← Автомобильные грузоперевозки

Курганские власти и перевозчики нашли общий язык

Во вторник, 18 апреля, власти Зауралья сели за стол переговоров с грузоперевозчиками. На этом настояли индивидуальные предприниматели, решив обойтись без забастовок и шумных акций. Спор о системе "Платон", налогах и акцизах в итоге объединил обе стороны. Они решили совместно устранять барьеры на пути дальнобойщиков. Подробности - в материале "ФедералПресс".

В зале управления Государственного автодорожного надзора представителей властей разного уровня, надзорных органов и инициативной группы перевозчиков посадили друг напротив друга. Вел разговор замдиректора департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Евгений Дмитриев.
Предприниматели Николай Зверев (Шадринск) и Александр Суетин (Шумиха), глядя в глаза спикеру облдумы Дмитрию Фролову и заместителю губернатора, куратору транспорта Александру Константинову, говорили о наболевшем.
Именно они написали письмо губернатору Алексей Кокорину и ГФИ Александру Кистанову с просьбой объяснить, почему им стало трудно вести бизнес и когда это закончится. По информации "ФедералПресс", этому предшествовали сборы дальнобойщиков в загородных кафе Кургана (90 человек) и Шадринска (120 человек).
"Почему возникло противостояние вокруг системы "Платон"? - пояснял Николай Зверев.- Потому что, когда ее вводили в 2015 году, говорили, что тариф в 3 рубля 73 копейки за километр пробега обеспечит перечисление в дорожный фонд 40-50 млрд рублей в год. По данным Минтранса, у нас в стране зарегистрировано 2 млн машин грузоподъемностью свыше 12 тонн. Каждая проходит 100-120 тысяч км в год. Простым умножением получаем цифру около 700 млрд рублей. 50 и 700 - большая разница. И люди не понимают, где остальное. А штрафы в 500 тысяч и миллион? У нас машины стоят 5-7 миллионов. Все научились считать. Зачем эта система?
В расчетах изначально была либо ошибка, либо коррупционная составляющая. И люди хотят понимать, что происходит".
Перевозчики также хотели знать, законно ли дорожная инспекция, останавливая машины, штрафует водителей, не зарегистрированных в системе "Платон", ставит блокираторы, не является ли это формой давления.
"Есть простой выход - поднять цены на частные перевозки, - говорил Зверев. - Ну и куда это заведет? Это ляжет на конечного потребителя, вызовет социальную. напряженность. Мы могли бы, но мы не идем на это, поэтому здесь сейчас и сидим!" Не лучше ли, задается он вопросом, качественнее администрировать сбор акцизов - их недобор составляет 140 млрд рублей?
Обоснованности внедрения системы "Платон" перевозчики пока не видят.
"Министр Соколов в одном случае говорит по федеральному телеканалу, что грузовик воздействует на дорожное полотно в 20 тысяч раз больше, чем легковой автомобиль, в другом - что в 50 тысяч раз, в третьем случае - в 60 тысяч раз. Где реальные цифры?
- вмешался сосед Зверева по столу. - Мы не отказываемся платить, мы пользуемся дорогой. Но лучше использовать акциз, это более прозрачный способ".
"Но если в 2016 году 88 % сумм акцизов оставалось в регионе в дорожном фонде, то в этом году эта доля снижена на 27 %", - отметил Дмитрий Фролов. Он сообщил, что законодательные собрания субъектов УрФО уже протестовали против такого подхода: "И это большая проблема. Ведь наши региональные деньги забрали в федеральный фонд".
Система "Платон" власти Зауралья пока тоже не устраивает. Фролов считает, что она нужна, ведь "перевозки грузов - это коммерческая деятельность". Но в области по большегрузному автопарку зарегистрировано 2,5 тысячи юрлиц и 6 тысяч физических лиц, сказал он. И
если все перевозчики зарегистрируются в системе, выпадающие доходы составят 480 млн рублей, а компенсируют области 37 миллионов.
"Не мы этот закон приняли. Мы с вами согласны, система должна быть прозрачна, - говорил Дмитрий Фролов. - Эти деньги должна получать область, и не только исходя из протяженности федеральных трасс. Ведь интенсивность грузопотока по нашей территории гораздо выше, чем в других областях. Иначе с дорожным фондом и дорогами беда может случиться".
"Система "Платон" должны быть прозрачна, - поддержал и перевозчиков, и спикера облдумы заместитель губернатора Александр Константинов. - Если вы увидите, как она действует и на каких дорогах используется, будет результат".
Власти Зауралья беспокоит, что перевозчики, избегая платежей в "Платон" на федеральных трассах, сворачивают на региональные дороги и "убивают" их. Есть пример  перевозок на трассе Куртамыш - Целинное - Челябинск в одну сторону до 6 тыс тонн металлолома и до 10 тысяч тонн щебня обратно из карьера в Карталах. "Платон", по мнению Константинова, дает властям возможность контролировать грузопотоки, бороться с серым рынком перевозок. Но систему надо оперативно совершенствовать.
При этом Фролов напомнил:
ГИБДД Зауралья ни разу не наказала ни одного водителя в регионе, если он не зарегистрирован в системе "Платон".
И с ним присутствующие согласились. Согласились и с его предложением - добиться, чтобы реально собранные деньги были заложены в дорожное полотно, и проконтролировать, насколько качественно они использованы. "Мы готовы совместно с Ассоциацией международных перевозчиков выйти в федеральные органы власти с рядом инициатив, в том числе законодательных, чтобы эту ситуацию разрешать", - подчеркнул Дмитрий Фролов.
По словам транспортников, расценки на пользование дорогами стали настолько высоки, что приходится минимизировать расходы, а это выливается в экономию на резине, заправку топливом низкого качества и т. д.
"Если себестоимость пользования такова, что приходится экономить на безопасности, это недопустимо,
- заявил Александр Константинов. - Вам необходимо привязаться к региональному продукту, стать его составляющей, и тогда в рамках отстаивания интересов региона будут легче решаться насущные вопросы, в том числе и по "Платону".
"Вам нужны объемы или нет? - спрашивал он. - Приходите к нам в департамент, организуем встречу с промышленниками и там будем все это решать".
"Мы не против и даже за, - прозвучало в ответ. - Мы новички в этом деле, давайте помогайте".
В итоге по предложению Николая Зверева решено создать совместную двустороннюю рабочую группу при департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики, в которую также вошел помощник бизнес-омбудсмена Зауралья. Именно эта группа будет детально разбираться с проблемами перевозчиков.
Заметим, еще одно важное предложение перевозчикам Зауралья сделал и руководитель филиала Ассоциации международных перевозчиков в УрФО Александр Салаутин. "Объединяйтесь, - говорил он. - Вы не организованы, действуете сами по себе. Создайте, например, СРО. Тогда у вас будут четкие правила".
Сейчас на рынке перевозок УрФО вовсю работают люди из других областей. Салаутин привел собственные данные: из Смоленской области - 15 % субъектов грузоперевозок, из Московской - 36 %, из Челябинской - 23 %, из Свердловской - 10 %. "Грузы в округе есть, - говорил Салаутин, - но системы взаимодействия транспортных компаний с производителями, экспортерами нет. Если она будет, то загрузка у вас будет постоянной, не будет простоев".
По оценке наблюдателей, рабочая встреча выявила общие цели и задачи - совместно устранять барьеры на пути предпринимателей.
Фото пресс-службы правительства Курганской области
ФедералПресс