← Автомобильные грузоперевозки

"Платон" и не только: сколько перевозчик платит за дорогу

Налог на транспорт обещали отменить в своё время, но не отменили. Акцизы на бензин с начала года повышали уже два раза. Теперь не за горами - увеличение тарифов в системе "Платон", причём, сразу вдвое. Затраты большие, но это далеко не всё. Дальнобойщики рассказали, во сколько сегодня обходится доставка грузов небольшим грузоперевозчикам.

На грузоперевозчиков государство давит сразу с трёх сторон. Во-первых, они, как и все автовладельцы, платят за акциз, заложенный в цену топлива, во-вторых, выплачивают транспортный налог, а, в-третьих, платят за каждый километр пути своих большегрузов по федеральным трассам в рамках системы "Платон".
Ранее министр транспорта России Максим Соколов заявил, что "Платон" "работает нормально", а потому на "рубеже 2016-2017 годов" будет решён вопрос о переходе на полный тариф. А это значит, с одного километра пути водители большегрузов будут платить не по 1,53 рубля, а по 3,06 рубля.
- При льготном тарифе в 1,53 рубля дополнительные расходы для перевозчиков составляют 150 тысяч рублей в год. Если будет 3,06 - это 300 тысяч рублей расходов в год. Для сравнения, многие перевозчики сегодня зарабатывают 300-500 тысяч рублей в год, - рассказывает дальнобойщик, председатель "Объединения перевозчиков России" Андрей Бажутин.
- Доллар, евро подскочили, у нас машины импортные, комплектующие импортные, соответственно, расходная часть увеличилась. Неоднократно обещая отменить транспортный налог, поднимали акцизы на топливо. У нас в стоимости перевозок 50% - это только топливо, - продолжает дальнобойщик.
И это только вершина айсберга.
Перевозчик, бывший владелец ООО и работодатель, пожелавший остаться инкогнито, делает более подробный расчёт расходов.
- Акциз поднят дважды, планируют поднять ещё. Топливо непомерно дорогое. Дорожный сбор "Платон" и плату за М-4 (Трасса "М-4 Дон" - прим. ред.) никто не отменял, плата высока и неадекватна. Топливо стало хуже качеством - перерасход. Мы работаем за кредитные деньги - платим проценты. Запчасти дорожают каждый день по курсу евро, работаем только на запчасти теперь. До 2016 года мои колёса стоили 16 800 рублей, на днях я их покупал уже за 24 500. Продукты, квартплата, земля и налоги для россиян дорожают, но зарплаты не растут, как и доход, - перечисляет перевозчик.
Расчёт получается такой. Везёт, к примеру, человек 20 тонн груза, на 100 километров нужно 36 литров, стоимость литра топлива - 36 рублей, итого, за 100 километров - 1286 рублей. А ещё нужно масло в двигатель (280 рублей за 36 литров), масляный фильтр (800 рублей), воздушный фильтр (3 тысячи рублей), салонный фильтр (500 рублей). Получаем 14380 рублей на 30 000 километров или для ровного счёта - 500 рублей со 100 километров.
- В сутки проезжаем 500-600 километров в среднем. Кушать, душ, туалет - около 1000 рублей на 500 километров, или 200 рублей на 100 километров, - продолжает он.
Включаем сюда колёса для большегруза: 12 штук по 23 тысячи рублей, получаем 276 тысяч рублей примерно на 200000 километра пробега, или 138 рублей на 100 километров. Ещё ремонт - 5 тысяч рублей в месяц, техобслуживание - 3 тысячи рублей в месяц, плата за стоянку - 2 тысячи рублей в месяц, оплата услуг бухгалтера 7 тысяч рублей в месяц. Страховка - 8 тысяч рублей в год, техобслуживание - 3 тысячи рублей в год, карта водителя - 1100 рублей в год, тарировка - 1100 рублей в год. За год водитель проезжает в среднем около 120 000 километров, из расчёта на 100 километров эти расходы составляют 138 рублей.
Не забываем и плату за дороги в системе "Платон": умножаем 1,53 рубля на 100 километров, получаем 153 рубля за 100 километров пути. В скором будущем будет 3,06 рубля, что составит 350-400 тысяч рублей в год. Надо учесть и платные участки со шлагбаумом: 10 рублей - со 100 километров.
А ещё - непредвиденные расходы в виде проколов колеса (ремонт 1-2 тысячи рублей), взрывов колеса (24 тысячи рублей), щеток для стёкол (300), жидкости для стёкол (200 рублей за 5 литров), помывки машины раз в месяц (1500 рублей) и прочего. Примерно 120 тысяч рублей в год при пробеге 120000 километров, или 100 рублей со 100 километров. Наёмный водитель - ещё 5 рублей с километра, или 500 рублей со 100 километров.
- Итого - 3078 рублей на 100 километров, то есть примерно 31 рубль с одного километра пути, - отмечает перевозчик.
Сумма кажется небольшой? Так и получают с километра немного. По словам бывшего владельца ООО, на рынке предлагают перевозки за 29-33 рубля за километр. По оценке Андрея Бажутина, от 25 до 35 рублей за километр в зависимости от направления и груза.
Как выживают перевозчики при такой системе?
Во-первых, минимизируют все возможные расходы на обслуживание машины, что, конечно, приводит к износу и поломкам. Во-вторых, урезают зарплату работнику - до 3,5-4,5 рублей с километра. В-третьих, экономят на колёсах - ездят на плохой резине, на сленге перевозчиков это называется "докатки", что, естественно, чревато аварийными ситуациями. В-четвёртых, покупают топливо хуже качества за 27-30 рублей, постепенно убивая топливную аппаратуру.
И это ещё не весь список. Увеличивают пробег, сокращая время на отдых и сон. Не обновляют авто - ездят до последнего, пока машина не превратится в груду металлолома. И, в конце концов, сами владельцы ООО или ИП пересаживаются за баранку, увольняя штатного работника, чтобы сэкономить на зарплате и удержаться на плаву.
По словам перевозчика, сегодня хозяин грузового автомобиля при тех тарифах, которые предлагают на рынке, чистыми зарабатывают примерно 5 рублей с километра, или 500 рублей со 100 километров, или 5000 рублей с 1000 километров, или 50 000 рублей с 10 000 километров.
- Но и эти деньги он не зарабатывает сегодня, а лишь возвращает то, что когда-то потратил на бизнес, влезая в кредит, - говорит перевозчик.
- Потратил 5 миллионов рублей на сцепку, теперь, спустя 5 лет, сцепка стоит 2 миллиона рублей. Делим "выпавшие" 3 миллиона рублей на 50 000 рублей, получаем 60 месяцев. Это срок, за который мы возвращаем себе ущерб в виде упавшего за 5 лет в цене автомобиля без шанса обновить парк, потому что от 50 000 рублей в месяц уже ничего не остаётся, - констатирует бывший владелец ООО.
И при этом напоминает, что "наматывая 10 000 километров в месяц, человек не вылезает из машины сутками и работает почти без выходных в условиях не офисных, рискуя жизнью ежесекундно".
По данным Минтранса, с начала работы системы "Платон" в федеральный дорожный фонд поступило свыше 14 миллиардов рублей.
По словам председателя ОПР, собранные с большегрузов деньги за проезд по федеральным трассам, несмотря на обещания, на федеральные трассы почти не тратятся, в основном идут - на региональные.
Вопреки отчёту главы Минтранса о том, что всё хорошо, мы, скорее, в минусе, чем в плюсе.
-  Господин Соколов заявляет, что система работает адекватно, собираемость хорошая. За всё это время собрали 14 миллиардов рублей. 10,8 миллиарда выделили на дороги, причём, не на федеральные, на которые это собирается, а на региональные. 5,3 миллиарда выплатили концессионеру, ещё миллиард с чем-то выплатили концессионеру в прошлом году. Общая сумма затраченных средств составляет 17 миллиардов рублей, а собрали 14, то есть на три миллиарда бюджет уже в минусе, - говорит Андрей Бажутин. - Из федеральных трасс потратили на дорогу "Кола" и "Каспий". И на той, и на другой на трёх километрах пути провели ремонт. Для понимания, протяжённость автодороги "Кола" - 1590 километров, а "Каспия" - 1380 километров.
- Если настолько хорош "Платон" на сегодняшний день, как они заявляют, то зачем поднимать тариф? Они говорят, что всё работает, они строят на эти деньги, - добавляет председатель ОПР.
Напомним, система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовых автомобилей массой свыше 20 тонн начала действовать с ноября 2015 года. "Платон" вызвал волну протеста среди дальнобойщиков, которая не утихает до сих пор. По словам Андрея Бажутина, дальнобойщики готовят новые митинги.
Фото: smotra.ru
ПРОВЭД