← Логистика, грузы

"Этот кризис - такая нудятина"

Известный предприниматель Дмитрий Потапенко стал спикером VI регионального экономического форума "Бизнес-развитие", проходившего в Пензе. В своем мастер-классе он затронул множество тем, начиная с политики, заканчивая вызовами, которые стоят перед местным ритейлом. "СП - Поволжье" публикует выдержки из выступления бизнесмена.

"Государственная Дума - это не про политику"
Ко мне подходили несколько человек, которые знают меня не один год, и задавали такой сакральный вопрос: "Дмитрий, а почему вы пошли в политику?" (Потапенко баллотировался в Госдуму от "Партии роста" по 97 Калининградскому одномандатному избирательному округу, но не прошел. - "СП") Государственная Дума - это ОАО, и важно, чтобы вам в нем принадлежал 51% акций. Если вы туда входите, то нанимаетесь одним из 450 юристов. Никакой политики там близко даже нет. Попискивать и писать законопроекты - это не про политику, это про экономику. Более того, я утверждал и буду утверждать: политика - это перепачканная в дерьме экономика. Как только человек начинает говорить с вами о политике, держитесь - он сейчас под каким-нибудь лозунгом полезет к вам в карман (:)
Люди, подобные мне и Якову Моисеевичу Миркину, точно также принимают участие в написании законопроектов. Мы их готовим с различными ассоциациями, потом приходим в бюджетные комитеты, а там нам говорят: "Ну, вы знаете, из ста законопроектов, нам нравится проект номер шесть. Потом нас тащат в правительство, к какому-нибудь очень важному чиновнику, и он тоже говорит: "Вы знаете, из законопроекта на странице номер пять мне нравятся буквы "п", "о", "ж" и "а". Конечный законопроект, который мы якобы написали, выходит на основании только этих четырех букв. А из них так тяжело складывается слово "вечность".
Почему мы ходили в политику? Потому что нам больно, нам перерезают горло.
Когда президент говорит о 200 тысячах уголовных дел, возбужденных по отжатию среднего бизнеса, я могу сказать: парочка там есть моих, а еще с десяток - моих товарищей. А так - появился маленький шанс, что у нас будет механизм прямого действия. Нас точно так же бы посылали, но у нас были бы два-три-пять предпринимателей, которые носили бы эти законопроекты.
"Уход в "серый" бизнес - это нормально"
Первую печать я регистрировал 26 лет назад. Приглашал дизайнера, три месяца согласовывал. Я хотел, чтобы на печати был барс, выходящий из пирамиды. Дизайнер очень долго ржал и ломал голову, потому что не знал, как это нарисовать. В 19 лет такое было позволительно. Сейчас мы регистрируем печать под названием "Вымпел", "Вперед", "Назад" и далее везде, потому что главное - ее быстро зарегистрировать и потом быстро же утопить. Думаю, что те, кто хотя бы от пяти лет в бизнесе, понимают, как этот бизнес делается. И он будет продолжаться именно такими методами. Сколько бы нас с вами не обвиняли, что мы каждые три года "топим печати" (имеется в виду ликвидация предприятия - "СП"), я сразу могу сказать: если вы этого не делаете или если в "уставняке" лежит ваш паспорт, то это ваша проблема. Это означает, что вы хотите получить статью 159 часть 3 (мошенничество с использованием служебного положения - "СП"). Ну и 171-ю (незаконное предпринимательство - "СП") вдогонку.
По официальным данным, количество людей, которые ушли в серый бизнес, - в районе 15-20%. По моим оценкам, это уже 50-60%. В этом нет ничего плохого. Налог - это покупка. Когда вы платите рубль налога, вы должны за это получить товар.
А если у вас такие дороги, что ощущение, будто Пензу только вчера оставили фрицы: Поэтому то, что вы уходите в серую или черную зону - это абсолютно нормальная реакция на уничтожение бизнеса.
"Местный ритейл перестанет существовать"
Рынок сжимается. Означает ли это, что мы должны с вами разоряться? Нет, не означает. Это вопрос нашей с вами внутренней технологичности. Яркий пример - те же сетевые компании. Мы сегодня обсуждали с журналистами, что в следующем году в Пензе откроется порядка 50 объектов ритейла. Я вам сразу могу сказать условный прогноз. В следующем году или через год местный ритейл перестанет существовать как класс. Потому что последние три-четыре года он не реагирует на вызовы, которые вы ему как клиент предъявляете. А вызов достаточно примитивный: местный ритейл должен ответить, зачем он вам как клиенту. В том виде, в котором он сейчас существует, ему нет места. Во-первых, он невыгоден властям, потому что инвестиции любой федеральной сети будут кратно больше. Во-вторых, кто потеряет работу в случае, если закроется местный ритейлер и откроется на этом месте федеральный? Потеряет работу только предприниматель. В-третьих, местный ритейл не выгоден местному производителю. Одно дело, когда он развозил товар по множеству точек, другое - он привез его на склад и после этого распределил по большому количеству точек. И самое основное - для местного поставщика есть шанс выйти на рынок за пределами Пензы. Нет ни одного шанса для существования местного ритейла в том формате, в котором он сейчас есть.
Что меня тревожит в нас с вами, так это отсутствие критичности восприятия того, что мы делаем. А она должна быть ежедневная. Когда мы говорим о том, что федеральные ритейлеры открывают объект за 26 дней - от бетона до разрезания ленточки, - задайте себе вопрос: открываете ли вы объект за 26 дней? Нет. А почему? Потому что у федерала больше денег? Нет, у федерала есть технологичность. Мы же все время ждем наступления каких-то благоприятных условий. Их не будет. Поведение наших феодалов по отношению к нам останется точно таким же. Им не нужен ни малый, ни средний, никакой бизнес. Даже крупный бизнес им по формальным признакам не нужен.
Для феодала любой предприниматель, который что-то добивается и у которого работает больше двух человек, уже является врагом системы. Не государства, а именно феодальной системы, потому что он обладает ресурсом управления.
Именно поэтому распределительная система, которая присутствует в Российской Федерации, наиболее выгодна.
"Есть две стратегии выживания"
Есть две стратегии, которые позволяют сегодня выживать: это стратегия легенды и стратегия низкой цены. Стратегия легенды - это когда вы продаете не товар, а принадлежность к нему. Яркий пример - это Apple, Harley Davidson. Сами швейцарские часы - это всего 35% от их конечной стоимости, все остальное - это легенда, бренд. И вторая история - стратегия цены. Последние три года это никакой не магазин возле дома и никакой не супермаркет. Это так называемые чепки. Это, когда из металлокаркаса мы варим магазинчик 5 на 10 метров, обшиваем его профлистом, трафаретом набиваем надпись "Продукты" и торгуем там макаронами. В регионах, особенно где-то на выселках, прямо идеально.
Опять-таки самый эффективный наш формат на сегодняшний день - это столовые в офисах класса Г, как я их называю. Это стройбазы, металлобазы, места, куда приезжают дальнобойщики, водители "скорой", полицейские низшего звена. Тенденция последних лет такова, что в этих заведениях появляются так называемые "пиджаки", то есть люди, которые могли себе раньше позволить обедать в заводских столовых. Теперь они появляются у нас. Для нас это радостная новость, для экономики - полная задница. У этих людей нет денег на нормальное питание, но в то же время это означает, что есть место для вас.
Основной рецепт - это внимание к тому, что происходит.
Что меня сегодня тревожит, так это отсутствие внимание к этим изменениям. Все остальное - это история локальная. Сегодня у владельца нет возможности оставаться в стороне. Здесь присутствует моя супруга. Она все время ждет, когда я перестану работать. Потому что даже, когда мы уезжали в Тайланд, у меня советы директоров были на скайпе в три часа ночи.
Сейчас владелец обязан вернуться в бизнес. Потому что это круче чем в 90-е.
Я в 1997 году возглавлял крупное предприятие - завод "МЭЗ ДСПиД" ("Московский экспериментальный завод древесностружечных плит и деталей" в Подрезково - "СП"). Когда шибанул кризис, волосы встали дыбом. У меня полторы тысячи людей, и для того, что удержать предприятие на плаву (а оно - градообразующее), я был вынужден лично уволить порядка 800 человек. Это было очень тяжело для 27-летнего пацана. Но чем оказался хорош тот кризис: резко упала себестоимость, потому что рубль был девальвирован. За счет того, что я достаточно суетной и шустрый, я заключил контракты с Объединенными Арабскими Эмиратами, Германией, на производство так называемой кашированной плиты.
А чем плох этот кризис и почему владелец обязан вернуться обратно. Этот кризис - такая нудятина. Это, когда из тебя жилы медленно тянут, и ни один наемник никогда в жизни с этим не справится.
Фото: svpressa.ru
Свободная пресса