← Таможня и ВЭД

Таможенно-логистическое чудо Казахстана

О том, чем восточный сосед пленяет участников ВЭД, рассказала порталу "ПРОВЭД" Марина Лякишева, советник Генерального директора логистического холдинга NAWINIA, посетившая недавно логистические центры Алматы, Свободную экономическую зону  Хоргос.

О том, чем восточный сосед пленяет участников ВЭД, рассказала Марина Лякишева, советник Генерального директора логистического холдинга NAWINIA, посетившая недавно логистические центры Алматы, Свободную экономическую зону  Хоргос.
"Я увидела динамичное последовательное развитие Казахстана в направлении улучшения условий ведения международной торговли, повышения своего транзитного потенциала, удобных сервисов для участников торговли и отсутствия существенных системных проблем в таможенном администрировании. Это позитивно отличает Казахстан от иных стран ЕАЭС, и может явиться существенным конкурентным преимуществом при выборе компаниями места размещения своего производства, ведения операционной,  логистической деятельности. Уже сейчас ряд российских компаний выходят на рынок Казахстана, думаю, эта тенденция продолжится и дальше", - говорит Марина Лякишева.
Таможенный пост "Алмалы - центр таможенного оформления"
Недалеко от аэропорта расположен таможенной пост "Алмалы - центр таможенного оформления" (Алмалы-ЦТО). "Алмалы-ЦТО" открыт в рамках государственно-частного партнерства. Это один из самых крупных в республике таможенных постов, он оснащен всеми последними разработками Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК.
"Вообще это, конечно, нечто поразительное, - не скрывает своих эмоций от увиденного Марина Лякишева. - Центр электронного декларирования - прекрасное, светлое помещение. Все таможенники работают за прозрачным стеклом. Функционируют порядка 20 окошек. Много удобных кресел в "зале ожидания" для участников ВЭД, оформляющих грузы. В зале также стоит огромный экран, на котором участникам ВЭД в режиме online показываются складские помещения, где производится разгрузка и досмотр контейнеров".
На посту установлен Электронный информационный консультативный пункт, возможности которого позволяют желающим получить необходимые консультации при самостоятельном определении кода товара. Здесь нет живых очередей, а только электронная, которая автоматически определит номер свободного окна для регистрации таможенной декларации на товар. После завершения таможенных операций участник ВЭД может дать оценку полученным услугам и действиям таможенника, для чего выбирает цифру на установленный рядом с окном планшетник.
"Интересно было увидеть объявление, висящее в таможенном посту, - рассказывает Марина Лякишева. - Это было сообщение, обращенное к участникам ВЭД. "В случае некачественного оказания государственных услуг или нарушения сроков оказания данной услуги, либо в ситуации, когда были истребованы дополнительные документы, не предусмотренные стандартами государственных услуг, или есть другие причины для обращений, просьба позвонить по следующим номерам телефонов". Тут же указан телефон доверия и мобильный телефон заместителя руководителя таможенного поста. В целом, на этом посту созданы отличные условия для участников ВЭД".
Имеющим соответствующий статус участникам ВЭД также предоставляется возможность ускоренного процесса таможенного оформления через специальное окно под названием "Таможенная очистка товаров УЭО".  
Процесс оплаты таможенных платежей происходит следующим образом. В самом здании поста располагаются таможенные представители и отделения банков.  Участники ВЭД приносят наличные средства, и через банки переводят их на счет таможни, в этом случае, таможня воспринимает проведенные через банк деньги, как поступление таможенных платежей. Таким образом оплачивается порядка 80% грузов. Для западных компаний и компаний, стабильно работающих с большими объемами товаров, действует система платежных поручений, во многом схожая с российской, по которым фактическое поступление средств происходит до 3-х дней. Есть возможность оплаты платежей и через специальные таможенные карты. До недавнего времени на посту "Алмалы-ЦТО" действовало и отделение Сбербанка.
СЭЗ "Хоргос - Восточные ворота"
Хоргос находится в 400 километрах от Алматы, и поездка туда занимает сейчас более 4 часов. Дорога еще достраивается, завершение строительства должно закончится в начале 2018 года, и время поездки до Хоргос сократится до 3,5 часов.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) "Хоргос - Восточные ворота" была образована в соответствии с указом президента Казахстана № 187 от 29 ноября 2011 года.
Объект с отведенной площадью в 5740 га расположен в Панфиловском районе Алматинской области (население 120 тыс. человек) на границе с Китаем. Географическое положение предполагает развитие СЭЗ в качестве крупного логистического и промышленного центра. Уникальность проекта заключается в том, что в пределах территории СЭЗ - лица перемешаются свободно, без виз, а товары (грузы) и транспортные средства перемещаются в упрощённом порядке. Планируется, что СЭЗ "Хоргос" должна стать экономическим драйвером региона, возможно, за счет привлечения иностранной (в основном-китайской) рабочей силы и капитала.
В специальной экономической зоне "Хоргос - Восточные ворота" создаются уникальные условия для множества производств и различных видов деятельности,
которые имеют отношение к химической и сталелитейной промышленности, а также к производству продуктов питания, текстиля, обуви, стройматериалов, сельхозтехники и другого оборудования. Эти виды деятельности стимулируются правительством Казахстана и называются приоритетными.
"Управляющая компания обеспечивает резидента земельными участками для краткосрочной и долгосрочной аренды, - рассказывает Марина Лякишева. - Вплоть до 2035 года эта аренда будет бесплатной. Землю может получить практически каждый желающий что-то на ней построить, хранить или производить. Участки включают дорожную инфраструктуру, водоэлектроснабжение, телекоммуникации и системы безопасности".
В структуру СЭЗ входят: международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС), сухой порт, индустриальная зона, населенный пункт и вспомогательная инфраструктура.
"Сухой порт - это очень важно для участников ВЭД, везущих грузы из Китая и в Китай, - продолжает Марина Лякишева. - Администрация СЭЗ, радушно встретившая нашу делегацию, сообщила, что складские помещения сухого порта были включены в реестр СВХ Казахстана только полтора месяца назад. На сегодняшний день они обрабатывают по два железнодорожных состава в день, наращивая обороты каждую пару недель. Все происходит очень быстро".
Строительство на территории СЭЗ сухого порта происходит с целью расширения транзитных возможностей Казахстана.
Функционирует шесть железнодорожных путей (3 колеи китайского стандарта и 3 стандарта СНГ). Порт осуществляет перевалку контейнеров с китайской колеи (1435 мм) на широкую (1520 мм), действующую на постсоветском пространстве. Контейнеры из приходящего поезда со стороны Китая достаточно быстро переставляются четырьмя терминальными кранами на широкую колею. Обработка поезда из 50-ти вагонов занимает 45 минут. Сами казахстанцы называют сухой порт "местом где встречается восток с западом". 80% грузов следуют транзитом в Алматы, и дальше в другие области страны и иные государства. Остальные 20% грузов выпускаются в свободное обращение.
На территории есть большое административное здание для таможенного поста, но самого таможенного поста в наличии пока нет. Таможенный пост будет размещен  и начнёт функционировать уже до конца текущего года. Сейчас таможенники располагаются на станции АлтынКоль и таможенное оформление выпуска грузов осуществляется там. Порт выполняет мультимодальные операции для железнодорожного транспорта и автотранспорта.
Интерес к сухому порту "Хоргос" проявляют инвесторы из Турции, Сингапура, Южной Кореи, Японии, ОАЭ и других государств. Грузопоток СЭЗ Хоргос идет не только в Европу: основная его часть поступает на территории ЕАЭС, и это хорошая возможность для Казахстана закрепить свой статус основного железнодорожного хаба Центральной Азии. Шансы здесь более чем реальны, так как другая железнодорожная ветка, связывающая регион с Китаем проходит через Казахстан в районе пропускного пункта Достык. Для Китая реализация данного проекта означает еще большее расширение маршрутов экспорта в соседние страны.
В непосредственной близости от СЭЗ -  зоны сухого порта и производственной зоны уже построен целый посёлок для работников будущих предприятий: удобные коттеджи, сопутствующая социальная инфраструктура.
Конечно, для Российской Федерации, как основного рынка в составе ЕАЭС, существуют определённые опасения в оценках деятельности СЭЗ Хоргос, связанные с возможным наличием рисков злоупотреблений таможенными льготами в СЭЗ. Хотя все трудности могут быть успешно преодолены.  Надлежащий контроль и соблюдение базовых принципов общего таможенного пространства ЕАЭС станут залогом взаимовыгодного партнерства.
Что совершенно очевидно, это то, что Казахстан быстро и продуманно движется вперёд в направлении развития как транзита через свою территорию, так и к стимулированию производственной деятельности на своей территории, используя возможности и потенциал сухого порта СЭЗ Хоргос. С высокой степенью вероятности, в ближайшей перспективе все контейнерные грузы из Китая, следующие в и через Казахстан, пойдут через Хоргос, а остальные грузы будут перемещаться через перегруженный в настоящее время Достык.
Фото: asdap.ru
ПРОВЭД