← Автомобильные грузоперевозки

Денег от "Платона" оказалось слишком мало

Росавтодор будет добиваться повышения в два раза тарифов в системе "Платон". Проблема увеличения сборов с дальнобойщиков пока обсуждается в правительстве. Эксперты отмечают, что ведомству не хватает собираемых средств на финансирование проектов платных дорог в регионах в рамках государственно-частного партнерства. В конце сентября Росавтодор представит рейтинг проектов, который определит, какие из них сможет финансировать государство.

В понедельник глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что ведомство выступает за повышение тарифов за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой 12 тонн и выше в рамках системы "Платон". "Росавтодор предлагает вернуться к прежнему тарифу и отменить льготный коэффициент", - сказал глава Росавтодора.
Напомним, что с 15 ноября 2015 года, когда с владельцев большегрузов начали взимать плату за проезд по федеральным дорогам, и по настоящее время действует льготный тариф - 1,53 руб. за 1 км пути. Полный тариф, который составляет 3,06 руб., правительство собиралось вводить сначала в марте 2016 года, затем летом текущего года, а позже и вовсе задумало отложить до 2019 года.
Как отметил Старовойт, на прошлой неделе состоялось совещание под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, на котором вопрос повышения тарифов "Платона" обсуждался вновь, однако окончательного решения принято не было.
"Вопрос о целесообразности возможного изменения коэффициента расчетов в системе "Платон" будет рассматриваться вышестоящими инстанциями, - пояснили "Газете.Ru" в пресс-службе Росавтодора. - Мы хотим подчеркнуть, что
дополнительные поступления от сборов системы "Платон" в дальнейшем позволили бы добиться еще больших успехов в сфере повышения качества и безопасности автомобильных дорог страны".
Как выяснила "Газета.Ru", предложение Росавтодора о повышении тарифов прежде всего может быть связано с острой нехваткой собираемых сейчас средств, из которых государство планирует финансировать региональные проекты по строительству платных дорог в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
Актуальность вопроса повышения тарифов "Платона" связана и с тем, что о результатах рассмотрения заявок по региональным проектам ГЧП Росавтодор должен объявить уже в конце сентября, представив рейтинг проектов, на основании которого будет приниматься решение о финансировании.
Напомним, что ранее регионы отправили в Росавтодор семь заявок на финансирование строительства платных дорог за счет денег, собранных с большегрузов. ГЧП по этим проектам предусматривает трехстороннюю систему финансирования: из федерального (не более 50% для автомобильных дорог и не более 75% для искусственных дорожных сооружений) и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала (не менее 15%).
В числе предварительно одобренных ведомством заявок оказались обход Хабаровска, мост через реку Обь в Новосибирске, трассы Пермь - Березники, Стерлитамак - Магнитогорск и восточный выезд из Уфы на трассу М-5 "Урал", окружная дорога вокруг Тюмени и дорога в Самарской области.
По данным "Газеты.Ru", количество прошедших предварительный этап отбора заявок впоследствии фактически сократилось до пяти. Как отмечает источник "Газеты.Ru", близкий к Росавтодору, проекты Самарской и Тюменской областей могли быть исключены из-за их недостаточной проработанности.
"Эта информация на уровне слухов. Однако примечательно, что представителей от этих регионов не было на семинаре, посвященном этой теме, который Росавтодор проводил в Москве 23 сентября", - отмечает собеседник.
Представитель Росавтодора эту информацию опроверг.
Рейтинг проектов, претендующих на получение государственной поддержки, Росавтодор объявит на инвестиционном форуме "Сочи-2016", который начнется 29 сентября.
Проекты платных дорог, которые претендуют на выделение бюджетных средств в 2017 году, весьма дорогостоящие. В частности, строительство объезда Хабаровска, проект, который в Росавтодоре называют одним из наиболее перспективных, предполагает выделение из бюджета 29 млрд руб., а общие затраты на реализацию проекта составят почти 45 млрд руб. Новосибирский мост обойдется примерно в 40 млрд руб., а из федерального бюджета регион просит на проект 25 млрд руб.
И в других регионах, которые пока не попали в список первоочередных претендентов, также рассчитывают на существенное финансирование. Например, в Удмуртии чиновники хотят получить 17,5 млрд руб. от государства на строительство обхода Ижевска - половину от общей стоимости дороги. В регионе рассчитывают начать строительство трассы уже в 2018 году.
Стоит отметить, что с 15 ноября 2015 года по 15 сентября 2016 года "Платон" собрал лишь около 13,8 млрд руб.
При этом, как писала "Газета.Ru",
согласно прогнозу Минфина, доходы от "Платона" в ближайшие три года будут составлять в среднем около 20 млрд руб. в год.
В 2017 году ожидается поступление в бюджет 19,975 млрд руб., в 2018 году - 20,215 млрд руб., а в 2019 году - 20,510 млрд руб.
Таким образом, денег, которые приносит "Платон", хватит на финансирование в рамках ГЧП отнюдь не всех региональных проектов.
Однако в пресс-службе Росавтодора отмечают, что сразу несколько региональных ГЧП-проектов могут быть профинансированы за счет сборов системы "Платон". "Финансовые модели региональных проектов предполагают не единовременную выплату от государства, а дифференцированные межбюджетные трансферты в течение нескольких лет. Такая схема позволит приступить к финансированию сразу нескольких проектов", - поясняют в ведомстве.
"На сегодняшний день на бюджетное финансирование могут рассчитывать один-два проекта, - говорит "Газете.Ru" глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. - Ведь
часть из собираемых "Платоном" средств государство еще выплачивает концессионеру проекта (государство обязано выплачивать 10,6 млрд руб. в год концессионеру "Платона" - РТИТС).
Поэтому повышение тарифов "Платона" можно объяснить нехваткой средств на финансирование проектов ГЧП в регионах. Мы считаем повышение тарифов обоснованным - изыскивать дополнительные средства на развитие региональных дорожных проектов очень сложно. Но в целом "Платон" в данном случае - это не панацея, а просто одна из возможностей".
"Понятно, что денег на строительство дорог в регионах мало, - говорит "Газете.Ru" глава Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Бликнин.
- Конечно, тарифы "Платона" повышать надо или же искать другие источники поступления денег. При этом сборы с тяжелых грузовиков - маленькая часть дорожного кошелька, но сейчас этот кошелек просто не работает.
В год содержание "Платона" обходится в 10 млрд руб. Кроме того, плательщиков скоро освободят от транспортного налога - это еще минус 10 млрд руб. из бюджетов регионов".
По словам Ревзиной, тем регионам, которые подали заявки в Росавтодор, но не получат в итоге поддержки государства, стоит задуматься о плане Б. "Мы уверены, что даже в случае отсутствия государственного финансирования при правильном структурировании проекта возможно привлечь на него средства с рынка, - говорит собеседница. - Проекты, которые уже были реализованы, это подтверждают. Конечно, инвестиции должны быть возвращены. Но можно возмещать вложения уже после запуска проекта в эксплуатацию и не предусматривать капитальный грант - софинансирование в строительство, то, на что претендуют инвесторы по региональным проектам.
В итоге те региональные проекты, которые не получат федеральное финансирование, смогут не только не распасться, а, напротив, могут быть даже быстрее реализованы, чем проекты с госучастием. Ведь федеральное финансирование - это долгая процедура".
По мнению Блинкина, из-за кризиса без государственной поддержки инвесторы в одиночку не будут вкладываться в крупные проекты по строительству платных дорог, поэтому выделение государством на эти цели средств, в том числе собранных "Платоном", имеет большое значение для развития дорожного хозяйства в регионах.
Декларируемая цель введения сбора с фур - обеспечение за счет собранных средств поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. При этом
уже спустя несколько месяцев работы "Платона" чиновники из дорожной отрасли заговорили о том, что собранные с большегрузов средства стоит направить на строительство в регионах платных дорог и мостов, а не на ремонт существующих.
Впрочем, в 2016 году правительство все же распределило собранные средства - 10,85 млрд руб. - на неотложный ремонт дорог в регионах вместо строительства новых платных трасс. Кроме того, еще 12 млрд руб., якобы собранных "Платоном", были выделены из бюджета на строительство и ремонт уникальных искусственных дорожных сооружений в ряде субъектов. Теперь регионы ждут составления Росавтодором рейтинга своих проектов ГЧП. Решение о финансировании должны будут утвердить межведомственная комиссия при Минтрансе и правительство, а деньги начнут выделяться в первом квартале 2017 года.
Фото: samarskie-voditeli.ru
Газета.ру