← Автосервис, запчасти, шины

Инсталляция прогресса: моторы PACCAR MX-11 и MX-13

Следуя концепции снижения совокупной стоимости владения, компания DAF Trucks оснастила грузовики нового поколения DAF CF и XF силовыми агрегатами повышенной эффективности. Разбираемся с ключевыми изменениями, внесенными в конструкцию моторов PACCAR MX-11 и MX-13.

Собственник оценивает тяжелый грузовик по производительности и времени бесперебойной работы.
С другой стороны, топливо как было, так и остается одной из главных статей расходов автопарка.
Чтобы обеспечить максимально эффективное использование каждой капли дизельного топлива, инженеры DAF внимательно изучили все аспекты работы силового агрегата, ставя перед каждым элементом двигателя и всей силовой линии вопрос: как еще больше снизить расход  топлива?
Конечная цель заключалась в достижении максимальной надежности и выгоды от эксплуатации автомобиля при минимальных расходах.
Для регулировки производительности водяного насоса используется термомуфта:
5.jpg

Модернизация двигателей PACCAR MX-11 и MX-13 началась, прежде всего, с изменения их внешних скоростных характеристик: для оптимального уменьшения расхода топлива нужно было снизить номинальную частоту вращения. Такой подход у инженеров-мотористов называется даунспидингом. Новое поколение шестицилиндровых рядных двигателей MX-11 и MX-13 создает максимальный крутящий момент начиная с 900 мин-1 без потери эффективности. В результате двигатели в новых грузовиках DAF CF и XF работают в режиме приблизительно 1000 мин-1 при движении грузовика со средней скоростью около 80 км/ч. Чтобы обеспечить достаточное тяговое усилие даже при таких низких оборотах, крутящий момент всех новых двигателей был увеличен с 50 до 200 Нм в зависимости от их номинальной мощности. Кстати, о мощности: практически для каждого мотора из гаммы MX она также была увеличена на величину от 10 до 20 л. с.
Для реализации даунспидинга двигатели PACCAR MX-11 и MX-13 подверглись значительной реконструкции. Чтобы сделать сгорание топлива более энергичным, в обоих двигателях были изменены поршни и форсунки, поднята степень сжатия, улучшена система EGR. В дополнение к этому двигатель MX13 получил более эффективный турбокомпрессор, новый распределительный вал, а также модернизированный масляный блок - целью его реинжиниринга было уменьшение потерь давления.
В компактной системе EAS каталитический нейтрализатор DeNOx и противосажевый фильтр заключены в единый блок:
4.jpg
Чтобы обеспечить максимальную эффективность, DAF использует плавно регулируемый масляный насос. Новая конструкция насоса - теперь он роторный - поддерживает давление масла в соответствии с режимом работы двигателя. Если в двигателях 2015 модельного года давление насоса увеличивалось строго пропорционально оборотам двигателя, то теперь оно растет только до определенной величины, а далее (от 1000 мин-1 и выше) остается постоянным, что позволяет экономить мощность, которая теряется в приводе. Аналогичный принцип применяется в новых плавно регулируемых насосах гидроусилителя руля и охлаждающей жидкости. Причем для последнего используется хорошо известный принцип термомуфты.
Крутящий момент и номинальная мощность двигателя не единственные характеристики, которые были улучшены. Серьезному апгрейду был подвергнут тормоз-замедлитель (горный тормоз) MX Engine Brake, используемый в обоих двигателях PACCAR MX-11 и MX-13. Новые решения, реализованные в клапанном механизме, включают оптимизированный профиль кулачков распредвала и иной способ декомпрессии: в MX Engine Brake 2017 модельного года активируется один выпускной клапан, а не пара, как было в предыдущей версии. Это, во-первых, повышает эффективность торможения на низких оборотах. А во-вторых, сокращает энергозатраты на привод. Кстати, максимальная эффективность тормоза-замедлителя на обоих двигателях доступна в очень широком скоростном диапазоне. Например, мощность MX Engine Brake двигателя PACCAR MX-11 выросла на 10 %, до 463 л. с. Но что еще более важно, тормозной момент в диапазоне между 1200 и 1500 мин-1 увеличился на 20%. Благодаря таким уровням производительности DAF Trucks удалось задать новый стандарт в сегменте 11-литровых двигателей. Если говорить о характеристиках горного тормоза MX-13, его тормозное усилие увеличилось на 20% в диапазоне между 1000 и 1450 мин-1 с максимальным увеличением почти до 30% при 1200 мин-1. На пике в режиме 2100 мин-1 MX-13 Engine Brake создает тормозную мощность 490 л. с.
Отключаемый компрессор пневмосистемы вносит серьезную лепту в повышение экономичности двигателя:
3.jpg
DAF Trucks оборудует грузовики CF и XF нового поколения новой компактной системой нейтрализации отработавших газов EAS. Система образца 2017 года стала легче предыдущей почти на 50 кг, ее активные элементы быстрее достигают рабочей температуры, что позволяет двигателю раньше переключиться на режим с минимальным расходом топлива. Кроме этого, благодаря компактным габаритам новой системы EAS отпадает необходимость в раздельных блоках каталитического нейтрализатора DeNOx и противосажевого фильтра.
В числе прочих интересных конструктивных решений, реализованных с целью снижения расхода топлива, стоит упомянуть применение более эффективного компрессора пневмосистемы и нового компрессора кондиционера, адаптированного для работы при низких оборотах.
Двигатель MX-13 получил более эффективный турбокомпрессор:
2.jpg
Программное обеспечение, управляющее силовым агрегатом автомобилей DAF CF и XF нового поколения, доступно с завода в двух вариантах: Eco Fuel Mode и Eco Performance Mode. Режим Eco Fuel Mode предназначен главным образом для снижения расхода топлива; например, за счет более раннего переключения передач и более адекватной реакции силового агрегата на изменение положения педали акселератора. Режим Eco Performance, наоборот, обеспечивает мгновенную реакцию силового агрегата за счет переключения передач с небольшой задержкой и обеспечения более мощного ускорения.
1.png
Остается добавить, что интервалы обслуживания грузовиков DAF CF и XF 2017 модельного года для Европы увеличены до 200 тыс. км.
Фото: Михаил Ожерельев
5 Колесо