерами. Наша компания  благодаря использованию таких финансовых инструментов, как хеджирование, кредитование, факторинг, лизинг и др., повышает повышает свою конкурентоспособность и эффективность, последовательно снижает потенциальные риски.
- Начали ли Вы работу над бюджетом на следующий год?
- Безусловно. Рассмотрение и утверждение бюджета довольно сложный и трудоемкий процесс, принимая во внимание, что в компании много разных бизнес направлений, и реализуются новые проекты. Весь этот процесс требует активной совместной работы финансового департамента с руководителями других бизнес направлений. Наш принцип эффективного бюджетирования базируется на здравом смысле и довольно прост: вся моя команда в первую очередь бизнес-ориентирована, нацелена на увеличение продаж и в меньшей степени на срезание затрат. Самый главный принцип, который успешно работает в нашей компании, - это принцип разумности.  Работа над бюджетом была начата в соответствии с согласованным с акционерами графиком и будет завершена в сентябре.
- Какова структура финансовой службы компании? Планируете ли Вы что-то менять?
- Финансовый департамент состоит из 6 отделов: контроллинг "Мерседес-Бенц", контроллинг "ФУСО", контроллинг "Проект Кабины", отдел казначейства и консолидированной отчетности, бухгалтерия, ИТ. В 2016 году мы планируем немного расширить структуру в связи с ростом бизнеса, реализацией новых проектов. В целом у меня сильная и профессиональная команда, которая слаженно работает, несмотря на большую нагрузку.
- Пришлось ли Вам сокращать персонал из-за кризиса?
-  2015 год был для нас непростым годом. Кризис и слияние с брендом "ФУСО" привели к необходимости пересмотра не только бизнес-плана, но и к реструктуризации организационной структуры. В целом, я считаю, что мы добились многих положительных результатов, используя эффекты синергии, которые в конечном итоге положительно повлияли на итоги  деятельности компании.
- Расскажите, пожалуйста, о своих приемах управления людьми.
- Скорее всего, я не открою для читателей ничего нового, ноя могу поделиться несколькими секретами. Я всегда следую правилам "начни с себя и относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе", стараюсь всегда быть честной с собой и сотрудниками, быть последовательной, стараюсь всегда выражаться ясно и просто, быть открытой, смело делегирую полномочия. Такое качество, как умение слушать и слышать, очень помогает мне в управлении людьми.
При подборе своей команды я всегда ищу людей инициативных, умеющих понимать и выполнять задачу, а самое главное, я подбираю профессионалов в команду. Люди должны дополнять и подходить друг другу, и, конечно же, я никогда не снимаю с себя ответственность: я в ответе за тех, кто в моей команде и за результаты их труда.
- Чего не стоит делать, управляя коллективом?
- Каждому сотруднику необходимо признание и оценка его работы, поэтому любое безразличие руководства к своему коллективу в конечном итоге ведет к риску потери сотрудника.
Не перегружайте людей, не забывайте, что необходимо сохранять баланс между работой и отдыхом.
Не продвигайте непрофессионалов, это главный демотиватор для остальных трудолюбивых сотрудников, поверьте, рано или поздно они начнут искать применение своего таланта в другом месте.
- Какое Ваше самое большое профессиональное достижение, которым Вы гордитесь?
- Так как по большей степени я все-таки проект-менеджер, то самым моим главным профессиональным достижением, я считаю, является успешное создание и реализация проекта (я говорю о нашей компании), который приносит результаты, намеченные акционерами.
- Какую последнюю книгу Вы прочитали?
- "Капитал в 21 веке" Томаса Пикетти.
Фото: st-kt.ru
Финансовый директор