← Безопасность и страхование

К "Платону" подключили экс-главу ГАИ

Руководство "Ростеха" пополнилось экс-главой ГИБДД Виктором Кирьяновым - он будет курировать автодорожную сферу, в том числе проект "Платон". Наблюдатели считают, что генерал способен наладить полноценный контроль и систему штрафов. Не исключено, что именно он будет продвигать идею распространения "Платона" на 3,5-тонники.

По данным источников Life в "Ростехе", на своей новой должности Виктор Кирьянов курирует компанию "РТ-инвест", которая и занимается проектом платного проезда грузовиков по федеральным трассам, а теперь разрабатывает и проект новых автомобильных регистрационных знаков. "Если Кирьянова назначили в руководство компании, это означает, что Сергей Чемезов уверен в экс-начальнике дорожной полиции как в настоящем профессионале", - заявил собеседник издания. По его словам, курировать один из самых сложных и ответственных проектов госкорпорации - работу системы "Платон" - Чемезов мог доверить только преданному человеку, которым и считается Виктор Кирьянов - глава "Ростеха" и бывший главный гаишник страны, дескать, хорошо знакомы еще по работе в Санкт-Петербурге в 90-е годы.
Как сообщается, за год работы "Платона" в системе были зарегистрированы 773 тыс. из 1 млн. 12-тонных грузовиков, которые, поданным Росавтодора, потенциально могут выезжать на федеральные дороги. За это время пользователи системы перечислили в бюджет страны более 17 млрд. рублей, на 3 млрд. меньше, чем планировал Минтранс. Но представители оператора "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду "РТ-инвест") заверяют, что перед Новым годом эта цифра будет-таки достигнута, сообщают "Ведомости".
Тем не менее,
по данным экспертов, некоторые владельцы большегрузов по-прежнему рискуют и ездят по федеральным трассам без оплаты и фиксации в системе "Платон".
По закону собственники многотонных автомобилей обязаны платить за каждый километр, который они проехали по любой из федеральных трасс России. За год накопилось более 8 тыс. постановлений, сообщают "Вести". Нарушения выявляются сотрудниками системы совместно с работниками ГИБДД. Последние как раз являются бывшими подчиненными Виктора Кирьянова, и штрафы, судя по всему, они умеют собирать. Так, за первое нарушение штраф 5 тыс. рублей, за рецидив - уже 10 тыс. Похоже,
в "Ростехе" действительно уверены - господин Кирьянов опоясает рамками контроля всю страну.
Тем более, и Минтрансу есть чем заняться - сейчас ведомство решает, следует ли вводить сбор с автомобилей массой от 3,5 тонны до 12 тонн. Однако
представители логистических компаний считают, что введение "Платона" сильно ударит по перевозчикам с мало- и среднетоннажными машинами.
Небольшие грузовики занимают свою нишу и пользуются спросом, рассказал "Ведомостям" начальник отдела российского экспедирования логистической компании "Даксер" Алексей Черкашин. Введение платы "Платону" для данного класса автомобилей сильно ударит по перевозчикам, использующим мало- и среднетоннажные машины, предупреждает начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин. Себестоимость перевозки единицы товара вырастет, поэтому от таких перевозок откажется грузоотправитель, прогнозирует вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Либо новые транспортные затраты будут включены в стоимость перевозок и по цепочке рост цен дойдет до потребителя.
Некоторые наблюдатели прогнозируют, что после введения платы для легких грузовиков будет введена плата и для прочих транспортных средств, даже для мотоциклов.
"Понятно, что поскольку система уже создана и работает, задача ее выгодоприобретателей (государства, операторов и всех прочих причастных сторон) - сделать систему в наивысшей степени эффективной, максимизировав генерируемый ею денежный поток, - пишет на сайте "Ведомостей" комментатор Funky_Monk. - Уменьшат ли при этом топливный акциз или автомобильный налог - далеко не очевидно, поскольку у этих сборов свои выгодоприобретатели. Смотри историю с внедрением платных парковок в Москве: изначально декларируя это мероприятие, в том числе как инструмент по снижению количества автотранспорта в загруженном центре, городские власти постоянно расширяют зону платной парковки, вводя ее даже там, где она в принципе неактуальна (не говоря уж о повышении тарифа)".
"Когда только вводили систему "Платон", мы как ФАР обращались в Совет Федерации с просьбой не принимать этот закон, расписывая все последствия в цифрах, но тогда шла речь только о большегрузах, 12 тонн и выше, - рассказал "Веку" и.о. руководителя красноярского отделения Федерации автовладельцев России Егор Фролов. - Сегодня правительство вновь заговорило о расширении границ системы "Платон", и речь идет о мелких грузовиках от 3,5 и до 12 тонн. Первая мысль, конечно же, возникает о том, что скоро дойдет и до легковых автомобилей.
Но давайте все же поговорим о цифрах. Ведь все, кто являются грузоперевозчиками, являются и предпринимателями, они платят налог с прибыли, платят налог за свои автомобили, плюс сегодня государство придумывает "Платон" и для грузовиков с малым тоннажем. А ведь это тот транспорт, с помощью которого товар с крупных складов развозится по городам региона, а именно по предприятиям и магазинам. Получается, чтобы пришел товар до пункта назначения, он проходит двойную наценку, сначала на фуре свыше 12 тонн, затем на грузовичке от 3,5 до 12 тонн, хотя, что те, что эти и так заплатили транспортный налог, налог с прибыли, заправили топливо, в которое входят также акцизы и налоги. По итогу окажется, что все товары на прилавках, а также все услуги, которые связаны с транспортировкой сырья в те же фермерские предприятия, подорожают вдвое. Это первый фактор, вторая волна, естественно, начнутся митинги и протесты от хозяев этих транспортных средств. Ну, а затем компании, владеющие такими грузовиками, начнут разваливаться, поэтому пока не поздно данное решение следует остановить, пока у нас не загнулось сельское хозяйство, а за ним деревни и все сопутствующее. Да и транспортный налог нам еще пять лет назад пообещали отменить, но воз и ныне там", - отмечает Фролов.
"Вообще, участники транспортного рынка еще с введением первой "редакции" "Платона" подозревали, что только крупнотоннажными автомобилями дело не ограничится, - напомнил "Веку" директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. - Дело в том, что тогда введение новой платы обосновывалось ущербом, который крупные грузовые автомобили наносят дорожному фонду. Однако, как справедливо возражали участники рынка, знаменитые колеи, например, на московском асфальте появляются там, где грузовики не ездят. Поэтому закономерным продолжением дискуссии было бы ввести плату для всех.
Если говорить о выгодах и потерях, то очевидно, что в масштабах страны доходы от расширения "Платона" не оправдывают того негативного эффекта, который создается на социальном уровне.
Тем более, среди тех же автолюбителей, которые видят, как каждый год миллиарды рублей в буквальном смысле закатываются в асфальт - чаще всего ненадлежащего качества.
Кроме того, "Платон" в принципе и его потенциальное расширение в частности не соответствует идее о моратории на новые налоги. Да, конечно, речь идет не о полноценном налоге, а о его квази-аналоге, однако разница заметна только для профессиональных юристов", - заключает эксперт.
Ранее специалисты и грузоперевозчики также опасались того, что тариф за проезд грузовиков по федеральным трассам будет чуть ли не удвоен - власти нужно наполнять бюджет, и она действует, как привыкла. На днях вице-премьер РФ Аркадий Дворкович пообещал: индексация тарифной ставки будет проводиться аккуратно. "Вы помните, мы приняли решение об установлении льготной ставки с ноября прошлого года по текущий период. Сейчас рассматриваются предложения по индексации этой ставки. Будем действовать аккуратно", - заявил чиновник. Он также напомнил, что эти средства "не пропали даром, они пойдут на пользу автомобилистам и жителям страны". "Эти средства позволили отремонтировать около 1 тыс. км автомобильных дорог, причем наиболее критичные участки с наибольшей аварийностью", - подчеркнул Дворкович.
Фото: f1news.ru
kazinf