← Логистика, грузы

Рынок грузоперевозок: анализ и прогнозы на 2017 год

Сложная экономическая ситуация в России затронула как бизнес, так и простых обывателей. Как будет развиваться рынок грузоперевозок в условиях кризиса, ждать ли изменения базовых тарифов?

Экономическая ситуация
Экономическую ситуацию в России по итогам первого полугодия 2016 года можно охарактеризовать как неопределенную. С одной стороны, отмечается снижение темпов падения в большинстве отраслей, а по некоторым показателям даже наметился слабый рост. Так, промышленное и сельхозпроизводство на протяжении нескольких месяцев демонстрируют положительную динамику (на уровне 1-2% и 2-3% соответственно). Также растет объем грузоперевозок на те же 1-3%. Здесь драйвером стало европейское направление, где экспорт вырос на 20,07% при снижении импорта на 6,2%.
На фоне пускай скромных, но успехов промышленности и сельского хозяйства не радует положение дел в розничной торговле, сфере услуг, а также уровень реальных доходов населения. Они остаются в отрицательной зоне с показателями от 2 до 6%. Таким образом можно говорить о том, что малый и средний бизнес в России продолжает оставаться под давлением кризисных факторов.
gr141116.jpg
Структура рынка грузоперевозок
Грузоперевозки в нашей стране выполняются пятью видами транспорта:
- трубопроводным;
- железнодорожным;
- автомобильным;
- водным - речным и морским;
- авиационным.
В силу специфики экономики на трубопроводный транспорт приходится порядка 50% объемов. Следующей по популярности выступает железная дорога - 43%. На долю автомобильного транспорта приходится всего лишь около 4% грузоперевозок. Остальным достается по 1%.
Анализ рынка грузоперевозок
На сегодняшний день в России до 80% автомобильных грузоперевозчиков - это ИП, в распоряжении которых находится от одной до 5 машин. Оставшаяся доля приходится на крупные транспортные компании и автопарки федеральных и региональных розничных сетей. У частников сеть неоспоримое преимущество - их не интересует ставка налога на добавленную стоимость, поскольку они его не платят. С другой стороны, это нередко является и недостатком, поскольку основные клиенты как раз являются плательщиками НДС. Разрешить ситуацию помогают транспортно-экспедиционные компании (ТЭК) - посредники. Они не имеют собственного парка, а в штате многих находится всего один диспетчер, он же логист.
Существование подобных фирм-посредников устраивает обе заинтересованные стороны. Перевозчикам сотрудничество с ними позволяет меньше думать о том, где брать заказы, а грузовладельцы могут поставить НДС в зачет платежа за перевозку. Для владельца товаров определенной гарантией исполнения обязательств является только лицензия, выдаваемая ТЭК. Как правило, других активов у таких компаний просто нет. Также часто они лично не знакомы с перевозчиками и не имеют представления, в каком состоянии находится транспорт, имеется ли разрешение на распутицу и въезд в Москву и т.д. Главная и единственная задача посредника - найти клиента, получить оплату, уточнить, что паллеты или иные упаковки с грузом доставлены по назначению, и рассчитаться с исполнителем, оставив себе комиссионные. При возникновении каких-либо серьезных проблем подобные компании часто просто исчезают.
Влияние государства
Наряду с объективными экономическими причинами на развитие рынка автомобильных грузоперевозок оказывают влияние действия государства. Решив, что бюджетных средств для строительства и поддержания в нормативном состоянии транспортной сети недостаточно, руководство страны объявило о необходимости внедрения системы взимания оплаты за проезд по дорогам автомобилей, общая масса которых превышает 12 тонн. В действие она была введена в конце 2015 года, и это стало одной из причин, почему выросли цены на грузоперевозки в 2016 году. При этом есть большая вероятность того, что "Платон" поднимет тарифы в 2017 году вдвое, так что для малых и средних предпринимателей логистика вновь подорожает. Между тем эффективность подобной системы вызывает определенные сомнения.
Согласно открытой информации, государство тратит на развитие и поддержание автодорожной сети в нормативном состоянии 1 трлн. рублей в год. Внедрение "Платона" предполагает получение дополнительно еще 40 млрд. рублей за год. При этом, по оценкам экспертов, ущерб, наносимый дорожному полотну большегрузами, составляет порядка 2,5 трлн. рублей в год. Таким образом, совершенно непонятно, как полученные в результате дополнительного сбора деньги помогут справиться с данной проблемой.
Трансформация и изменения рынка
Прогноз рынка грузоперевозок показывает, что особых изменений на нем ждать не приходится. Согласно опубликованным Минэкономразвития, МВФ и другими экспертными организациями данным, в будущем году экономика России продолжит находиться около нулевых отметок роста (базовый сценарий предполагает всего +0,2% ВВП). Скорее всего, рынок грузоперевозок в 2017 году ждет определенный передел в пользу крупных компаний и ЖД транспорта. Мелкие перевозчики, возможно, будут уходить из ниши "дальнобоя" на региональные маршруты с использованием малотоннажного транспорта. В этом сегменте следует ожидать усиление конкуренции. В такой ситуации преимуществом будут обладать предприятия, имеющие большой опыт в данной сфере деятельности, репутацию и наработанную клиентскую базу.
В столичном регионе примером может служить компания "ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ ДЕШЕВО". Даже в условиях кризиса она смогла удержать позиции и развивать бизнес. Это стало возможным благодаря высокому качеству услуг. При этом предприятие предлагает достаточно дешевые грузоперевозки по Москве и Московской области благодаря грамотно выстроенным логистическим цепочкам, внутренним бизнес-процессам и оптимизированной структуре компании.
Сервис "Грузоперевозки Дёшево"
телефон: +7 (495) 411-08-94