← Автомобильные грузоперевозки

Почему дальнобойщики объезжают Татарстан?

На прошедшей в Нижнекамске встрече с предпринимателями в рамках проекта "Бизнес и власть: откровенный разговор" присутствовал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ Ратмир Шайдуллин. Руководитель одной из фирм поведал ему недавнюю историю, когда к ним ехала машина с грузом. Проблема, с которой столкнулась фирма "Краст" Василя Шайдуллина, в Татарстане известна и обсуждается давно - весовой контроль.

"К нам везли груз, - рассказал предприниматель. - На посту весового контроля в Поисево весы показали перевес в 400 килограммов. Цена вопроса - 1400 рублей. Это штраф за перевес. Но кассы, чтобы оплатить штраф на месте, на посту в Поисево, нет, она находится в Набережных Челнах. На чем водителю добираться в Челны для оплаты этого штрафа? В результате машину увезли в Мензелинск на штрафстоянку. Водитель на перекладных добрался до Челнов - касса оказалась закрытой. Дело было в пятницу, машина в итоге три дня простояла на штрафстоянке, у фирмы убыток в 14 тысяч рублей. В понедельник водитель оплачивает этот штраф. Но он не из нашего региона. Где он, по-вашему, должен эти три дня жить в Челнах, если его машину забрали на штрафстоянку? Как он будет добираться обратно? Ему ведь, согласно регламенту, надо сначала приехать обратно в Поисево, получить там разрешение на свой автомобиль, а потом ехать в Мензелинск, чтобы забрать машину. Что за беспередел?!" И тут же под аплодисменты в зале Шайдуллин внес предложение: "Надо перенести кассу в Казань или в Москву и сделать так, чтобы она работала вообще всего только один день в неделю. Тогда налогов государство сможет собрать гораздо больше. Либо на каждый пункт весового контроля следует установить кассу, чтобы ни один подобный пост не мог без нее функционировать. Спасибо".
Нагуманов, которому пришлось комментировать мытарства водителя, для начала напомнил, что обращение, касающееся работы постов весового контроля, уже не первое: "Ситуация по постам весового контроля действительно непростая, мы проанализировали действующее законодательство, но там не все так однозначно. Мы этот вопрос отрабатывали с ГИБДД, и там все вроде бы находится в правововом поле. Грубого нарушения там нет. Я тоже считаю, что это категорически неправильно, когда машину задерживают на посту и ставят на штрафстоянку, хотя предприниматель готов с ходу заплатить этот штраф. Но ему не предоставляют такой возможности. У нас есть проекты решения по этому вопросу, но пока до конкретики, к сожалению, нам дойти не удалось".
or251016.jpg
Обратив взор в сторону руководителя управления прокуратуры, омбудсмен сказал: "Может быть, прокуратура нас в этой части поддержит? Мы ситуацию полностью понимаем. Это как раз тот случай, когда нужно просто додавить, что ли". Однофамилец предпринимателя Шайдуллина согласился, что процедуры, через которые пришлось пройти водителю фуры, действительно следовало бы упростить и сделать по возможности более удобными. "Да, предприниматель допустил нарушение, но это не значит, что он должен экономически страдать. Этот момент нужно поправить. Мы, думаю, совместно с бизнес-омбудсменом и представителями ГБУ "Безопасность дорожного движения" рассмотрим это обращение и совместно проработаем вопрос", - пообещал представитель прокуратуры, добавив, что никто не запрещает предпринимателю подать иск о взыскании убытков. И если таких исков в суд будет поступать много, то, по мнению Шайдуллина, руководство бюджетного учреждения задумается об усовершенствовании системы.
Тут к месту случай, произошедший буквально несколько дней назад, вспомнил оказавшийся в зале предприниматель-дальнобойщик из Альметьевска Рашид Мухаметдинов. "Буквально 10 дней тому назад я вез груз из Перми в Самару. Нормально проехал весовой контроль в Перми, в Ижевске, в Челнах. Подъезжаю к весовому контролю у поселка Акташ - на двух мостах машины весы показывают перегруз 180 и 240 килограммов. И ничего я не смог доказать! В конечном итоге просто дал взятку, потому что машину могли бы точно так же арестовать на неделю, а мне в понедельник груз нужно было в Самаре новый получать", - честно изложил ипэшник свою историю.
Услышав слово "взятка", активизировался Шайдуллин. Он первым делом заявил предпринимателю, что этот вопрос прокуратура возьмет на контроль и проведет проверку по изложенным фактам. Тут же как версию озвучил, что "что-то там, на этом посту в Акташе, по всей видимости, могло произойти с оборудованием".
"Есть еще один нюанс, - вставил свой комментарий на щекотливую тему Нагуманов. - Я вообще про взятку комментировать даже не могу. Потому что ГБУ БДД, формулируя применение новой системы и вводя подобную проблемную для эксплуатантов систему оплаты, рассматривают как своего рода форму борьбы со взятками. Они говорят, что на месте платить нельзя, все нарушения сразу фиксируются автоматитически и передаются в центральный офис. И на месте, на посту весового контроля, уже категорически нельзя ничего отыграть назад. А тут человек говорит, что дал взятку и поехал дальше... Сегодня законодатель отрегулировал эту систему так, что если зафиксировано правонарушение одним оборудованием, то контрольное взвешивание не предусмотрено. Его нет в регламентах. Возможно, нам совместно с прокуратурой эту тему удастся как-то разрулить", - вновь обратился свой взор на Шайдуллина Нагуманов.
Надзорник предположил, что в весах, возможно, есть какие-то уловки. Но
обмудсмен заявил, что руководство ГИБДД заверяло его, что Татарстаном были закуплены едва ли не самые лучшие в мире весы.
"С другой стороны, большинство перевозчиков говорят, что по всей России ездят, везде все нормально, а в республику заезжают - и перегруз".
"Да, так и есть! - подтвердил слова Нагуманова Мухаметдинов. - Водители из других регионов первым делом спрашивают: как можно Татарстан объехать?!" "Через Татарстан всегда возить дороже, - признал Нагуманов. - Московские компании, с которыми я сталкивался, говорят, что если они везут груз на Урал, то стараются не ехать через Татарстан, потому что тариф на перевозку в этом случае существенно увеличивается. При этом они сами объясняют это тем, что в Татарстане меньше гаишников-взяточников, с которыми можно договориться на месте, чем в других регионах. Поэтому если вопросы с перегрузом решаются через кассу, расположенную к тому же или в Челнах, или в Казани, то перевозка и становится для них дороже", - сказал Нагуманов, добавив все же в завершение, что все, что он сейчас сказал, "всего лишь слухи", а он их "просто воспроизвел".
В основных коррупционных схемах на пунктах весового контроля попытались разобраться журналисты "Комсомольской правды".
Настоящая кормушка - взвешивание фур на федеральных дорогах, полагают они. По правилам грузовик с товаром не должен весить больше 40 тонн. Кроме этого, отдельно учитывается и нагрузка на каждую ось (чисто российское ноу-хау, в Европе такого нет). Если неправильно заполнить прицеп и передавить какое-то колесо, то штраф гарантирован - хотя общая масса машины может оставаться в пределах нормы.
- Нигде в стране нет частных весов, показывающих нагрузку на оси,
- рассказал "КП" председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов. - Такое оборудование есть только у проверяющих служб. Грузовик может весить 37 - 38 тонн (с запасом вписываться в нормы), но все равно фирму накажут.
Штраф на юрлицо от 150 до 800 тысяч рублей. Пара таких протоколов, и коммерсант просто разорится. Поэтому инспекторы за благодарность соглашаются выписать штраф только на должностное лицо - это уже 25 - 30 тысяч рублей.
Ладно бы контролеры наказывали одних нарушителей, которые ездят с перегрузом и портят дороги. При помощи "правильных" весов инспектора могут прижать любого!
- Все дальнобойщики знают проклятое место в Набережных Челнах (Татарстан),
- рассказала "КП" хозяйка транспортной фирмы Екатерина. - В городе три пункта весового контроля, объехать их невозможно. Все транзитные фуры проверяют в каждом месте. Двое весов проходишь нормально, а на третьих у тебя неожиданно обнаруживают перегруз.
Дальше все грузовики-нарушители отправляются на штрафстоянку в 70 километрах от города. Водитель на такси должен съездить в местный УГАДН и оформить протокол. Работники у весов бумаги сами не заполняют. Если фуру тормознули ночью, шоферу надо дождаться следующего дня, чтобы попасть на прием. При этом час пользования спецпарковкой стоит 150 рублей.
- По всей стране хозяева штрафстоянок подкармливают инспекторов, - рассказал "КП" источник в Ространснадзоре. - Обычно полученные деньги делят 50 на 50.
По словам Екатерины, обжаловать наказание практически невозможно. Взвешивают фуру сотрудники УГАДН, а штраф выписывают инспектора ГИБДД. Начинаешь жаловаться одним - и тебя тут же отфутболивают в другую структуру. И так без конца.
Между прочим, с весами грешат и в столичном регионе. Фуре спокойно могут нарисовать лишнее, чтобы содрать с водителя деньги.
- Этим летом мой грузовик вез стальные балки, - рассказал "КП" свою историю предприниматель Сергей. - Я знал, что машина с товаром весила 34 тонны. У продавца на металлобазе точные цифровые весы - с их помощью учитывается груз, а платить надо за каждый килограмм. Вдруг фуру тормозят на пункте весового контроля. После проверки (недалеко от пересечения МКАД и Волгоградского проспекта. - Авт.) водителю заявили, что у него общий вес 35,5 тонны и есть перегруз по одной оси. Вдруг откуда-то взялись лишние 1,5 тонны.
Машину быстро эвакуировали на штрафстоянку. За услуги тягача с Сергея взяли почти 30 тысяч рублей. И еще 150 тысяч штрафа за перегруз. На парковке есть контрольные весы, но пользоваться ими сразунельзя! Тяжеловоз взвешивают только на выезде, когда фургон облегчат.
- В кузове вместе с балками лежала упаковка деталей весом ровно в 1 тонну и 5 кило, - продолжил рассказ Сергей. - Это заводская продукция в таре. Мы вынули одну эту коробку и загнали грузовик на проверочные весы штрафстоянки. Оказалось, что машина полегчала на 2,5 тонны! Приписка сразу и вскрылась.
По материалам Бизнес Online и "Комсомольской правды"
Фото: chelnyltd.ru
БИЗНЕС Online