← ЭДО, ИТ в логистике

Интернет вещей в логистике и цепочке поставок

Как Интернет вещей влияет сегодня на логистический бизнес и управление цепями поставками? Что было невозможно реализовать еще 5 лет назад - и где именно произошел прорыв? Почему сегодня возможно отслеживание уже отдельных тар и упаковок, а не целых контейнеров? Почему проблемы у компаний только начинаются и почему они недооценивают роль аналитики? JSON.TV опубликовал серию материалов по итогам конференции IoT World 2016 (10-12 мая, Санта-Клара, Калифорния). Панельная дискуссия о настоящем и будущем логистики прошла с участием представителей FedEx Services, Electric Imp, Momenta Partners и 151 Advisors.

Модератор Стив Брумер (Steve Brumer), партнер 151 Advisors: Мы переходим к следующему разделу. Мы поговорим о том, каким образом Интернет вещей оказывает влияние на цепочку поставок и логистический бизнес. Мы поговорим о производителях, поставщиках, обо всех сегментах экосистемы и о том, как они взаимосвязаны. Я прошу участников дискусси представиться, рассказав о компаниях, которые они представляют.
Партеш Шастри (Parthesh Shastri), венчурный партнер, Momenta Partners: Здравствуйте, меня зовут Партеш Шастри. Я работаю в Momenta Partners. Мы занимаемся венчурным бизнесом, оказываем консалтинговые услуги. Нашей основной областью является Интернет вещей и компании, оказывающие услуги связи. Раньше я работал в Axeda (приобретена PTC), AirLinkM2M/Sierra Wireless, SeeControl - темой М2М и Интернета вещей я занимаюсь где-то с 2000 года. Я был свидетелем адаптации технологий в цепи поставок начиная от отслеживания больших грузовых контейнеров, сейчас мы отслеживаем вещи на уровне коробки. С радостью принимаю участие в сегодняшней дискуссии, и желаю обсудить, каким образом Интернет вещей адаптируется и привносит изменения в цепочку поставок.
Эмбер Уильямс (Amber Williams), продуктовый мэнеджер, SenseAware/FedEx: Привет, я Эмбер Уильямс. Я работаю на FedEx и расскажу об услуге SenseAware, которая представляет собой сервис для контроля цепочки поставок в реальном времени. Наши клиенты используют этот сервис как для отслеживания одной коробки, так и на уровне паллета, контейнера или даже грузовика. Я расскажу о функционале контроля цепи поставок в реальном времени и о том, как получить необходимую информацию. Я работаю в FedEx с 2001 года,  начинала в группе исследований и разработок, затем перешла в лабораторию инноваций FedEx, в 2008 году мы начали продавать продукцию клиентам.
Падма Дивури (Padma Duvvuri), директор по развитию бизнеса, Electric Imp: Меня зовут Падма Дивури, я руководитель отдела развития бизнеса в Electric Imp. ElectricImp предоставляет безопасную платформу взаимодействия для подключения устройств к Интернету. Мы создаем платформу, которая может работать во множестве различных отраслей. Мы ориентированы на коммерческие и промышленные области, поэтому логистика и цепи поставок приобретают для нас все большее значение. Раньше я работала в инженерной области и занималась бизнесом, была руководителем компании GlobalLogic, которая занимается разработкой ПО и оказанием услуг. Мы занимались созданием обобщённой платформы IoT для того, чтобы понять, каким образом устроены ее составляющие с точки зрения сервиса. Мы применяли эту платформу в сельском хозяйстве, цепях поставок, интегрированных средствах обработки и передачи данных, логистике - у меня большой опыт в IoT.
Стив Брумер: Вы сказали Electric Imp? Это что-то означает?
Падма Дувури, Electric Imp: Да, это значит Interface Message Processor - интерфейсный процессор сообщений. Еще до появления роутеров, IMP был большой коробкой, которую использовали для подключения устройств друг к другу. Сейчас у нас есть решение, включающее аппаратное обеспечение. Мы не делаем аппаратное обеспечение, но мы не можем уйти от него, если хотим заниматься обеспечением сетевого взаимодействия. Оборудование, ОС, облачные сервисы и интерфейсы разработчика приложений. Это скорее ПО или платформа-сервис, с помощью которой связываются оборудование и сенсоры, именно в этом заключается ее применение в логистике.
Стив Брумер: понял, спасибо! Тогда давайте с вас и начнем. Как Ваша компания работает с клиентами и совершенствует цепь поставок после внедрения IoT? Какими продуктами интересуются клиенты, с какими трудностями Вы сталкиваетесь?
Падма Дувури, Electric Imp: Это довольно интересно, мне это представляется в виде экосистемы цепи поставок. Я думаю, что такие компании как FedEx и прочие занимаются областями производства, складирования, средствами обработки и передачи данных. Тогда как мы также работаем с конечными клиентами. Существует аспект намерения и аспект потребления. Аспект потребления - у нас есть клиент, у которого есть продукт, который представляет собой устройство, которое крепится на холодильник. В случае если вы что-то хотите, у вас что-то закончилось, с помощью сканера штрих кода этого устройства создается список. У него также есть голосовая активация, которая также может создать список покупок. Сначала он просто создавал список, но потом мы интегрировали его с бизнес-системами Wal-Mart и прочих ритейлеров, и появилась возможность автоматического пополнения запасов продуктов. В этом заключается аспект намерения - это то, что бы хотел купить клиент, как можно это интегрировать сразличными системами, запустив таким образом процесс управления ресурсами, помощи в хранении и прочее. Это аспект намерения.
Следующее - мы делаем умные холодильники с IBM Watson, это умные холодильники для пива. И здесь мы видим аспект потребления, потому что по сути это брендированное оборудование, которое устанавливают в домах, но это оборудование многое о вас знает. Оно получает информацию от ТВ о ваших любимых футбольных командах, узнает, когда они будут играть и напоминает о том, что у вас в холодильнике недостаточно пива и вам надо пойти и купить еще. А также может автоматически пополнять запасы - в этом заключается аспект потребления. Это довольно интересно, потому что все эти вещи существуют по отдельности, но если начать интегрировать все данные, участвующие в цепи поставок, не просто из одной ее части, а иметь возможность интегрировать данные из разных продуктов, можно лучше понять, что происходит с клиентами, каковы их намерения и потребление, получить возможность управлять этим.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx:
Продукт SenseAware от FedEx открывает клиентам возможность контроля всей цепи поставок, не только от точки отправления до точки назначения, но и отслеживать состояние продукта.
То есть еще до того, как покинуть место отправления есть возможность узнать содержится ли продукт в правильном температурном режиме, проставлена ли на упаковке правильная маркировка. После прибытия в место назначения можно узнать открывали ли его. Наши клиенты, перевозящие наркотические средства, могут убедиться, что они не попали не в те руки. Если они получают световой сигнал во время перевозки груза или до его отправления, они знают, что возникла угроза воровства или нарушения целостности груза. Световой сигнал после прибытия в место назначения означает совершенно другое - что груз доставлен, попал в нужные руки и доставка совершена. SenseAware представляет клиентам множество возможностей. Мы осуществляем отслеживание грузоперевозок - паллетов, клетей, грузовиков, также некоторые наши клиенты используют SenseAware для инвентаризации. То есть, к примеру, у вас на складе есть шкаф, в котором хранятся очень важные вещи, например, какие-то наркотические вещества, и вам необходимо знать, что этот шкаф не откроют посторонние люди. И при каждом открывании SenseAware посылает световой сигнал, и вы можете проверить, что шкаф открыл нужный человек. SenseAware можно использовать в различных отраслях, он открывает возможности взаимодействия не только в плане способа, которым осуществляет взаимодействие - в данный момент оно осуществляется по мобильному телефону, но и в плане того, с кем он взаимодействует. То есть можно открыть все эти возможности всем своим партнерам по бизнесу и предоставить всем полный доступ к возможностям.
Стив Брумер: Короткий вопрос - кто платит за это? Отправитель груза, производитель, владелец груза?
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: Хороший вопрос. Мы предлагаем SenseAware двумя разными способами. Во-первых, это предоставление сервиса по подписке, когда мы предоставляем оборудование и устройства клиентам при условии оплаты ежемесячной стоимости абонемента. Мы не продаем само оборудование, так как все мы знаем, что, как и в случае iPhone, который выходит раз в 6 месяцев, оно устареет уже через год. Мы не хотим продавать само оборудование, потому что после выпуска новой версии ПО нам бы хотелось просто заменить старую версию, а для этого клиентам пришлось бы покупать новое оборудование. Итак, клиенты платят за обслуживание, ежемесячно оплачивают стоимость подписки и за это получают возможность неограниченного использования данных, само оборудование, возможность открывать аккаунты пользователей. Второй способ - в случае если клиент не хочет платить ежемесячную абонентскую плату, мы просто высылаем им устройство для использования в одной грузоперевозке.
Стив Брумер: И Momenta Partners, я знаю, что за последние 15 лет вы видели многое в цепи поставок, множество изменений в IoT. Расскажите о наиболее интересных вещах, которые вы наблюдали.
Партеш Шастри, Momenta Partners: Да, от лица Momenta могу сказать, что мы видели целый спектр технологий и видов бизнеса, которые развивались в этой области и сделали цепь поставок более эффективной. 15 лет назад в плане стоимости грузоперевозок - более разумно было осуществлять отслеживание на уровне контейнера. Можно было купить устройство за $100 долларов или $ 1000, прикрепить к контейнеру и отслеживать, как крупное оборудование или товары перемещаются с места на место. Через 5-6 лет снизилась стоимость, технологии стали более совершенными и появились такие продукты как SenseAware, с которыми можно осуществлять отслеживание на уровне одной коробки. Сейчас мы имеем возможность использования встроенных функций, и узнавать не только общее местоположение продукта, но и его местоположение на складе, когда его можно забирать и так далее. Теперь же с развитием технологий сетей с низким энергопотреблением (LPWA) мы ожидаем дальнейшего снижения стоимости. И в целях экономической выгоды мы начнем отслеживать еще более мелкие отправления  - коробки и так далее. Мы наблюдаем, как многие компании ищут пути интегрировать технологии в процесс грузоперевозок таким образом, чтобы это не было внешней функцией, как мы во многих случаях наблюдаем сегодня. Но таким образом, чтобы эта возможность была встроена в сам процесс. Чтобы при перевозке паллета грузоперевозчик просто выполнял свою работу и не задумывался об этом, ему даже не нужно было бы знать о том, что происходит отслеживание, он бы просто перевозил продукцию, как любой обычный паллет.
Стив Брумер: Спасибо! Итак, мой следующий вопрос - о практическом применении. 15 лет назад применение на практике было сопряжено с большими трудностями. На то, чтобы сделать что-то уходило слишком много времени. Наблюдаете ли вы какие-то изменения? Стал ли процесс применения на практике быстрее, проще, появилось ли больше решений, продуктов? Легче ли это по сравнению с прошлым?
Пареш Шастри, MomentaPartners: Практическое применение стало намного легче в сравнении с тем, что было 15 лет назад, даже 5 лет назад. То, что мы раньше измеряли в десятках единиц, теперь мы измеряем в сотнях единиц, взвешивание происходит довольно быстро. Во-вторых, подобные технологии сегодня встречают более теплый прием. 5 лет назад приходилось объяснять каждую функцию и логику каждого процесса - что это делает, что это означает - все это делало работу значительно медленнее. А также, после того, как вещь отправляется, она проходит через множество рук - каким образом можно убедиться, что устройство прикреплено к грузу, как узнать, что в устройстве садиться батарейка или оно неисправно, как провести логистику всего этого? Наши проекты стали совершеннее, к примеру, с точки зрения контейнера - сейчас нет разницы между (плоским) и (неплоским) контейнером, потому что устройства в них встраиваются одинаково. 5 лет назад вы бы увидели большую черную коробку с торчащими проводами и сразу бы поняли, что это. Стоимость устройств складывается из нескольких частей. В случае FedEx сейчас появилась возможность отслеживания единичной отгрузки с сохранением при этом экономической выгоды, отправив устройство SenseAware клиенту, который использует его в одной поездке, после чего вернет обратно. Такое не было возможно 5 лет назад.
Стив Брумер: Раньше были проблемы с батарейками и другими вещами. Расскажите о проблемах, с которыми вы сталкивались при практическом применении.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: Вы точно пометили про ситуацию пятилетней давности, когда в этой области не было массового понимания. В частности, рынок сенсорной логистики был неведом клиентам, они о нем ничего не знали. 5 лет назад для клиентов это был вопрос обучения. Теперь, когда клиенты знают о существовании рынка сенсорной логистики, применение на практике стало проще с точки зрения образования. Получив образование, вы получаете эти знания. Затем, с точки зрения того, что все технологии сегодня основаны на беспроводной связи, отпала необходимость в интеграции, аппаратуру не нужно физически подключать к компьютеру. Для перезарядки батареи достаточно вставить устройство в зарядное устройство. С этой точки зрения практическое применение стало очень простым, от клиента не требуется иметь никакой инфраструктуры. С точки зрения внутреннего применения - мы предлагаем SenseAware в виде комплекта устройств на нашей платформе. В настоящий момент мы предлагаем 2 вида устройств. Мы хотим иметь возможность предложить клиентам разнообразные устройства, разной формы и в разном формате. Мы не производим устройства, мы получаем их от внешнего поставщика, у нас есть API, который мы встраиваем по месту, который просто подключает устройства к нашей системе, после чего мы устанавливаем SenseAware на устройства и заставляем его работать так, как нужно и удобно нам. Это очень простой способ использования устройства.
Стив Брумер: Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. У вас есть конкуренты, которые делают то же самое, что и вы. Осуществляют отслеживание, сверку ID-номеров и прочее. Мы согласимся, что вы являетесь лучшим продуктом на рынке, но не могли бы вы рассказать о том, что вы считаете по-настоящему инновационным в этой индустрии, о том, что вы хотели бы повторить у себя или о том, что вы считаете прорывом в логистическом отслеживании цепи поставок.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: В будущем мы хотели бы создать отслеживание объектов внутри помещения. Сейчас мы осуществляем наружное отслеживание и клиенты обращаются к нам с просьбой получить возможность отслеживания груза в здании - знать на каком этаже, в каком помещении он находится. Именно в данном направлении двигается развитие. Я надеюсь, что SensaAware двигается в том же направлении, но это определенно
будущее сенсорной логистики - отслеживание внутри помещений, возможность использования сетей Wi-Fi для определения местонахождения в  здании.
Падма Дивурри, Electric Imp: Вы упомянули Wi-Fi. Это интересное решение, потому что наши решения мы предлагаем в основном для использования с Wi-Fi. Также и с проводным Интернетом и mesh-сетями, но Wi-Fi представляет наибольший интерес. К примеру, руководитель склада будет иметь возможность определения местоположения на складе. То есть одно радио используется для определения местоположения, вторичное радио на том же чипе. И таким образом мы будем иметь возможность использовать Wi-Fi сеть предприятия для определения температуры, влажности и отслеживания, при желании - отдельной единицы,паллета, или участка. Мы также работаем с интегрированием некоторых характеристик, и даем возможность использования системы координат для определения внутреннего местоположения. Это очень интересная технология,  с возможностью построения различных видов взаимодействия. IoT - это не универсальное решение, и это именно то, то делает его интересным, именно поэтому в нем могут работать многие люди. Вы можете внедрить трекинг внутри помещения, после чего интегрировать его, перейти на другое приложение, которое будет осуществлять отслеживание и контроль. В этой экосистеме найдется место каждому.
Стив Брумер: Когда вы встречаете компании, которые не используют IoT или используют какую-то другую систему, на которую тратят много времени, что вы им говорите? Спрашиваете, почему они не используют IoT, объясняете, почему им стоит его использовать?
Падма Дувури, Electric Imp: Это интересно, потому, что мы предоставляем решение с сетевым взаимодействием. Я иногда шучу, говоря, что мы являемся чем-то вроде церкви для всех, кто хочет стать частью IoT. И все они приходят и стучат в нашу дверь. Но все что для этого нужно - это просто подключиться. Нам приходится вести активную образовательную деятельность на тему, что означает быть частью IoT, потому что connectivity является совершенно неотъемлемой его частью. Но
если вы не знаете, что вы дальше будете делать с данными, заниматься этим нет смысла. И хотя мы не работаем с данными напрямую, нам приходится консультировать своих клиентов по поводу того, какие данные они хотят собирать, как их собирать, что делать с ними дальше, о том, что это совершенно изменит всю их бизнес-модель.
Потому что это в основном это будет сервисная бизнес-модель или бизнес-модель, основанная на реальном практическом результате использования продукта. Изменится все - маркетинг, монетизация, конечное обслуживание. IoT окажет влияние на все. Многие люди не понимают этого. Мы стараемся рассказывать им об этом и раскрывать все преимущества, потому что они пугаются, когда начинают осознавать масштаб всего этого. Но как только они понимают ценность IoT, которая заключается в данных, которые мы открываем, обеспечивая сетевое взаимодействие, тогда они видят инвестиционный доход, ради которого это все затевается.
Connectivity является неотъемлемой частью Интернета вещей, но если вы не знаете, что дальше делать с полученными данными, заниматься этим нет смысла: Данные изменят всю бизнес-модель, она будет либо сервисной, либо построенной на пользе от использования продукта. Изменится все - маркетинг, монетизация, конечное обслуживание.
IoT окажет влияние на все. Многие люди не понимают этого. Мы стараемся рассказывать им об этом и раскрывать преимущества, потому что они пугаются, когда начинают осознавать масштаб перемен.
Стив Брумер: Мы имеем дело с клиентами, у которых тоже возникают такие вопросы. Мы говорим им - самое простое - обеспечить сетевое взаимодействие. Выбор радиотехнологии, выбор чипсетов и всего прочего. Самая трудная часть - это обработка данных, как с их помощью экономить деньги, как с их помощью извлекать потребительскую ценность уже после того, как все установлено и сделано. Не знаю, часто ли ваши клиенты спорят с вами о завышенных ценах, но обычно разница не так уж велика, если действительно есть необходимость в отслеживании.
Падма Дувури, Electric Imp: Да, существует ошибочное мнение о том, что обеспечить сетевое взаимодействие легко. Но на самом деле это не так. Я скажу вам почему - потому что большинство людей думают - нужно просто подключить wi-fi, радио, комплект разработчика приложений - и они подключены. Это все легко в условиях лаборатории, при разработке прототипа. Но если вам нужно делать это в масштабе - тут совсем другая история. Если необходимо делать это в системах, которые предположительно будут работать 5-10-20 лет - как обеспечить безопасность, как обновлять сеть, как обновлять ПО. В особенности, если существует интеллектуальная часть всего этого - будете ли вы менять код продукта по мере его развития. Это тяжелая работа - получение всех сертификатов, выбор оборудования и встроенного ПО. И это только начало работы. Далее предстоит обслуживание всего этого. Общая стоимость покупки  и эксплуатации просто огромна и мы часто сталкиваемся с тем, что многие люди думают, что обеспечить сетевое взаимодействие устройств легко, а все остальное сделать тяжело. В подключении также кроются трудности, необходимо брать пример с тех, кто уже сделал это и имеет зарекомендовавшую себя платформу. Потому что огромное количество людей просто лепят все вместе и не продумывают трудности, в частности с обеспечением безопасности взаимодействия при эксплуатации в рабочих условиях в течении длительного времени.
Да, с connectivity все только начинается. Но обеспечение IoT-подключений в промышленных масштабах - это сама по себе нетривиальная задача. Легко сделать все в условиях лабораторий, но когда дело доходит до практики:Особенно если необходимо делать это в системах, которые предположительно будут работать 5-10-20 лет - как обеспечить безопасность, как обновлять сеть, как обновлять ПО? Это очень тяжелая работа - получение всех сертификатов, выбор оборудования и встроенного ПО. И самое главное, - это только начало работы. Далее предстоит еще и обслуживание всего этого:Вот почему необходимо изначально выбирать уже зарекомендовавшую себя IoT-платформу.
Стив Брумер: Еще один вопрос, который пришел мне в голову - о трудностях вообще. Многие люди пытаются понять, как применить, как начать, как спланировать, сколько это будет стоить, какая в этом потребительская польза и так далее. Расскажите о двух самых серьезных трудностях в нашей отрасли в плане цепи поставок, логистики и их контроля. Охват? Что-то еще?
Партеш Шастри, Momenta Partners: Во-первых, стандартизация - очень важный аспект. Другими словами, компании в  цепи поставок ищут кого-то, кто может сделать для них все это. И мы не хотим, чтобы каждый день нам приходилось думать какую модель выбрать сегодня, как построить сетевое взаимодействие, как интегрировать систему. Если кто-то решит эту проблему, это очень упростит весь процесс. Во-вторых, инвестиционный доход и кто будет за все платить. Все соглашаются, что подключение приносит множество преимуществ, но необходимо определить, кто получит наибольшие преимущества и кто понесет наибольшие затраты на создание и применение всего этого.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: С точки зрения клиента, есть пара трудностей, о которых я могу рассказать. Во-первых - вы предоставляете много информации. При использовании устройства, которое помещается внутрь груза и сообщает данные о местоположении, температуре, влажности, давлении, тряске каждую минуту, клиент получает много информации - что ему делать со всей этой информацией? Это можно облегчить, установив параметры срабатывания тревоги, при которых устройство сообщает о том, что температура не соответствует необходимому температурному режиму, или о том, что груз не был доставлен в аэропорт. Это легко, но если данных слишком много - необходимо определить, что делать с ними дальше. Можно работать с аналитическими данными и осуществлять прогнозирование, чтобы помочь цепи поставок и реагировать на ситуации до их возникновения. Во-вторых, - это само оборудование и его обслуживание. К примеру, у нас есть клиент на сервисном контракте, появляется проблема с контролем его оборудования. Мы помогаем по мере наших возможностей, предоставляя возможность возврата оборудования, получения новых устройств. Но это недешевые устройства, в них установлены микросхемы, GPS, литиевые батарейки, которые на сегодняшний день нельзя утилизировать - мы надеемся, что возможность их утилизации появится в будущем. Итак, каким образом осуществлять обслуживание оборудования, как гарантировать возврат оборудования после окончания его эксплуатации?
Падма Дувури, Electric Imp: Я думаю, большую трудность представляет установка норм и способы интеграции. Потому что существует множество разных решений, и необходимо понять, какую именно проблему вы пытаетесь решить. IoT известен тем, что зависит от технологий. Появляется интересная технология, и постоянно случаются такие ситуации - давайте внедрим решение, а потом решим, как сделать из него что-то большее. Нужно понять, чего вы пытаетесь достичь, как этому помогут технологии. От технологий ожидают окончательного ответа на вопрос, какие составляющие необходимы, и как разные производители и решения интегрируются между собой, работают вместе. Во-вторых - данные. Большинство решений представляет собой модели, построенные на сервисе, которые генерируют собственные данные, существует множество облачных сервисов, на которых эти данные раздаются. Кому они принадлежат, каким образом передается владение ими при переходе из облака в облако? Мне кажется, решение данного вопроса пока не было найдено. Это проблема похожа на железную дорогу, которую мы строим по мере движения поезда. Я думаю, что главный вопрос - кто конечный владелец всех этих инноваций, кто конечный владелец всей цепи данных.
Стив Брумер: Это интересно, потому что в понедельник я встречался с руководителями нескольких компаний и провел с ними несколько круглых столов. Я спросил их об аналитике данных и о скупке компаний в области аналитки и Big Data, которая повсеместно происходила в прошлом и позапрошлом году. Сейчас мы пытаемся определить, как монетизировать все эти данные, потому что встал именно этот вопрос - кому принадлежат все эти данные, что с ними делать, как заставить эти данные работать, как осуществлять анализ и обработку этих данных.
Падма Дивури, Electric Imp: Да, и как долго хранить данные, потому что их действительно очень много. Особенно, если мониторинг данных производился на уровне устройства - как долго хранить эти данные, где их хранить?
Стив Брумер: С точки зрения взаимоотношений поставщика, клиента и производителя в цепи поставок. К примеру, коробка идет из Шеньчженя к моей двери. К ней прикасаются много разных людей. Как мне в этом поможет IoT? Я не увижу продукт, пока не заберу его на Bestbuy или в Wal-Mart. Я не знаю, откуда пришли бананы, которые я покупаю. Итак, у клиента есть доступ к информации о цепи поставок с помощью маленькой программы - полезно ли это, хочу ли я пользоваться этим как покупатель? Хочу ли предоставлять эту информацию как производитель?
Падма Дувури, Electric Imp: Да, я думаю, что это очень полезно. В особенности, я думаю, что многим людям хотелось бы знать происхождение продуктов. Я думаю, это помогает действовать более осознанно - зная, откуда берется продукция, кто ее делает, знать, что это этично, и что вся цепь ценности продукта этична. Но как это сделать, как произвести интеграцию и справиться с трудностями обработки данных - я думаю, что эти вопросы необходимо решить в первую очередь. Но я думаю, что это несомненно очень полезно, потому что сегодня есть товары высокого качества, которые люди покупают. Компании берут дополнительные деньги, говоря, что продукт сделан из высококачественных материалов, сделан с соблюдением правил этики. Они ставят штампы, на которых написано - натуральный продукт, чтобы клиент поверил. Вопрос в том насколько вы этому верите. Я сомневаюсь, что сегодня это вызывает большое доверие, и было бы здорово знать правду. У меня есть подруга, которая работает в молочном хозяйстве. И мне хочется съездить к ней на работу и посмотреть на то, как делается молоко, которое я покупаю, действительно ли та корова так счастлива, как заявлено. Так что неплохо было бы иметь какие-то гарантии в этой цепочке, что-то, что заставило бы меня чувствовать себя комфортно при покупке продуктов. Это мое мнение.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: С точки зрения сенсоров это тоже интересно, потому что у нас есть клиенты, которые используют SenseAware в качестве части своего бренда, чтобы обеспечить своим клиентам пользу и практичность. Некоторые наши клиенты открыли дополнительные бизнес-возможности, заявив, что используют SenseAware для отслеживания температуры отправления, поддержания необходимого температурного режима, контроля влажности и так далее в зависимости от продукта.
Стив Брумер: Вы размещаете эти компании у себя на портале? Предоставляете им лицензию, чтобы любой их клиент мог отслеживать это?
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: Мы не объединяем наши бренды, но позволяем нашим клиентам приглашать людей к использованию платформы. Клиенту предоставляется веб-приложение - и он может предоставить все функции своим конечным клиентам. Такая возможность предусмотрена в SenseAware, вы можете выдать имя пользователя и пароль любому количеству пользователей, все эти возможности включены. И некоторые клиенты предоставляют такие возможности своим конечным пользователям, а остальные просто используют их для повышения ценности в глазах покупателей, говоря, что использовали SenseAware, имеют такой функционал и могут предоставлять эти данные по запросу. Для того, чтобы клиент доверял им и убедился, что товар будет в безопасности и доставлен в хорошем состоянии.
Стив Брумер: Да, у меня есть клиент Worldcom - спутниковая компания. Им приходилось иметь дело с контейнерами Mers для Wal-Mart. И они могут показать сенсор, установленный на каждом паллете, во всем контейнере, по всему панамскому каналу вплоть до порта в Нью-Йорке. Мы все время повторяли - почему бы не дать всему рынку возможность отслеживания, чтобы точно знать, где находится коробка, когда она сходит с контейнера, когда погружается в грузовик, доставляется в магазин - и все с помощью одного устройства, черной коробочки.
Вопрос из зала (Катрина Фаулер, Hewlett Packard Enterprise): Я бы хотела послушать о реальных случаях использования вашими клиентами, о которых вы могли бы рассказать, что они создают новую эффективность, новую бизнес-модель. Случаи, которые вы считаете инновационными, и хотите поделиться ими со своими коллегами:
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: Спасибо! Мы начинали работать в IoT с области здравоохранения и очень серьезно относились к тому, чтобы удовлетворять требованиям в данной области. Мы считали, что если у нас получится следовать требованиям индустрии здравоохранения, то все остальное будет даваться легче. На этом мы и построили наш сервис, после чего расширили область его применения. Область, которая удивила нас больше всего - авиакосмическая. Мы начинали в авиакосмической индустрии с отслеживания запасных частей для технического обслуживания. Это могли быть очень маленькие части, болты, к примеру. Если поставка неполная, и группе приходится из-за этого задерживаться на земле на лишний час, это выливается в десятки тысяч долларов затрат. Из последних случаев, которые нас очень удивили - клиент внес сотни своих устройств в инвентарный перечень. Итак, устройства отслеживают температуру, в которой находится самолет, когда стоит на земле. Если он слишком нагревается или слишком охлаждается, они включают систему внутри самолета, чтобы сохранить температуру на определенном уровне. Для мониторинга температуры внутри самолета они используют SenseAware, и когда она приближается к крайним значениям, они идут и отключают или включают систему на какое-то время, до того, как станет слишком поздно и приведение самолета в нормальный температурный режим будет стоить очень дорого и займет очень много времени. Это один из примеров.
Также у нас есть пример клиента, который использует SenseAware для отслеживания перевозок образцов костного мозга. Им удалось прийти к соглашению со своими клиентами. Они платят за SenseAware, но экономят на транспортировке, потому что ранее им приходилось отправлять по одному образцу костного мозга за раз, потому что клиенты боялись, что груз может потеряться, а это очень опасно, когда на кону чья-то жизнь. Теперь, когда они используют SenseAware во время перевозок, клиент может убедиться, что имеет возможность одновременной отправки 5-10 образцов костного мозга за раз. То есть они сократили количество грузоперевозок с 10 до 1, сэкономив на этом деньги.
Вопрос из зала: Касательно международной стороны вопроса - есть ли трудности с местной связью, фаерволами и прочим?
Партеш Шастри, MomentaPartners: Уже нет - существуют универсальные параметры и нам удалось преодолеть подобные трудности, вопросы безопасности тоже в основном устранены. Сейчас у нас есть возможность обеспечивать подключение и сетевое взаимодействия устройств на мировом уровне.
И я хотел бы ответить на другой вопрос о том, что может заставить участников цепи поставок использовать технологии IoT. Как вы заметили, IoT зависит от технологий. Самая большая проблема здесь заключается в том, что если вы не занимаетесь решением каких-то очень конкретных задач в бизнесе, участники цепи будут тратить огромные деньги на покупку и внедрение этих технологий. Не знаю, слышали ли вы, но пару недель или дней назад Target заявил, что все их поставщики должны сократить сроки поставок. Если они не будут укладываться в указанные сроки, то им будут выставляться огромные штрафы. Target также заявил, что во все поставки нужно внедрить IoT, и позволить им отслеживать каждое отправление. Все это получилось в результате того, что клиенты не получали товары в обещанные поставщиками двухдневные сроки. Теперь этот период сократили до одного дня. То есть у меня, как у поставщика Target теперь есть два варианта - я могу попытаться придумать, как сделать рассылку более эффективной, либо я могу использовать SenseAware или любую другую доступную технологию. Я могу сократить срок и остаться в рамках схемы, которую им предлагает Target. То есть, я вижу, что
IoT адаптируется более активно, но массовая адаптация произойдет только тогда, когда компании выстроятся в очередь за этими технологиями и будут двигать эти технологии.
Вопрос из зала: Расскажите о самых необычных случаях применения, которые вам понравились?
Падма Дувури, Electric Imp: Я теперь люблю говорить, что самыми денежными являются уже давно существующие области. В плане того, что можно создавать проект с самого начала, а можно использовать уже существующие наработки и применять к ним новые возможности и технологии. Это очень интересный случай. В области цепей поставок существует множество уже существующих возможностей от пополнений запасов до профилактического обслуживания. Например, я знаю, что в принтере скоро закончатся чернила - как мне запустить полное управление процессами поставки, упаковки и в итоге выполнения задачи на клиентской стороне? Мы делали нечто похожее в случае с Pitney Bowes и их франкировальными машинами (Pitney Bowes подключил их на базе IoT-платформы Electric Imp, в то же время Pitney Bowes разработала собственную IoT-платформу Clarity на базе GE Predix для аналитики и предиктивного обслуживания почтового оборудования). В случае с франкировальными машинами, изначально у Pitney Bowes они не были подключены. Но сегодня, когда это сделано, у них нет необходимости вплотную заниматься вопросами его использования, но в то же время это открыло им целый новый рынок и новые отношения. Это автоматический заказ самими машинами расходных материалов, в нашем случае - чернил (полный аналог кнопки Amazon Dash или аналогичного сервиса HP для принтеров), предиктивное обслуживание франкировальных машин, автоматическое обновление ПО, ежемесячные отчеты о расходуемых материалах, обработанной корреспонденции и т.д. Все это возможно теперь, когда есть возможность сетевого взаимодействия у устройств. Я думаю, в этом и заключается движущая сила. В цепи поставок есть новая область робототехники, но и в уже существующих областях есть множество возможностей, и именно это и станет ключом к массовому применению IoT.
Вопрос из зала: Вы ранее упомянули стоимость покупки и эксплуатации, которая слишком высока для всего срока эксплуатации IoT. Мой вопрос о ценах на драйверы, снизятся ли они? Предусмотрена ли гибкость в ваших бизнес-моделях?
Падма Дувури, ElectricImp: Я думаю, это вопрос об общей стоимости закупки и эксплуатации IoT,  что на это влияет и как можно ее снизить. Большинство решений, особенно сейчас, представляет собой решения по типу "создай сам или купи готовое". Мы обычно предлагаем покупать у нас, потому что есть вещи, за которые в таком случае отвечать будем мы. Опять же, существует огромное количество сервис-ориентированных предложений IoT, и я не думаю, что те, кто занимается сервисами, включающими стоимость нескольких продуктов, нескольких облачных сервисов тщательно это продумывают. Скорее всего, они думают только о том, как это все интегрировать и считают, что на этом все заканчивается. Но это не так, особенно, если сетевое взаимодействие предоставляется в виде сервиса, данные в виде сервиса, аналитика в качестве сервиса, бизнес-аналитика в виде сервиса. То есть все, что необходимо интегрировать, понять, сколько можно сделать, как построить бизнес-модель на управлении сервисами и обновлениях этих продуктов. Если кому-то действительно придется приобретать все эти различные сервисы и продукты - ему придется брать на себя слишком много. Когда-нибудь эта проблема решиться, придет понимание, будут созданы стандарты, все будет происходить намного быстрее, но пока что существует также вопрос безопасности. Существует не так много экспертов по безопасности, и если каждая компания наймет одного, их просто на всех не хватит. Каким образом распределить этот ограниченный ресурс, чтобы распространить этот процесс и удовлетворить нужды всех, - вот в чем вопрос.
Стив Брумер: На каждом обсуждении я задаю один неожиданный вопрос и предупреждаю участников о том, что будет задан вопрос, к которому они не готовились. Итак, вопрос - если я, Стив Брумер из 151 Advisors дал бы вам $10 млн для инвестирования, создания и дизайна продукта для данного сегмента отрасли, на котором вы бы сделали 25% инвестиционного дохода и вернули бы мне деньги через 2-3 года - какой бы продукт вы создали?
Партеш Шастри, Momenta Partners: Можно увеличить в 2 раза и попросить еще $10 млн?
Стив Брумер: Зависит от идеи:
Партеш Шастри, Momenta Partners: Если придерживаться области цепи поставок, в IoT и области сетевого взаимодействия происходит много чего. В цепь поставок можно внедрить так называемые резервные решения, которые упростят применение технологий, так как элементы, которые заимствуются в цепь поставок не обязательно должны как-то совершенствовать или улучшать качество технологии. То есть любой может создать что-то наподобие Dropbox или Google, только в виде сервиса, который позволит им превратиться в biggy.com. PR технологии говорят нам о том, что приложение можно создать из чего угодно, если при этом сократить расходы или сделать что-то одноразовое, организовав при этом сетевое взаимодействие и встроенные функции.
Эмбер Уильямс, SenseAware/FedEx: Я полностью согласна по поводу одноразовости, нас ежедневно спрашивают об этом при работе с SensAware - о возможности приобретения маленького устройства, которое не жалко, если оно потеряется или сломается. Слово "одноразовый" довольно забавное, потому что может означать совершенно разные вещи, в зависимости от того, с кем разговариваешь. Можно говорить с компанией, которая заказывает 2 одноразовых устройства для одной грузоперевозки. Или о том, что на каждую отдельную грузоперевозку нужно установить сенсор, для этого требуются технологии, какие-то действия. И на каждом сенсоре будет ярлык "одноразовый". С точки зрения оборудования, с точки зрения ПО, и возможностей, которые позволят осуществлять продвинутую аналитику для усовершенствования цепи поставок. Не просто отчет о местоположении и состоянии груза, о том, что он прибыл в место назначения. А подробные сведения, о том, что груз двигается по такому-то переулку, или о том, что в это время года ожидается холодная погода, поэтому нужно использовать больше утеплителя. Или о том, что груз, который движется по этому переулку, в этом месяце не успевает к погрузке в самолет, поэтому нужно изменить маршрут. Продвинутая аналитика, которая позволит пользователям усовершенствовать цепь поставок.
Падма Дувури, Electric Imp: Не могу ничего сказать про инвестиционный доход. Это просто мечты, я мечтаю, что когда-нибудь у нас будет гармоничный рынок. Например -  я, имея магазин, смогу получать информацию. Как я уже говорила, есть аспект намерения и аспект потребления - чтобы я могла выбирать о каких продуктах мне хочется узнать, выбрать складскую цепь поставок, к которой хотела бы подключится, выбрать цепь поставок средств передачи и обработки информации, выбрать вид укладки товара на складе, выбрать виды продуктов, которые я бы хотела иметь на складе, подключиться к складу, понять каким образом будет производится транспортировка, как товар попадет в мой магазин и интегрируется на моей полке. Сегодня создаются множество систем и в конце концов мир IoT сможет соединить в себе все эти возможности, данные, понимание структур данных, возможности делиться данными. Возможно, такого никогда не будет, но я об этом мечтаю.
Стив Брумер: Коллеги, давайте на этом завершим. Спасибо большое вам за интересную дискуссию и вопросы!
Фото: json.tv
Json.tv