← Таможня и ВЭД

Екатеринбургская таможня оставила бюджет без денег

Ключевая структура Уральского таможенного управления (УТУ) Екатеринбургская таможня  провалила целевые установки главы ФТС Владимира Булавина. Перечисления профильных платежей в федеральный бюджет в 2016 году сократились на 1,3 миллиарда рублей.

Наиболее ярко негативная динамика проявилась в четвертом квартале, добавив к отрицательному показателю около полумиллиарда. На фоне оптимистичных реляций высокопоставленных представителей фискального ведомства о перевыполнении планов участники рынка информируют о стагнации внешнеторговой деятельности. По мнению отраслевых специалистов, результаты были бы еще более провальными, если бы не предельное закручивание гаек в виде масштабных корректировок таможенной стоимости после выпуска товаров и связанных с ними доплат по декларациям докризисного периода. Однако данный источник доходов в силу снижения бизнес-активности иссякает, и 2017 год "будет способен продемонстрировать еще более неутешительную статистику, а участников рынка заставит искать нелегальные способы ввоза товаров". Все говорят о возрождении контрабанды как "вида искусства".
Екатеринбургская таможня подвела итоги 2016 года. За отчетный период структура УТУ перечислила в федеральный бюджет немногим более 20,3 млрд рублей, что позволило руководству рапортовать о выполнении плана Федеральной таможенной службы. Тем не менее, ведомственная статистика камуфлирует значительный недобор платежей по сравнению с 2015 годом, когда казна получила 21,6 млрд рублей. Причину проваленного ключевого показателя деятельности официальные документы госструктуры не отражают.
После назначения на должность глава ФТС Владимир Булавин обозначил президенту РФ доктрину, которой намерен следовать во главе службы, администрирующей более трети доходов госказны. Во главу угла выходециз высшего командного состава ФСБ поставил контроль бюджетных поступлений: "От моей деятельности в ФТС будут зависеть безопасность государства и наполняемость федерального бюджета". Поездки в регионы, по задумке, должны были подстегнуть руководителей территориальных управлений и таможен к четкому следованию заданному тренду. Однако, как показали итоги минувшего года, установки главы ведомства фактически не выполнены.
Уже в октябре 2016 года начальник Екатеринбургской таможни Сергей Абросимов сообщил, что недобор по итогам 9 месяцев составляет 778 млн рублей по сравнению с аналогичным показателем 2015 года. Тем не менее, план, по словам руководителя, выполнен на 104,9%, что формально избавляет региональных представителей от разноса со стороны главка. На вопрос издания о реальных показателях глава Екатеринбургской таможни заметил: "ФТС устанавливает планы поквартально. 104,9% - это показатель по итогам 9 месяцев. В сравнении с 2015 годом сократились объемы платежей в стоимостном выражении. На IV квартал нам поставили задачу собрать около 5 миллиардов".
Установку столичного начальства с помощью "непопулярных мер", по оценкам участников внешнеэкономической деятельности, условно удалось выполнить. За квартал Екатеринбургская таможня добавила в бюджет даже немногим более требуемых 5 млрд. Однако общей картины авральное выполнение планов не изменило. Госказна недосчиталась от главной таможни УрФО порядка 1,3 млрд. Получить комментарий Сергея Абросимова "Правде УрФО" не удалось. Телефон начальника Екатеринбургской таможни был выключен, однако в руководящем аппарате УТУ свое мнение о провальных показателях высказал коллега высокопоставленного чиновника.
"Полагаю, на статистику повлияло несколько факторов. Часть из них очевидна - общий спад внешнеторговой деятельности и девальвация курса рубля, хотя, на мой взгляд, кризис наступил не вчера. За почти три года рынок, по идее, должен был адаптироваться к новым условиям. Но мы этого не видим. Снижение поступлений в бюджет характерно для многих таможен, но особо болезненно выглядит именно у ключевых подразделений, одним из которых является Екатеринбургская. Несмотря на усилия, направленные на установление диалога с бизнес-сообществом - предварительное декларирование товаров, удаленный выпуск, сокращение документооборота, концентрация оформления в центрах электронного декларирования, - кардинально изменить ситуацию к лучшему не удается. Коллеги выезжают за счет закручивания гаек. Проводятся корректировки таможенной стоимости товаров в декларациях еще докризисного периода, по ним взимаются многомиллионные доплаты. Но это зачастую провоцирует конфликты и приводит к служебным тяжбам", - не скрывает проблемы офицер ТС.
Участники рынка, ведущие внешнеэкономическую деятельность через Екатеринбургскую таможню, не разделяют ссылок ФТС на внешние риски и обвал курса национальной валюты.
Причины снижения доходов, по мнению таможенных брокеров, "прозаичнее и конкретнее". Фискальная структура, оказавшись в зоне экономического дискомфорта, приняла решение о выполнении плановых показателей за счет бизнеса.
"Недобор в 1,3 миллиарда, безусловно, впечатляет. Его можно сравнить с годовым бюджетом небольшого города или района в центральной полосе России. Однако он был бы еще больше, если бы таможня не включила на полную мощность процедуру так называемого постконтроля. Она представляет собой детальные проверки деклараций, оформленных компанией на протяжении последних трех лет. Товары, которые давно реализованы, вновь перепроверяются. Таможня, ссылаясь на различные нюансы законодательства, меняет классификационные коды, "уточняет" стоимость со ссылкой на существующие профили рисков и прочую внутреннюю информацию, и корректирует ее в сторону увеличения платежей. Нередко в десятки раз. В итоге участники рынка вынуждены искать сотни тысяч, а иногда и миллионы, чтобы с них сняли финансовые претензии. Но стоит учесть, в 2016 году корректировались таким образом декларации, выпущенные в докризисный период, еще в 2013-м. Потом наступил общий спад. Теперь источник иссякает. Где будут брать дополнительные начисления, неизвестно. Вероятно, в 2017-м еще меньше соберут", - поясняет механизм представитель крупной торговой компании, зарегистрированной в Екатеринбургской таможне.
По мнению собеседников издания в сфере внешней торговли, часть участников рынка, неспособная "достать из рукава" миллионы рублей доплаты за давно проданные или включенные в производственный цикл товары, окажутся банкротами. Немало организаций предельно минимизируют внешнеэкономическую деятельность. Наиболее негативно на пополнении бюджета скажется уход фирм в теневой сектор экономики, где им "смогут предложить значительно более лояльные условия".
"В Забайкалье и на Дальнем Востоке давно уже действуют организованные структуры, предлагающие ввезти практические любые товары по демпинговым расценкам в соотношении доллар за килограмм продукции. Их называют "серые брокеры", хотя по факту это контрабандисты. Товары попадают на территорию России, Урала в том числе, по наработанным схемам помимо таможенного контроля. И если людям не дают работать по-белому, ставят их в фактически безвыходное положение с доплатами, нет сомнений, что они ради экономии будут выбирать этот путь. А значит, бюджетные потоки еще более уменьшатся. Считаю, кошмарить участников внешнеэкономической деятельности вдвойне неприемлемым, когда у многих просто нет достаточных средств. Если крупнейшие карго-компании УрФО снизили перевозки минимум вдвое, что говорить о средних и мелких предприятиях. Сейчас,
после вступления Киргизии в Таможенный союз, товарные потоки из Турции и Китая пошли через Бишкек. Там продукция нелегально приобретает статус киргизской и попадает в Россию, причем без взимания платежей", - говорит представитель одной из брокерских фирм УрФО.
Отраслевые специалисты готовы к конструктивному диалогу с таможней, однако предостерегают от избранного пути достижения показателей способами, не учитывающими, по их мнению, интересов бизнес-сообщества. В противном случае "метод может обернуться уходом с рынка в теневой сектор десятков компаний", а суды продолжат рассматривать многочисленные иски. В качестве примера источник агентства приводит пример непродуманной оптимизации оформления ювелирной номенклатуры.
В итоге мимо таможенного контроля в страну хлынули потоки нелегальных изделий из драгметаллов. "Нет сомнений, что вопрос пополнения бюджета - ключевой для ФТС, и в случае отсутствия позитивных сдвигов реакция федерального руководства, отвечающего перед президентом, способна вылиться в исчерпывающие кадровые решения", - заключает представитель брокерской структуры.
"Правда УрФО" продолжит следить за развитием событий.
Фото: pravdaurfo.ru
Правда УрФО