← Автомобильные грузоперевозки

Каковы реальные масштабы всероссийской стачки дальнобойщиков?

Уже неделю по всей стране продолжается протест дальнобойщиков. Организаторы называют его Всероссийской стачкой, что безусловно верно с точки зрения географии - от Владивостока до Смоленска и от Дагестана до Ямала. С масштабами все сложнее, потому что очень мало объективной информации.

Всероссийского координационного центра у дальнобойщиков нет (что хорошо для движения, иначе его бы уже разгромил Центр "Э"), более-менее ясна картинка по отдельным городам и регионам. Точнее - она ясна для местных "ячеек сопротивления". Поэтому корреспонденты "Новой газеты", а также собкоры связались с активистами. На основе их данных мы подготовили карту, а также сделали несколько выводов.
Первое. Масштабы протеста кажется сильно заниженными, потому что большая часть протестующих действует методами "итальянской забастовки", не выходя на демонстративные акции, а просто поставив машины на прикол. Такой протест - "невидимый", по мнению дальнобойщиков, он обернется ростом цен и дефицитом в торговых сетях.
Второе. За исключением Дагестана, где отмечены столкновения между самими дальнобойщиками, протест проходит подчеркнуто мирно, любые разгоны и прочие силовые мероприятия - инициатива региональных силовиков.
Третье. Эта история - надолго, потому что мотивации прекращать забастовку у дальнобойщиков нет. Система "Платон" в сочетании с другими налогами и сборами делает работу за баранкой экономически бессмысленной.
Курган: Караван стоит
Около 1000 большегрузных фур стоят без движения в Зауралье - бастуют дальнобойщики. Водители одного из крупнейших транспортных узлов России на перекрестке Европы и Азии ждут, по их словам, "диалога с правительством" по поводу отмены системы "Платон".
2.JPG
Самые крупные города региона - Курган, Шумиха и Шадринск - стали центрами протестной акции, начавшейся 27 марта. В Кургане водители стояли на своих машинах на трассе "Байкал" (стоянка "Зауральский тракт") и на одноименной стоянке "Байкал" под Шумихой, между Челябинском и Курганом. В Шадринске протестовали возле кафе "Рублев" на трассе Шадринск-Челябинск. Демонстративная часть протеста длилась 2 дня. Потом началась "гаражная".
- В акции участвовали 260 человек, у всех - разное количество машин, но все они - частные перевозчики, участники рынка, - говорит координатор Объединения перевозчиков России (ОПР) в Зауралье, шадринец Николай Зверев. - В Шадринске до 1990-х было две крупных автоколонны, когда предприятия распались, люди остались без работы, и сами, без поддержки государства, развивали этот бизнес: в начале чинили машины, налаживали перевозки, а потом принесли новые, современные технологии.
Трасса "Байкал" проложена в Зауралье приблизительно параллельно Транссибу, по северному варианту Великого Шелкового пути, если вспомнить большую историю. Здесь одна из самых мощных транспортных развязок, а интенсивность движения большегрузов по Омскому мосту под Курганом равняется трафику на крупных европейских автобанах.
- География перевозок широка: Санкт-Петербург, Мурманск, Краснодар, Сочи, Владивосток, Уренгой. Поэтому мы и называемся "дальнобойщики"; но сейчас вот я в гараже, и передо мной 18 машин, - говорит Зверев. - В данный момент на трассе в Шумихе стоит десяток машин.
"Платон" стал - и то не сразу - последней каплей. Соломинкой, упавшей на спину современного караванного верблюда - фур марок Volvo, Renault, DAF. Автопарк у зауральцев - современный, от европейской семерки главных производителей машин подобного класса, но эту продвинутость они выстрадали, как подчеркивают водители, сами, без помощи и поддержки государства.
- Нам говорят, что наши машины наносят урон дорогам. Это не так, наши машины специально сделаны для перевозок крупных грузов, а вот дорогиу нас делаются не по ГОСТу,
- возмущается Зверев.
Забастовка дальнобойщиков бьет по всей придорожной инфраструктуре - от кафе до станций техобслуживания, но водители непоколебимы: их требование - "Уберите "Платон!"
Сейчас зауральские перевозчики ждут встречи с заместителем губернатора региона, директором департамента промышленности, связи, транспорта и энергетики Курганской области Александром Константиновым - такой ответ обещан губернатором Алексеем Кокориным. Также среди требований бастующих - круглый стол с транспортной инспекцией, ГИБДД, транспортной прокуратурой региона. "Есть недопонимание всей проблематики, недопонимание того, что происходит", - формулирует зауральский координатор ОПР.
По его словам, давления на бастующих пока не оказывалось. Их надежда: "Мы хотим обратить на себя внимание и добиться диалога с правительством".
Екатеринбург: Продукты в избытке приносят местные жители
Более десяти суток продолжается всероссийская стачка дальнобойщиков, выступающих за отмену системы "Платон". В Екатеринбурге протестующие водители поставили на прикол свои большегрузы на 30-м километре ЕКАД - это единственное место, которое организаторам удалось согласовать с местными властями, готовыми отправить бунтарей подальше в лес, лишь бы поменьшенароду их увидело.
3.JPG
На пятачке рядом с заправкой стоит около двадцати большегрузов, больше не помещается физически. Сотрудники ГИБДД ревностно следят за тем, чтобы никто не останавливался у обочины, поэтому дальнобойщики периодически сменяют друг друга: кто-то уезжает, освобождая место коллегам. Тут же жгут костры, на которых готовят еду. Продукты в избытке приносят местные жители и другие водители, сочувствующие дальнобойщикам. Правоохранители постоянно мониторят, не выпил ли кто из водителей водки и не воодушевился ли на дальнейшие действия. Протестующие не пьют принципиально. Протест в данном случае - не кураж, а проявление последней стадии отчаяния. Многие из уральцев не колесят по стране на своих грузовых автомобилях уже полтора года. Кто-то устроился в такси, кто-то просто без работы.
- Наша задача - убедить власть отменить "Платон", - заявил Андрей Гуров, участник стачки. - На наш взгляд, данная система незаконна, бесчеловечна и несправедлива. Также мы требуем объяснений, куда уходят деньги, собранные в рамках акциза на топливо, ведь цена на солярку растет ежемесячно. Почему эти деньги не идут на ремонт дорог?
С каждым из более-менее активных участников стачки стабильно проводятся профилактические беседы по инициативе сотрудников полиции.
- Полицейские прежде всего требуют от нас, чтобы мы убрали плакаты и флаги с автомобилей, - рассказал Наиль Нигматуллин, один из активистов "Объединения перевозчиков России" в Екатеринбурге. - Они прямым текстом говорят: мол, стойте молча, чтобы вас никто не видел и не слышал. Давление осуществляется постоянно. Приходили ко мне домой "в гости", приходили к родителям: Представляется один из "гостей", обычно это полицейский, остальные остаются безымянными. Акцент делают на том, что это частная беседа, "чисто по-человечески". Пытаются выяснить, кто нам платит за организацию стачки. Как ты им объяснишь, что когда на тебе кредиты и детей кормить нечем, никаких "внешних" организаторов не нужно? Как я понял, людям в погонах плевать на нас, по большому счету, они боятся лишь одного - как бы чего не вышло из нашего противостояния, что повредит нынешней власти.
Как сообщает участник стачки дальнобойщиков Максим Фокин, полицейские постоянно собирают с участников объяснения, их беспокоит вопрос: как официально называется эта акция, не является ли собрание дальнобойщиков митингом, участников которого можно привлечь к ответственности? Пока правоохранители не определились, как реагировать на ответ дальнобойщиков, что они проводят бессрочное собрание. Участники обещают стоять до отмены "Платона". Примерно каждый второй частный владелец большегруза в области участвуют в "итальянской" забастовке, не выходя на трассу, а это в общей сложности до тысячи машин.
Волгоград: Чиновники обещают передать письмо в Москву
Крайний ряд дорожной полосы в районе Самарского разъезда, что в Дзержинском районе города, заняли около трех десятков большегрузов, выстроившихся в ряд друг за другом. Волгоградцы в курсе - это дальнобойщики бастуют против системы "Платон".
О том, что водители большегрузных машин намерены присоединиться к бессрочной акции протеста, старт которой дан 27 марта, сообщали местные СМИ.
Уже к полудню 27 марта на Самарском разъезде растянулась цепь из двух десятков фур отечественного и импортного производства. Водители по-хозяйски установили на придорожном участке автоприцеп, который стал мобильным пунктом и местом для проведения будущих переговоров с властями. Сюда принесли раскладные стулья и стол, газовый баллон и плитку, чтобы приготовить еду, чайник, пластиковую посуду, запасы продуктов и воды, средства связи, на всякий случай - медицинскую аптечку.
В течение дня большегрузы все прибывали. Водители ехали из разных районов Волгоградской области: Городищенского, Михайловского, Фроловского, Урюпинского, Светлоярского, Камышинского, Жирновского. Кому-то понадобилось преодолеть 50 километров до назначенного места проведения акции, кому-то - 200. Но ни один из них и сегодня уезжать не собирается - дальнобойщики намерены продолжать бессрочную акцию до тех пор, пока на них не обратят внимания чиновники и не выслушают их требования и предложения.
4.jpg
Водители фур говорят, что будут "стоять до последнего" - как минимум на неделю их еще хватит точно. А потом - прогнозируют серьезные последствия, в первую очередь, для рядовых волгоградцев. Ведь пока водители пьют чай в кабинах автомашин и слушают последние новости по радио, в волгоградские торговые сети некому везти товар. Антон Владимиров, участник акции, в этом уверен:
- Ситуация похожа на замкнутый круг. С решением проблемы с "Платоном", против которой выступают водители, решится и вопрос с наполнением магазинов города.
Если наша акция затянется, пропадут молочные продукты, хлеб, овощи, фрукты. У торговых сетей есть своя транспортная служба, но нам ли не знать, что с перевозкой скоропортящихся товаров можем справиться только мы.
Роман Андронов - предприниматель, он уже несколько лет перевозит по стране различные грузы. Говорит, что его бизнес окружен со всех сторон разными налогами, всего их восемь. Непосильными для предпринимательской деятельности Андронов считает три дорожных налога, и прежде всего - "Платон". Расходы на оплату налоговых обязательств стали больше, чем прибыль.
- Работать практически бесплатно - это то, что мы вынуждены сейчас делать, - говорит Роман. - И мы собрались здесь, чтобы объяснить властям: "Платон" - жесткий и жестокий разорительный дорожный побор. Мы будем требовать его отмены или хотя бы реорганизации под транзитный транспорт.
На самом деле у волгоградских дальнобойщиков требований больше: отправить в отставку российское правительство, отменить транспортные налоги, наладить систему соблюдения режима труда и отдыха водителей большегрузов, для чего требуется развитая придорожная инфраструктура, предоставить перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо.
В толпе мужчин, принимающих участие в бессрочной акции протеста, - симпатичная молодая женщина, чей прицеп использовали для обустройства мобильного пункта. Это Алла Бег, руководитель Союза грузоперевозчиков и предпринимателей Волгоградской области "Союз 34" и представитель Объединения перевозчиков России.
- Наша акция мирная, мы все законопослушные граждане, - говорит она. - Мы не перекрываем трассу, не устраиваем беспорядки, не мешаем движению. Но у нас есть требования и мы готовы их обсуждать. Мы хотим вести диалог с министром транспорта Соколовым, а не с его подчиненными, которые решений фактически не принимают:
Тем не менее на днях дальнобойщики встретились с Анатолием Васильевым, руководителем дорожного хозяйства Волгоградской области. Он сообщил участникам акции, что из числа региональных чиновников создана рабочая группа, которая попросила обосновать заявленные требования. Чтобы потом передать их в Москву, в правительство.
Алла Бег говорит, что большинство волгоградцев с пониманием относится к происходящему. Горожане несут водителям к Самарскому разъезду теплые одеяла, продукты, питьевую воду.
- С нами постоянно находится патрульная машина и полицейские, - рассказывает Алла Бег, - можно сказать, что защищают нас и охраняют:
Защищать водителей есть от кого. Не раз к месту проведения акции приезжали разные типы, подталкивали водителей к прекращению стачки: дескать, дома семья, дети, да и негоже идти против правительства и президента. Дальнобойщики в полемику не вступают, потому что, да - дома семья, дети, которых нужно кормить, но не на что - все доходы уходят в счет погашения дорожного побора.
Санкт-Петербург:  "И наутро я с новыми силами выхожу на дорогу..."
- Двадцать большегрузов на Московском шоссе - это, конечно, только знак, что "мы бастуем", - говорят петербургские дальнобойщики, - на самом деле участников акции протеста в сотни раз больше. Сколько точно - будет известно к 10 апреля. Сейчас протестующие заняты как раз тем, что пересчитывают коллег во всех регионах страны, выступающих против системы взимания платы "Платон". Задача непростая: только в Петербурге необходимо объехать более 200 стоянок, а в Ленинградской области и точек еще больше, и расстояния другие.
5.jpg
Кроме того, отмечают инициаторы забастовки, учесть нужно всех единомышленников, даже тех, кто не протестует в открытую.
- Изначально предусматривалось несколько форм участия в акции протеста, - рассказывает "Новой" представитель ОПР (Объединение перевозчиков России) в Петербурге Анатолий Шилов, - стоять на трассе, не выезжать со стоянок, не заправляться топливом, не брать грузы.
27 марта, когда стартовала Всероссийская забастовка дальнобойщиков, в Северной столице, по данным ОПР, к ней подключились около двух тысяч водителей. На 7 апреля координаторы ОПР насчитали в городе уже свыше пяти тысяч протестующих, и подсчет пока не завершен. С цифрами по Ленобласти еще сложнее, но, уверяют в Объединении перевозчиков, едва ли они меньше. В петербургском отделении ОПР вообще считают, что число выражающих недовольство "Платоном" в ближайшее время скорее вырастет, чем снизится, несмотря на все трудности, которые сейчас переживают дальнобойщики и их семьи.
- Да, мы все лишаемся прибыли, - признается Анатолий Шилов, - но если мы сегодня ее не лишимся, то через год-два потеряем всё. Лучше потерять малое. По большому счету и терять-то особо нечего - не те у нас зарплаты, чтобы переживать сильно. Мы себе другую работу найдем точно. А вот что будет с перевозками, с отраслью?
Конечное требование у участников акции протеста одно, уже не раз повторенное ими: переговоры с властью, которые приведут к отмене "Платона". Свой главный тезис они сформулировали так: "Мы не хотим перекрывать дороги - мы хотим диалога и справедливости". Была идея нарисовать плакат, но передумали, решили не провоцировать правоохранительные органы. Особенно удивляет водителей терпение людей и то, что обыватели не понимают прямой связи "Платона" и роста цен в магазинах. А главное - того, что дальнобойщики бьются не только за себя - а за всех.
- Коммерсанты-то на это готовы, - объясняют забастовщики, - но эту наценку они кладут на товар. Ведь ни один предприниматель не станет работать себе в ущерб, и в итоге эта плата - "Платон" - ложится на конечного потребителя. А это - мы все. И мы, и вы, и наши родственники. Мы же не воруем товар из фуры - мы его в магазине покупаем.
6.jpg
Петербургские большегрузы вдоль дороги стоят настолько аккуратно, а водители ведут себя так деликатно, что, может быть, по этой причине их до сих пор не трогает полиция - придраться не к чему. Единственный инцидент случился вечером 3 апреля: задержали и доставили в отдел полиции Пушкина (пригород Петербурга) петербургского активиста ОПР Вадима Яцука. Его соратники считают задержание незаконным: суть обвинений ни Яцуку, ни свидетелям происшествия неизвестна до сих пор. Формально задержанному вменили статью 20.2 КоАП РФ "Нарушение порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". Однако коллеги с Московского шоссе утверждают: ни Яцук, ни они в тот день ничего не проводили - не до того было. Если как-то и могут истолковать случившееся, то лишь общегородским усилением вечером 3 апреля - Яцука взяли около 17 часов, вскоре после теракта в метро.
Как долго будут бастовать дальнобойщики в Петербурге? Вопрос для них самих самый сложный. Курят. Пожимают плечами. Отвечают: "До конца". Потом уточняют, что конца может быть два - или договор с чиновниками, или уход дальнобойщиков на другую работу. Что выгоднее власти?
- Иногда я надеюсь услышать ответ от верхов (ну или хотя бы какую-то позицию Кремля в отношении нас) и тогда включаю телевизор, который вообще-то не смотрю года два, - откровенничает на прощание Анатолий Шилов. - Включаю телик - а там всё зашибись! Мы, оказывается, живем так хорошо, что меня аж злость берет, и наутро я с новыми силами выхожу на дорогу:
Саратов: Против бастующих "применят" Гагарина
В Саратовской области дальнобойщики проводят акцию на окраине Энгельса. По обочинам трассы на выезде из города стоят около трех десятков грузовиков. Состав участников не постоянный: одни уезжают, другие приезжают. "У нас не было задачи собрать много машин, они мешали бы движению, - говорит местный координатор протеста Александр Черевко.- Мы хотим, чтобы проезжающие мимо люди заметили остановленные грузовики, заинтересовались и открыли интернет, ведь телевизор о нас не рассказывает".
Сколько водителей бастуют, оставив машины дома и на стоянках, саратовские организаторы не знают. "В Краснокутском районе всего пять грузовиков, и все они стоят. Не выходят на работу ребята из Балашова, Вольска, Калининска. Полную информацию с мест собрать невозможно. Мне вчера дозвонились (страшно сказать!) с полуострова Ямал, рассказали, что протестуют, сидя в гараже, так как полиция пригрозила драконовскими мерами, если они высунутся", - рассказывает Александр.
Как вспоминает предприниматель, с момента появления "Платона" он понял, что больше не сможет "существовать на этом рынке". "Чтобы зарегистрироваться в системе, требовалась справка об отсутствии задолженности по налогам. У меня такая задолженность была, так как за несколько месяцев до того сломались сразу два моих грузовика. Капитальный ремонт двух двигателей - это безумно дорого, а банки мне навстречу не шли". На сегодня из четырех "Фредлайнеров" у Черевко остался один.
Отслеживать последствия протеста поручено женам дальнобойщиков: проблемы с перевозками должны в первую очередь проявиться в овощных отделах сетевых магазинов. Бастующие намерены продолжать акцию до тех пор, "пока власти не начнут полноценный диалог".
За время стачки к участникам лишь однажды приезжал мелкий чиновник из областного министерства транспорта. Ведомство распространило официальный комментарий, в котором высказало сожаление по поводу забастовки: "Если позиция грузоперевозчиков останется неизменной, вряд ли для российских дорог наступят лучшие времена". По сведениям Росавтодора, в прошлом году за счет сборов "Платона" Саратовская область получила 650 миллионов рублей, на эти средства было отремонтировано 156 километров дорог.
Как и во время первой волны протестов, проходившей осенью 2015 года, о поддержке бастующих заявили представители КПРФ. Депутат Госдумы от коммунистической фракции Валерий Рашкин встретился с энгельсскими водителями и пообещал передать их требования президенту и правительству.
По словам перевозчиков, еще в первые дни протеста полиция собрала объяснительные с владельцев стоящих на обочине фур. Неподалеку от места стоянки постоянно дежурит автомобиль с бойцами Росгвардии. "Отношение правоохранительных органов было хорошим. Но вчера полиция разочаровала: участковые начали ходить по квартирам ребят, которые стоят здесь, расспрашивать родственников, знают ли они, чем мы занимаемся, хотя мы сами ответили на все вопросы в объяснительных. Конечно, пожилые родители напуганы беседами про антитеррор и экстремизм", - рассказывает Черевко.
Как полагают участники стачки, власти попытаются очистить трассу к 12 апреля: в Энгельсском районе в День космонавтики на место приземления Гагарина поедут крупные чиновники, которым надлежит видеть исключительно картины народного ликования.
Мурманск: Бунтовать не по карману
В Мурманской области в стачке полноценно участвуют только в одном поселке.
В регионе стачку дальнобойщиков поддержали, по оценкам ее организаторов, процентов 10-15 от общего числа водителей большегрузов. Всего в регионе зарегистрировано около тысячи предпринимателей, занимающихся межобластными грузоперевозками, у многих работает не по одной машине.
7.jpg
Решились полностью встать только в одном населенном пункте - отдаленном поселке Ёна на юге области. С 27 марта ни один из водителей там не сел за руль. Держатся, покуда могут.
"Ёнские молодцы, стоят все, - говорит Мария Пазухина, председатель областного отделения Объединения перевозчиков России. - Сколько простоят, не знаю, мы себе сроков не устанавливали, по идее - до выполнения наших требований. Но остальные, большинство, ездят. Особенно те, кто работает на сетевые магазины. Поддерживают протест многие, но присоединиться не могут себе позволить".
В публичных акциях участвуют человек 50 в общей сложности. Акции эти разовые, точечные. Так начало протестов отметили, выбравшись на федеральную трассу в район поселка Пушной - в 60 километрах от Мурманска. Там полсотни водителей простояли несколько часов. Претензий со стороны полиции не было. Повторно о себе заявили 3 апреля, проехав по Мурманску колонной из семи фур и трех легковушек.
Фото: novayagazeta.ru
Новая газета