← Негабаритные и опасные грузы

За гранью возможного: спецоборудование для перевозки негабаритных грузов

За прошедшие месяцы 2016 г. многие специалисты отметили всплеск интереса к новым продуктам в сфере специального оборудования для перемещения негабаритных и тяжеловесных грузов. На фоне стабильного спроса со стороны конечных пользователей производители продолжают вкладывать средства в новые разработки.

Для того чтобы получать заказы и идти в ногу со спросом на этом узкоспециализированном рынке, конечные пользователи оборудования должны иметь парк, который может принять любой вызов, будь это транспортировка лопасти ветрогенератора или супертяжелой установки для нефтехимической отрасли. От производителя в свою очередь требуется спроектировать и изготовить специализированное транспортное оборудование для решения соответствующих задач. Проекты по транспортировке сверхтяжелых грузов ежедневно реализуются по всему миру.
Так, например, в конце августа завершилась доставка четырех единиц крупногабаритного оборудования (два реакционных аппарата гидроочистки, аппарат депарафинизации и горячий сепаратор), произведенных на "Ижорских заводах" (Санкт-Петербург), для строительства комбинированной установки переработки нефти "Евро+" на Московском НПЗ. Высота самого крупного из аппаратов составила 30,7 м, диаметр - 3 м. Общий вес оборудования превысил 700 т. Движение по улицам Москвы осуществлялось ночью в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Для доставки каждой единицы оборудования использовалось два тягача и модульный транспортер из 20 осевых линей Goldhofer THP/SL. Безостановочное движение грузовой колонны обеспечивали машины сопровождения, автовышки осуществляли подъем проводов троллейбусных линий для проезда транспортной колонны. По прибытии аппараты были размещены на специально оборудованной площадке на территории МНПЗ. В соответствии с графиком строительных работ монтаж оборудования начнется в ноябре 2016 г.
Строительство установки "Евро+" - это один из ключевых проектов второго этапа комплексной модернизации Московского НПЗ, которую продолжает компания "Газпром нефть". Ввод в эксплуатацию "Евро+" позволит МНПЗ повысить объем и глубину нефтепереработки, увеличить выход светлых нефтепродуктов, перейти на четырехлетний межремонтный период, улучшить показатели энергоэффективности и дополнительно сократить воздействие производства на окружающую среду.
В Казахстане в августе завершился еще один значимый проект. С участием британской компании ALE, которая специализируется на перевозках тяжелых грузов, в пределах города Атырау с территории ТОО "Атыраунефтемаш" на Атырауский НПЗ был перевезен крупногабаритныйбункер свежего катализатора Т-0102. Изделие предназначено для временного хранения и для ввода дополнительного количества свежего катализатора к реакторному блоку. Бункер является составной частью каталитического крекинга комплекса глубокой переработки нефти. Высота его составляет 41,5 м, диаметр - 8 м, а общий вес - 465 т. Груз с помощью четырех гидравлических домкратов грузоподъемностью 130 т каждый был поднят на высоту, достаточную для заведения под него самоходной модульной транспортной системы Golhofer серии PST, состоящей из 24 осевых линий. Для реализации проекта понадобилось почти 70 осевых линий в различных конфигурациях. Транспортировка самой крупной части бункера была осуществлена на самоходном транспортере, дистанционно управляемом с помощью пульта. Две остальные части перевезли на модульных прицепах, которые тянули за собой специализированные седельно-балластные тягачи.
Расстояние между Атыраунефтемаш и НПЗ составляет около 9 км, но колонна пошла в обход, через центр города Атырау, так как трубопроводные магистрали ТЭЦ стали препятствием для доставки продукции на завод кратчайшим путем. Необходимо было обеспечить точное маневрирование по узким улицам центральной части города. На некоторых поворотах оси пришлось поднимать, чтобы преодолеть бордюры и не повредить оборудование или инфраструктуру. Чтобы свести к минимуму неудобства для граждан, перевозка проводилась только по воскресеньям в часы с наименьшим трафиком.
Неудивительно, что транспортная компания Vanguard, базирующаяся в ЮАР, при решении вопроса о пополнении своего парка также остановила выбор на продукции Goldhofer. Модули THP/SL и самоходные модули PST/SL, которые способны выдерживать нагрузку до 45 т на осевую линию, используются для обеспечения перевозок для основных клиентов Vanguard, большая часть которых работает в сфере электроэнергетики и нефтепереработки. Существенным преимуществом является способность модулей THP/SL и самоходных модулей PST/SL со-единяться между собой, что позволяет клиентам значительно увеличить предельный вес перевозимого груза без существенных затрат. Значительные инвестиции в этом регионе в настоящее время направляются на расширение генерирующих мощностей, а также реконструкцию существующих электростанций и распределительных сетей.
Среди последних разработок компании Goldhofer можно отметить новый универсальный модуль с технологией "ADDrive", который представляет собой интеллектуальное решение, позволяющее объединить преимущества несамоходного и самоходного модулей. При этом реализуется широкий спектр возможностей с точки зрения тяговой силы, скорости и рентабельности. С "ADDrive" уходит в прошлое необходимость перегрузки с транспортного средства на один или несколько самоходных модулей, а эта процедура может потребоваться не один раз при исполнении некоторых проектов. Кроме того, такое решение полезно при пересечении мостов: модули с "ADDrive" можно буксировать до моста, а затем при пересечении моста использовать в качестве самоходного транспортного средства с активным тяговым усилием. Общий вес транспорта, таким образом, значительно снижается.
Новый модуль может быть полностью отключен от гидромеханического привода, что позволяет включать модули с системой "ADDrive" в состав буксируемого прицепа и позволяет транспортировать груз на скорости до 80 км/ч без каких-либо рисков повредить технику.
"ADDrive" может быть соединен с любым модулем Goldhofer семейства SL. В некоторых ситуациях, например, при эксплуатации в горных районах, модуль "ADDrive" может заменить собой дополнительный тягач и применяться в паре с обычным тягачом для того, чтобы безопасно и эффективно преодолевать подъемы. Для повышения безопасности при управлении "ADDrive" оснащен быстро реагирующей электронной тормозной системой (EBS).
1.jpg
В связи с активным развитием в последние годы альтернативных источников электро-энергии компания Goldhofer предлагает своим клиентам особую линейку полуприцепов для перевозки сверхдлинных объектов, например лопасти ветрогенераторов. Серия SPZ-GP Super Lift представляет собой полуприцепы повышенной грузоподъемности с возможностью раздвижения до 70 м. В прицепах используется гидравлический гусек для возможности преодоления значительных неровностей дороги, будь то ямы, ж/д переезды или возвышенности. Великолепная маневренность и повышенная грузоподъемность обеспечиваются использованием маятниковых осей с гидравлической подвеской и принудительным гидравлическим управлением. Для менее искушенных компаний на заводе всегда есть в наличии стандартные предложения для перевозки длинномеров. STZ-DL 4AAA - телескопический 4-осный полуприцеп с невысоким гусаком, троекратным раздвижением рабочей площадки до 54 м и погрузочной высотой менее 1200 мм.
Компания ALE, один из крупнейших мировых игроков, специализирующихся на перевозках крупногабаритных грузов, объявила о планах инвестировать в производство линейки прицепов с расширяющейся платформой.
Прицепы разрабатываются совместно с компанией Goldhofer. За счет расширения рамы с 3,6 до 4,3 м и увеличения межосевого расстояния с 1500 до 1650 мм уменьшилось давление на грунт. Это означает, что нагрузка распределяется более эффективно и позволяет прицепу вписываться в весовые ограничения. Такое решение снижает стоимость эксплуатации, обеспечивает доступ к более коротким маршрутам, которые ранее были просто недоступны.
Крупная российская компания "Кин-Марк" получила задачу перевезти два реактора весом 1200 т с Ижорских заводов в Кириши. Были подготовлены два состава из модульных самоходок компании Scheuerle (Tii Group) типа SPMT. Грузоподъемность таких систем составляет до 60 т на осевую линию. Операция была успешно завершена, все сроки соблюдены. Но изюминка применения SPMT от Scheuerle заключалась в том, что после перевозки на Ижоре системы были в течение двух суток переброшены на Урал, где сделали следующую перевозку.
3.jpg
Возможность в кратчайшие сроки мобилизовать и демобилизовать систему SPMT от Scheuerle дала компании "Кин-Марк" абсолютное превосходство перед перед компаниями, использующими другие системы. Чем же обеспечены такие выдающиеся показатели по мобилизации? Два фактора: возможность поместить транспортное средство в габариты, допущенные на дороги общего пользования, и максимальный вес системы, позволяющий везти их без спецразрешения. Оба параметра в системе SPMT от Scheuerle соблюдены: ширина - 2,43 м и макс. вес 23,5 т 6-осного модуля, то есть грузи в стандартную еврофуру и вези куда хочешь.
Перед компанией "СВ Транс" стояла задача: реактор весом 1350 т перевезти своими силами. "СВ Транс" имеет в парке всю гамму тяжелой транспортной техники от Scheuerle. Двухметровые модули прицепные, самоходные SPMT, но одного типа системы не хватает для транспортировки 1350 т. Что делать? Обратившись к производителю транспортных систем компании Scheuerle, "СВ Транс" получила техническое решение задачи. Все оказалось весьма просто: берите ваши SPMT и InterCombi, вместе стыкуйте и везите. Задача была решена. В комбинации система SPMT участвовала как ведущая, определяя углы поворотов системы, а InterCombi как вспомогательная система. При этом обе системы были гидравлически соединены и управлялись с одного пульта от SPMT. Таким образом, "СВ Транс" была приятно удивлена возможностями техники Scheuerle.
4.jpg
В июне 2016 г. испанский оператор перевозок тяжеловесных грузов Aguado пополнил собственный парк 24-мя осевыми линиями самоходных модульных транспортеров. С тех пор модули Scheuerle постоянно находятся в эксплуатации. Недавно состоялась транспортировка двух дистилляционных колонн весом 521 и 483 т для нефтехимической промышленности. Две комбинации из 12 осевых линий с двумя силовыми модулями по 350 кВт использовались в режиме "свободной" связки. Транспортные средства были соединены с помощью кабеля для передачи данных, который обеспечивал единое управление колонной. Колонны размером 29,4х9,9 и 43,8х9,9 м были доставлены до пункта назначения - нефтеперерабатывающего завода PEMEX Miguel Hernando в Мексике. Надо отметить, что все самоходные модули и силовые установки Tii Group совместимы между собой, поэтому для выполнения более масштабных проектов перевозчики могут арендовать дополнительные осевые линии. Для многих перевозчиков доступность дополнительных единиц техники является важнейшим фактором для того, чтобы быть в состоянии оперативно и гибко реагировать на запросы заказчиков. Модули Tii Group с максимальной нагрузкой на ось до 60 т способны перемещать самые тяжелые грузы.
Немецкий конгломерат Tii Group, в который входят Scheuerle, Kamag, Nicolas и Tratec, в начале года представил свою новую разработку - осевой узел Euro Axle. Новинка не требует обслуживания и не имеет точек смазки. Кроме того, компания Scheuerle, которая входит в холдинг, предлагает широкий ряд вариантов модульных транспортеров для различного применения, включая решение, позволяющее изменять ширину платформы от 3 до 6,6 м простым нажатием кнопки. Модификация SPMT AC может эксплуатироваться при температуре до -40 °C. Версия SPMT F может передвигаться со скоростью 22 км/ч, а SPMT ES (Extra Strong) выдерживает нагрузку на ось до 60 т.
5.jpg
Несмотря на общее сокращение объема продаж тяжелой прицепной техники, которое составляет по сравнению с 2015 г. около 5%, российские производители наращивают объемы поставок, увеличивают производственные планы и предлагают широкую номенклатуру изделий, включая модульную технику.
Например, базовые модели прицепов-модулей одного из ведущих российских производителей в отрасли ПАО "Уралавтоприцеп" (ЧМЗАП) с ходом подвески 600 мм имеют ширину 3 м и длину от 7 до 15 м, минимальную высоту 1000 мм. Гидроцилиндры подвески используются для подъема и опускания грузовой платформы при погрузке и выгрузке. Модули можно жестко стыковать в нужной комбинации в продольном и поперечном направлении, например, для перевозки реакторов, применяемых на объектах энергетического машиностроения. Такая комбинация может обеспечить грузоподъемность до 1000 т. Для перевозки самонесущих длинномерных грузов транспортные средства могут быть сформированы в виде отдельных тележек с установкой груза в тележку через опорно-поворотные устройства. Низкорамные транспортные средства комплектуются промежуточными грузовыми платформами шириной 3 м по промежуточной платформе низкорамного транспортного средства - 500 мм. Прицепы-модули оснащаются компактной современной силовой установкой, которая соответствует современным экологическим стандартам. Эта техника способна перевозить груз массой до 2000 т.
Весной 2015 г. для перевозки по территории Ачинского НПЗ демонтированной ректификационной колонны на расстояние свыше 5 км инженерной службой АНПЗ было решено использовать низкорамный 8-осный трал производства "Уралавтоприцеп" грузоподъемностью 100 т с рычажной гидробалансирной подвеской в составе автопоезда с тягачом Volvo 6х4 мощностью 500 л.с. Поскольку высота колонны не позволяла перевозить ее целиком, ее предварительно разрезали на две части по 35 м длиной с массой каждой около 45 т. С учетом раздвижения платформы в длину до 26 м, часть колонны свешивалась позади платформы. Передняя тележка трала оснащена двумя осями, задняя - шестью, причем все восемь осей управляемые. Управление производилось как в автоматическом режиме от седельно-сцепного устройства, так и в ручном, с дистанционного пульта. Перевозка была выполнена успешно.
Кроме модулей "Уралавтоприцеп" предлагает целый ряд других продуктов. Так, при проектировании нового низкорамного полуприцепа-тяжеловоза ЧМЗАП 93853-037-В основное внимание было уделено снижению собственной массы конструкции. В результате 8-тонный полуприцеп оказался способен перевозить груз весом до 25 т. В комплект поставки входит пневматическая подвеска собственного производства и облегченные (с деревянными вставками) одноступенчатые механические трапы с углом заезда 13°. Настил рамы выполнен также с деревянными вставками. В задней части рамы специально для колесной техники имеются ниши под колеса. Трал оборудован выдвижными уширителями, дорожный просвет под осью - 200 мм. Высота грузовой платформы в средней части составляет 650  мм, в задней - 900 мм.
7.jpg
Тверьстроймаш, следуя новым тенденциям в законодательстве о перевозках, продолжает расширять новую серию сверхлегких полуприцепов Rapid Trailer. Эти 3-7-осные полуприцепы с раздвижной или нераздвижной грузовой платформой созданы специально для перевозки грузов без оформления специальных разрешений. Нагрузки на ось - в пределах 7-8 т. Уменьшения собственной массы полуприцепа удалось достичь за счет совершенствования конструкции и применения для ключевых элементов рамы современной высокопрочной стали 09Г2С. Функциональность полуприцепа при этом стала выше. Появились и новые возможности дополнительного оборудования. Помимо уже хорошо знакомого клиентам информационного блока SmartBoard, который позволяет следить за жизненно важными системами полуприцепа, Тверьстроймаш устанавливает уникальные системы контроля нагрузок на оси. Все - для максимальной эффективности перевозок. Полуприцеп подходит для перевозки большей части колесных и гусеничных строительных машин (в пределах грузоподъемности, разумеется). Оси, как всегда, от ведущих мировых производителей. Подвеска с увеличенным ходом и возможностью управления высотой езды. По желанию клиента полуприцепы могут быть оборудованы механическими, гидравлическими, приставными трапами из легкого сплава, аппарелями (добавляют практически целый метр к полезной площади грузовой платформы) или поставляться вовсе без трапов. Для удобства оператора устанавливают специальные отсеки для трапов, настила уширителей, стоек, дополнительного инвентаря. Все эти опции закладываются в конструкцию еще на этапе проектирования, а потому дизайн готового полуприцепа лаконичен и эстетичен. Сегодня на рынке перевозок важен и внешний вид полуприцепа.
Компания "Негабаритика" активно использовала прицепы Тверьстроймаш для перево-зок блоков главной балки, металлоконструкций, металлических ферм, ригелей для строительства стадиона "Зенит-Арена" в Санкт-Петербурге, а также для стадионов в Москве и Самаре. Грузы отправлялись в 2015 и 2016 гг. из Белгорода, Курска, Челябинска и Кургана. Стадионы строятся в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г.
Благодаря тяжеловозным полуприцепам производства компании "Политранс" одному из крупнейших машиностроительных заводов Южного Урала удалось выполнить сложнейшую задачу по перевозке негабаритного блочного электромостового крана со следующими характеристиками: кран мостовой, электрический, литейный, 4-балочный, состоящий из двух основных и двух вспомогательных балок, грузоподъемность - 140/50 т, масса - 330 т, длина пролета - 33 м. Перевозка осуществлялась в несколько этапов: сначала кран был доставлен в Астрахань с последующим перегрузом в порту, далее груз отправили морским транспортом в адрес заказчика - одно из металлургических предприятий Исламской республики Иран в г. Исфахан.
В перевозке принимали участие полуприцепы ТСП, в том числе полуприцепы с рамой телескопического типа: ТСП 94186-0000060 и ТСП 94184-0000060. Всего было использовано 7 единиц техники. Грузоподъемность этих полуприцепов - от 50 до 90 т, они оснащены пневматической подвеской с подруливающими самоустанавливающимися осями. Рама полуприцепов телескопическая, увеличивающая грузовую площадку дополнительно на 7 м, в раздвинутом состоянии полуприцеп достигает 22 м.
Выбор ООО ПКФ "Политранс" в качестве производителя тяжеловозных полуприцепов для перевозки груза был обусловлен наличием на предприятии высокого конструкторско-технологического потенциала, качеством и надежностью изготовления прицепной техники.
2.jpg
Конструкция и функциональность специализированного оборудования для перевозок в немалой степени зависят от действующих условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в различных регионах. Одной из основных проблем является соотношение массы и нагрузки на ось. Чем легче само оборудование для перевозки, тем большая полезная нагрузка может быть. Однако уменьшение массы обычно связано со снижением грузоподъемности и уменьшением максимально допустимого изгибающего момента. В случае перевозки сверхтяжелого и негабаритного груза грузоподъемность, прочность и жесткость прицепов и оборудования значительно перевешивают преимущество, полученное от снижения собственной массы оборудования.
Другим оказывающим влияние фактором является разнообразие условий эксплуатации, а также сложные дорожные условия, с которыми приходится иметь дело. Динамические нагрузки, возникающие при езде по российским дорогам, в среднем в разы выше, чем на дорогах, например, Западной Европы. Поэтому при перевозке грузов по очень сложной местности оборудование должно обладать достаточным запасом прочности и мощности. В последние годы процесс "модуляризации" грузов, в результате которого рождаются гигантские многотонные конструкции, набирает обороты по всему миру. Эти изменения, с одной стороны, создают ряд проблем, связанных с перемещением (в большом количестве требуется специальное оборудование), а также с предварительной разработкой инженерных проектов, с другой стороны, растущий спрос способствует ускоренному развитию соответствующей техники.
Фото: os1.ru
Основные средства