← Автосервис, запчасти, шины

Пневмосердце

Каков ресурс компрессоров, питающих пневматическую систему грузовиков? От чего он зависит? Имеет ли экономический смысл ремонт агрегатов? На эти и многие другие вопросы в статье.

Прежде чем коснуться вопросов экономической выгоды ремонта компрессоров и актуальности приобретения агрегатов от альтернативных производителей, обозначим интервал по наработке агрегатов до капитального ремонта.
Если брать компрессоры, которые стоят на грузовиках, задействованных на междугородних и международных перевозках, работающих на длинном плече, то речь идет о наработке в среднем полмиллиона километров. Иное дело компрессоры, стоящие на машинах, выполняющих рейсы на коротком плече, например, - городских развозках.
Здесь срок службы того же самого компрессора может оказаться вдвое меньшим. Причиной тому будут не только более сложные условия работы агрегата - рваный режим движения сильнее нагружает компрессор в отличие от устоявшихся режимов, характерных для магистральных перевозок. Истина кроется также в единицах измерения наработки.
Одноцилиндровый компрессор нагружен больше, чем двухцилиндровый агрегат. Однако это вовсе не означает, что при прочих равных условиях он прослужит меньше. При регулярном обслуживании автомобиля и штатных условиях эксплуатации двигателя ресурс компрессора в 500 000 километров вполне достижим:
2.JPG
В последнем случае правильнее учитывать не пройденные километры, а наработку в моточасах. Машины большую часть времени работают на холостом ходу или ползут на низших передачах в пробках. В режиме холостого хода смазка агрегата будет не столь эффективной, как на устоявшемся режиме движения. Масляный клин, разделяющий поверхности трения, образуется при определенных условиях - давлении масла в системе и скорости перемещения трущихся поверхностей друг относительно друга. Неважно, о каких парах трения идет речь - шейке коленчатого вала, которая должна "всплыть" во вкладыше, или поршне, который совершает возвратно-поступательные движения в цилиндре. Детали должны быть разделены слоем масла. Кроме того, передвижение автомобиля на низших передачах чревато повышением теплового режима двигателя. Неудивительно, что "кипят" моторы по большей части в городской толчее, а не на трассе.
В ряде случаев восстановить работоспособность компрессора (на относительно небольшой срок) удается, заменив лишь поршневые кольца. Однако этому должен предшествовать промер геометрии цилиндра при помощи специального прибора - нутромера - и оценка состояния его зеркала. Если цилиндр изношен, то новые кольца проблему не решат:
3.JPG
Ремонт или замена?
Каждый из владельцев грузовиков при выходе из строя компрессора пневмосистемы имеет два пути решения проблемы - ремонт агрегата или его замена на новый/восстановленный. Какой предпочесть? Скажем прямо - однозначного ответа дать невозможно. Начнем с того, что многое зависит от того, какие именно повреждения получил компрессор в процессе эксплуатации. Так, если речь идет о естественном износе и прогнозируемом накоплении неисправностей, то вовремя снятый (без доведения до аварийного разрушения) агрегат имеет все шансы быть капитально отремонтированным с возвратом 100% ресурса. Однако здесь важно учитывать стоимость ремонта, которая не может превосходить цену нового компрессора. Увы, но случаи, когда итоговая калькуляция расходов (запчасти+работа) переваливает за планку в 50 000 рублей - нередки. В этом случае компрессор логичнее заменить новым или восстановленным.
При переборке компрессора с применением ремонтных комплектов важно обращать внимание на состояние шатунов и соблюдать правила ремонта, которые справедливы для моторов. Бывают случаи, когда мастера по ошибке или осознанно (при утере крепежа) используют неоригинальные болты крепления нижних крышек, да еще и затягивают их несоответствующим технической документации моментом. В итоге болты вытягиваются, соединение ослабляется, посадочные места разбиваются:
4.JPG
Среди производителей агрегатов, которые пользуются абсолютным доверием у перевозчиков, прежде всего отметим такие уважаемые компании как Knorr-Bremse и Wabco. Их компрессора отличаются высоким качеством и надежностью. Недаром, именно их устанавливают на свои грузовики именитые производители коммерческих автомобилей и специальной техники всего мира. Однако компрессоры данных брендов и самые дорогие. Именно фактор цены вынуждает владельцев грузовиков искать лидерам достойную альтернативу. Увы, это удается не всегда. И дело даже не в том, что среди альтернативных агрегатов нет достойных по качеству и ресурсу, а в том, что на них поступает много нареканий, связанных с нестабильным(!) качеством. То есть компрессора из одной партии зарекомендуют себя в эксплуатации хорошо, а агрегаты из другой - разорят продавца постоянными возвратами и рекламациями. Именно по этой причине мастера независимых станций технического обслуживания настоятельно не рекомендуют приобретать в запасные части для европейских грузовиков компрессора китайского производства.
Коленчатый вал компрессора хоть и имеет одну-две шатунные шейки, но так же, как и "колено" двигателя, при ремонте в обязательном порядке требует проверки на изгиб, качественной мойки, особенно каналов подвода масла, при необходимости полировку шеек. Очень часто компрессор выбраковывают именно по причине фатальных дефектов "колена". Данная деталь очень дорогая. Стоимость вала от альтернативного производителя доходит до 18 тыс. руб. При этом китайский компрессор-аналог в сборе обойдется в 20-25 тысяч рублей:
5.JPG
Среди компрессоров, которые присутствуют на российском рынке запасных частей, неплохое соотношение цены и качества имеют агрегаты Artex и Vaden. Если вы по каким-либо причинам не желаете рассматривать альтернативные варианты оригинальному компрессору, то стоит обратить внимание на восстановленные по заводской технологии агрегаты. Они ничем не уступают новым по надежности и ресурсу, а их цена будет на 15-20% ниже. При этом, если вы сдадите в зачет свой компрессор, то после проведения его дефектовки, которая подтвердит отсутствие фатальных разрушений и дефектов основных элементов, вам дадут скидку в 50-60 евро.
При ремонте компрессора важно оценить состояние деталей его привода. Так, если на зубьях шестерен имеются следы естественного износа, величина которого лежит в пределах допуска, то их можно оставить. Но если имеют место дефекты, выраженные выкрашиванием металла, износом в виде пятен или вовсе нарушением геометрии зубьев, то шестерни необходимо заменить, причем парой - ведущую и ведомую:
6.JPG
Что касается приобретения компрессора на "разборке", то здесь есть большой риск нарваться на изношенный или имеющий скрытые дефекты агрегат. Разбирать компрессор для оценки его технического состояния продавец не позволит. А перед продажей агрегата его крепеж непременно помечается краской. Разобрать компрессор без повреждения таких меток-пломб не удастся. Чтобы не потерять деньги, имеет смысл продиагностировать агрегат на стенде. Такую услугу стоимостью не более 800 рублей предлагают специализированные мастерские. При прохождении компрессором диагностики на всех режимах его работы вы получите объективную информацию о состоянии агрегата.
У одних грузовиков компрессоры устанавливаются на задней части двигателя, у других, напротив, - на передней. Не суть важно! Главное, чтобы был организован эффективный обдув агрегата потоком набегающего воздуха. Это благотворно сказывается на охлаждении компрессоров и отчасти предотвращает их перегрев. Время, затрачиваемое на монтаж/демонтаж компрессора, составляет примерно два часа. Стоимость данной операции колеблется от двух до четырех тысяч рублей:
7.JPG
Приобретать запасные части по отдельности - невыгодно. Необходимо отдать предпочтение полным комплектам и главное - от одного производителя! Как правило, в "full kit" входят: поршневая группа, клапана, полный комплект прокладок, сальники, уплотнительные кольца, необходимые заглушки и даже крепеж. Неплохим спросом пользуются запчасти компании Majorsell и United Motors. С их помощью можно отремонтировать практически любой компрессор из линейки Knorr Bremse и Wabco:
8.JPG
Компрессоры альтернативного производства позволяют сэкономить до 50% от цены оригинального агрегата. При этом лучшие образцы обладают достаточно большим ресурсом и хорошей надежностью. Альтернативные производители компрессоров также выпускают и запасные части, которые имеют привлекательную стоимость. При покупке агрегата важно проверить - встанет ли он на штатные посадочные места:
9.jpg
Ресурс компрессора зависит не только от технологий, которые применены при его изготовлении, но и от компонентов, которые идут на сборку. В частности, высокий ресурс компрессоров Wabco, по мнению ремонтников специализированных мастерских, обеспечивает поршневая группа от известного немецкого производителя - Kolbenschmidt. На нее и ориентируйтесь при капитальном ремонте компрессоров. Первоначально высокие затраты окупятся ресурсом компрессора под 700 000 километров:
10.JPG
Корпусные детали компрессоров выходят из строя довольно редко. При естественном (не аварийном) износе поршневой группы, блок, в большинстве случаев, может быть расточен в один из ремонтных размеров с увеличением диаметра цилиндра на 0,25, 0,5, 0,75 и 1,0 мм. Если учесть, что ремонт производится каждые 500 000 км, то общий ресурс агрегата составит более двух миллионов километров:
11.JPG
Существенно снизить ресурс компрессора пневматической системы может перегрев мотора. Прежде чем грешить на агрегат, внимательно осмотрите состояние привода вентилятора, оцените исправность муфты. Если не устранить имеющиеся неисправности, то и новый компрессор прослужит недолго:
12.JPG
На самосвалах HOWO, работающих на коротком плече, агрегат часто не выхаживает и 150 000 километров. Ремонтировать его не имеет смысла. Проще купить новый, благо цена составляет около 24 тысяч рублей. Однако помните, что и у китайских компрессоров есть своя иерархия по качеству:
13.JPG
Чем больше потребителей воздуха в грузовике, тем сложнее приходится компрессору. Помимо нагрузки, которая идет от пневмопривода тормознойсистемы грузовика и полуприцепа, компрессор обеспечивает воздухом пневматическую подвеску шасси и кабины. На дорожных машинах пневмобаллоны могут стоять не только на задней оси, но и на передней. Если компрессор преждевременно вышел из строя, проверьте - нет ли в пневмосистеме свищей!:
14.JPG
Одна из самых дорогих деталей компрессора - его головка с клапанами. Несмотря на то, что при ремонте агрегата ее в большинстве случаев оставляют, проверку плоскости на наличие деформации необходимо провести. Помните - компрессор имеет водяное охлаждение (единая система с двигателем), следовательно, перегрев силового агрегата отражается и на нем:
15.JPG
На магистральных тягачах, работающих на длинном плече, компрессоры пневматической системы способны отработать до первого капитального ремонта 500 000 км. При этом общий ресурс агрегата, с учетом возможности проведения нескольких капитальных ремонтов, может перевалить и за два миллиона километров:
16.JPG
На грузовиках и самосвалах компрессора нередко выходят из строя уже на пробеге 150-200 тысяч километров. Причина - длительное время работы на холостом ходу, рваный режим работы и движение нанизких передачах. Фактический ресурс агрегатов необходимо измерять в моточасах, а не пройденных километрах:
17.JPG
Как только компрессор начнет гнать в пневмосистему масло, выходит из строя фильтр блока подготовки воздуха. С его заменой тянуть не стоит. Масло, попавшее в систему, нанесет вред пневматическим элементам подвески. Водяной конденсат станет причиной коррозии ресиверов и трубопроводов. Окалина быстро выведет из строя краны пневмосистемы. Вовремя отремонтированный компрессор - гарантия того, что цепная реакция не будет иметь фатальных последствий:
18.JPG
Фото: autotruck-press.ru
Автотрак