← Негабаритные и опасные грузы

Водители Усть-Янского района Якутии просят внести изменения в правила перевозки опасных грузов

По-прежнему сложной продолжает оставаться ситуация с завозом топлива и продовольствия на северо-восток Якутии. По словам местного населения, складывается такое впечатление, что завоз грузов на север властями региона осуществляется в первый раз. На сегодняшний день уже три района республики - Усть-Янский, Нижнеколымский и Среднеколымский - испытывают перебои с доставкой угля и дизельного топлива.

Всему виной - состояние дорог, которое из-за погодных условий не позволяет транспорту завезти нужное количество запасов в населенные пункты. Если раньше северный завоз грузов осуществлялся исключительно водным путем, и никаких проблем не возникало, то относительно недавно логистическая схема была изменена. Теперь вместо водного пути запасы завозятся автотранспортном.
По словам специалистов, это намного дешевле и быстрее. Но, как видно, дешевле и быстрее в этом году не получилось, а привело к тому, что режимы ЧС районного масштаба готовы объявить почти все северные районы республики. Ничего подобного ранее никогда не случалось. Полный провал северного завоза не мог произойти лишь из-за одной пурги, уверены многие жители севера Якутии.
Состояние дорог - причина того, что груз не доставляется вовремя. Сейчас за ними следят подрядные организации с малым опытом дорожной работы или вовсе с отсутствием такового. Например, в Усть-Янском районе этими работами занимается бывший работник МВД. Индивидуальному предпринимателю Алексею Кривошапкину после развала крупного дорожного предприятия досталась вся техника.  
В организации нет специалистов, занимающихся содержанием дорог на севере. В работе даже не использовался шнекоротор - специальная техника для расчистки снега. подготовкой дороги в целях экономии занимались только бульдозеры и погрузчиками. Вместо того, чтобы обустраивать полноценную трассу с двухсторонним движением, дорогу превращали в своеобразный тоннель. Теперь из-за специфики рельефного положения некоторых участков трассы исправить положение очень сложно.
Если в прежние годы на проблемных участках круглосуточно дежурила дорожная техника, то в нынешнем сезоне техники не хватает. Шоссейный транспорт по такой "дороге" пройти не может. Передвижение по круглогодичной трассе возможно только на вездеходном транспорте с малой грузоподъемностью. Но и она в районе имеется в ограниченном количестве. В нынешних дорожных условиях даже вездеходы не всегда могут справиться с условиями трассы.
Ситуацию усугубляют вынужденные действия сотрудников ГАИ, которые обязаны согласно требованиям к перевозке опасных грузов не допускать выход на трассу транспорта без специального дополнительного оснащения дорогостоящим оборудованием. Предусмотрена ответственность вплоть до лишения автовладельцев водительских прав.
Это, по мнению водителей, еще один "фактор сдерживания" северного завоза. Если бы не ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов), топливо завезли бы еще осенью, говорят дальнобойщики. Сейчас из-за того, что машинам нужен АБС, тахограф и ограничитель скорости, многие водители уходят из профессии. Перевозками заниматься стало невыгодно. И к тому же, все эти новшества оказались не нужны на севере, говорит водитель с 30-летним стажем Сергей Чендаров.
"Мы просим, чтобы был пересмотрен вопрос по ДОПОГ на севере. Сделайте исключения нам на севере! У нас условия совсем не материковые. У нас нет асфальта! У нас река и зимник. По ним мы едем 20-30 километров с усилиями, а нам предписывают 90! Все это касается и тахографа, и АБС", - говорит Сергей Чендаров.
Впрочем, шансы, что правила перевозки опасных грузов будут пересмотрены для отдельных районов республики, практически отсутствуют. А это значит, что с каждым годом количество дальнобойщиков будет только сокращаться, ведь на севере большая часть техники не соответствует новым правилам. А платить за новое оборудование водители не хотят. Как результат - тарифы на перевозки автотранспортом будут только расти.
Фото: Комсомольская правда
Якутск.ру