← ИТ в логистике, бухгалтерия

Мониторинг рефрижераторов

Для доставки скоропортящихся грузов от мест производства до пунктов реализации с соблюдением заданных климатических условий (в первую очередь - температуры и режима работы рефрижераторной установки) в России задействованы сотни тысяч рефрижераторов. Транспортные компании осуществляют рефрижераторные перевозки по заказам своих клиентов - владельцев грузов, значительную часть которых составляют ритейлеры.

Ритейл (от английского "retail" - "розничный") - это реализация товаров конечным потребителям, то есть розничная торговля. Зоной особого внимания ритейлера в сфере транспортных услуг является доставка товаров со склада в точки розничной продажи - "последняя миля" на пути товара от производителя к потребителю.
Почему контроль температуры в рефрижераторе важен для владельца груза
Основой розничной торговли является постоянная доступность товаров для покупателей. Количество любого товара на прилавке должно всегда удовлетворять ожидаемый спрос на него. С другой стороны, избыток товаров, хранящихся в магазинах, снижает эффективность работы ритейлера, и это особенно важно при работе со скоропортящимися товарами, хранение которых требует создания специальных условий. Партии товаров должны прибывать в магазин строго по согласованному графику, а вероятность порчи груза должна быть минимизирована. Главная причина порчи во время доставки - нарушение условий перевозки. Именно поэтому их обеспечение и контроль всегда является неотъемлемой частью договора о транспортировке скоропортящегося груза.
Если груз всё же испорчен и магазин вынужден отказаться от его приёмки, то система контроля условий перевозки в рефрижераторе позволяет выявить виновника для предотвращения повтора ситуации в дальнейшем. Фиксация контрольно-измерительной аппаратурой значительного отклонения фактической температуры от требуемой - явный признак вины транспортной компании. В противном случае причина порчи груза может быть в нарушении технологии работы поставщиком товара или сотрудниками самого ритейлера.
Стоимость испорченного груза ритейлеру обычно компенсируется - после судебных разбирательств - если не перевозчиком, то страховой компанией. Но репутационные потери, связанные с отсутствием товара на прилавке, не возмещаются. Избежать этих потерь помогает контроль в режиме реального времени всего процесса доставки скоропортящегося груза, от мониторинга местоположения рефрижератора до контроля режима перевозки. При этом не просто фиксируются нарушения, но в большинстве случаев удается предотвратить отклонения режима перевозки от требуемых параметров.
2_13317.jpg
Уровень мониторинга рефрижераторов как критерий выбора транспортной компании
Чтобы понять, способна ли транспортная компания обеспечить надёжную доставку скоропортящегося груза, заказчику перевозки стоит обратить внимание на то, как в этой компании организован контроль работы автомобилей с рефрижераторным оборудованием.
Минимальный допустимый уровень записи условий перевозки груза обеспечивает регистратор температуры - устройство, фиксирующее температуру с заданной периодичностью без участия человека. Вместе с температурным регистратором в рефрижераторе должны быть установлены датчики температуры, которые и производят измерения. Измеренные значения сохраняются в памяти регистратора, что позволяет просмотреть отчёт о температуре груза за весь период поездки сразу после её завершения. Если в составе регистратора температуры есть принтер, то водитель может напечатать отчёт о температуре и передать его получателю груза уже во время разгрузки, в противном случае для снятия данных регистратор необходимо подключить к компьютеру.
3_13317.jpg
Но регистратор температуры - это просто измерительный прибор, позволяющий предъявить претензию перевозчику в случае, если груз уже испорчен.
Минимизировать или полностью устранить риск потери груза позволяет контроль работы рефрижераторной установки и режима перевозки на всем пути следования рефрижератора. Крупнейшие производители рефрижераторов производят телематические устройства, для которых источником информации является не набор отдельных датчиков, а контроллер (управляющий блок) рефрижератора - это значительно расширяет список отслеживаемых параметров работы установки: фиксируются режимы её работы, результаты самодиагностики и многое другое.
Общим недостатком "фирменных" устройств, помимо высокой стоимости, является сложность их интеграции в систему мониторинга перевозчика или заказчика перевозки. И, конечно, каждый производитель рефрижераторного оборудования предлагает устройство, которое работает только с его собственными установками.
Транспортные компании, следящие за техническими новинками, уже знают, что "фирменным" телематическим устройствам есть достойная альтернатива. В 2016 году российская компания "Кварта Технологии" начала выпуск адаптера-регистратора iQFreeze*, который по функциональным возможностям не уступает западным аналогам, но при этом инвариантен к производителю рефрижераторного оборудования и к системе мониторинга, в которую передаются данные.
4_13317.jpg
Владельцы рефрижераторов, выбравшие данное решение, с одной стороны, демонстрируют понимание важности качественного мониторинга режима перевозки скоропортящихся грузов, а с другой - не хотят нести неоправданные расходы и риски и перекладывать часть этих расходов и рисков на заказчиков перевозок. Именно с такими ответственными перевозчиками в последнее время и предпочитают работать владельцы режимных грузов!
Работа владельца груза с системой мониторинга транспорта
Современные технологии позволяют заказчику доставки груза получать информацию о выполнении заказа с той же оперативностью, с какой её получает сама транспортная компания.
Контроль состояния груза
Подключившись в качестве пользователя к системе мониторинга транспорта перевозчика, заказчик может в режиме реального времени следить за местоположением и состоянием груза, действиями сотрудников транспортной компании в нештатных ситуациях. Двойной контроль за скоропортящимися грузами на всем пути их следования помогает минимизировать возможность порчи груза.
5_13317.jpg
Типовым нарушением условий перевозки является стартовое задание на рефрижераторе температуры, не соответствующей перевозимому грузу. Ввод требуемой температуры обычно выполняет водитель, и он может, например, ошибочно ввести неверное значение. Управляющий блок рефрижератора будет честно поддерживать заданную температуру, что весьма вероятно приведёт к порче или гибели перевозимой продукции.
Этого риска можно избежать, если ввести в систему мониторинга транспорта сведения о требуемых условиях перевозки груза, а именно температуры и режима работы рефрижераторной установки (непрерывный или старт/стоп). Оба эти параметра фиксируются при оформлении заказа на перевозку. Следовательно, есть возможность задать требуемую температуру груза к моменту начала каждой поездки. Анализ данных, поступающих в систему мониторинга, позволяет убедиться, что данная температура действительно установлена. Такая "обратная связь" возможна только при интеграции в систему мониторинга информации контроллера рефрижератора. Эту связь обеспечивает установленный на рефрижераторе адаптер-регистратор iQFreeze*.
6_13317.jpg
Что важно, нет необходимости непрерывно следить за текущими показаниями рефрижератора! Наиболее популярные системы мониторинга позволяют настроить систему оповещений в случае нештатной ситуации и рассылают уведомления по различным каналам: смс, электронная почта, push-оповещения и др.
Грамотный выбор транспортной компании с проведением анализа используемых технических средств мониторинга рефрижераторов, личное участие в процессе перевозки скоропортящихся грузов в качестве дополнительной линии контроля - всё это позволяет ритейлеру избежать пустых прилавков и конфликтов с партнёрами. Когда доставка товаров работает без сбоев, можно больше времени уделить работе с персоналом и покупателями!
ООО "Кварта Техноло-гии"
+7 (495) 230-06-11
iqfreeze@quarta.ru