← Дороги, инфраструктура

Дорога смерти и вечные пробки: как решить проблему на трассе М-4 в Лосево

Ежегодно тысячи жителей страны вынуждены сталкиваться с трудностями маленького поселка Лосево, что расположен на юге Воронежской области в Павловском районе. Огромное количество ДТП и нескончаемые пробки - стали головной болью не только воронежцев, но и жителей других городов России. Как региональная проблема стала проблемой федерального масштаба, и что с этим делать - в этом разобрались журналисты портала 36on.ru.

Трасса для Олимпиады
Мы решили вспомнить историю трассы М-4 "Дон" и ее проблемного участка в Павловском районе. По данным из открытых источников, автодорога протяженностью 1543 километра была сооружена в 1959-1966 годах как трасса третьей технической категории. Ширина ее дорожного полотна не превышала 7 метров, дорога имела две полосы и не была рассчитана на большие нагрузки. Однако позже большая часть магистрали вошла в европейский маршрут Е-115. На некоторых участках появились шесть полос, на некоторых так и осталось две.
В 2010 году М-4 "Дон" была передана в доверительное управление государственной компании "Автодор". ГК занялась реконструкцией, по итогам которой дорога должна была стать четырехполосной на всей ее протяженности. В том же году начались первые разговоры о необходимости строительства дороги протяженностью 70 километров в обход Павловска и Лосево. Об этом шла речь на встрече губернатора Воронежской области Алексея Гордеева с бывшим председателем правления ГК "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор") Сергеем Костиным. Однако власти вернуться к этой теме лишь спустя 2,5 года.
В августе 2012 года стало известно, что главная автомобильная дорога к Черному морю будет реконструирована к зимней Олимпиаде в Сочи, то есть к 2014 году. К тому времени старая трасса уже славилась своими многокилометровыми пробками - их создавали россияне, активно направлявшиеся на море на своем транспорте, и дальнобойщики, везущие товар на юг. После поездки по регионам новый председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах сообщил СМИ, что компания определила "узкие места" трассы, и вскоре она изменится до неузнаваемости.
Топ-менеджер заверил, что за три года автодорога станет "лучшей в России", а финальная цель будет достигнута к 2018 году, когда будут реконструированы и построены участки общей протяженностью 796,2 км.
К сроку, который, кстати, скоро уже истечет, госкомпания собиралась привести магистраль в соответствие с мировым стандартом - вся М-4 должна была стать четырехполосной, с разделенными встречными потоками движения и развязками в разных уровнях, что соответствует первой технической категории.
Однако "узкое место" трассы вблизи села Лосево по каким-то причинам к Олимпиаде переоборудовано не было. Как мы видим сейчас, не стоило ожидать выполнения обещаний и к 2018 году.
О работах на трассе М-4 "Дон" вблизи Лосево в Воронежской области снова заговорили в марте 2013 года. Тогда Сергей Кельбах во время рабочей встречи пообещал главе региона Алексею Гордееву, что строительство обходной дороги начнется в 2015 году.
В июле 2014 года Алексей Гордеев лично оценил масштабы проблемы, попав в многокилометровую пробку в районе села Лосево во время поездки в Павловский район.
Тогда причиной заторов стали ремонтные работы. Глава региона отметил безразличие ответственных за организацию движения лиц и подрядчиков. Он раскритиковал руководителя областного отделения компании "Российские автомобильные дороги" и потребовал от него составить план реорганизации дорожного движения на участке рядом с селом.
То же самое губернатору пришлось повторять ровно через два года после жалоб автомобилистов на дневные дорожные работы. Алексей Гордеев раскритиковал такой подход к работе и отметил "пренебрежение своим функционалом" со стороны должностных лиц. В свою очередь руководитель воронежского филиала "Российские автомобильные дороги" Юрий Байрамов отчитался о ходе работ по подготовке к строительству нового участка трассы М-4 "Дон" в обход села Лосево и города Павловска. Он сообщил, что проектирование участка уже завершено и вскоре будет объявлен конкурс на комплексное долгосрочное инвестиционное соглашение.
Строительство обходной дороги началось после 7 лет разговоров о ней: 24 мая 2017 года. Новый участок протяженностью 85 километров пройдет через Бобровский, Павловский и Верхнемамонский районы - с 633 по 715 километры трассы М-4. Дороге присвоят первую категорию. Она будет четырехполосной с разделенными встречными потоками, многоуровневыми развязками и без перекрестков со светофорами. Расчетная скорость движения - 120 км/ч. На обходной дороге появятся 5 развязок, 28 мостов и путепроводов, 7 площадок отдыха. Капитальный ремонт пройдет на семи мостах и путепроводах. Ожидается, что автомобилисты смогут проехать по новому участку, который, к слову, будет платным, уже в декабре 2020 года.
3 августа во время церемонии закладки памятной капсулы в честь начала строительства автодороги в обход села Лосево и города Павловска губернатор Воронежской области Алексей Гордеев попросил представителей ГК "Автодор" и генподрядчика строить участок трассы быстрее, чтобы пустить транспорт по нему уже в 2019 году. Руководитель компании Сергей Кельбах пообещал сделать для этого все возможное.
Дорога смерти
Новость о начале строительства не может не радовать, как и новое обещание главы ГК "Автодор". При самом лучшем раскладе обходная трасса, которая будет, можно сказать, глотком чистого воздуха для автомобилистов, появится через 2 года. Срок небольшой, однако не для тех, у кого дорога на юг вызывает ассоциации с игрой в русскую рулетку - врежутся ли в твою машину по пути на море, и попадешь ли ты в 20-километровую пробку, или тебя пронесет. Если проблемы старого участка не решать, за два года рядом с селом Лосево может произойти десятки страшных аварий, в том числе и со смертельным исходом. Жертвами автокатастроф могут стать жители разных городов.
По официальной статистике, предоставленной пресс-службой регионального управления ГИБДД, за последние два года на участке с 638 по 645 километры, который проходит через село Лосево, в 15 авариях пострадали 20 человек, 4 человека погибло.
Если брать статистику за три года, то цифры будут еще печальнее: 29 аварий, 41 пострадавший, 7 погибших.
Можно с уверенностью сказать, что из-за общей неразберихи еще страшнее будет выглядеть ситуация близ села Лосева, на участке трассы М-4 с 633 по 715 километры, где собираются построить альтернативную дорогу.
В этом году в самом селе и рядом с ним произошло несколько страшных аварий. Так, 4 февраля на 678 километре погибли жительницы Московской области - 19-летняя девушка и 40-летняя женщина. Они ехали на "Форд Фокусе" в южном направлении, когда произошло столкновение со встречным автомобилем - грузовиком "Скания".
21 августа на 650 километре трассы девушка на "Пежо", двигаясь в сторону юга, врезалась во встречный автомобиль "Тойота", затем автомобилистку отбросило в грузовик "Рено". Одна из легковушек оказалась в кювете, другая буквально превратилась в груду металла. После аварии девушку госпитализировали. Из-за ДТП путешественникам пришлось стоять в огромной пробке.
6 апреля на 689 километре в столкновении иномарки и фуры погибла 68-летняя жительница Брестской области Белоруссии. 19 июля на 633 километре разбился опытный автомобилист - 63-летний житель Павловского района, выезжая на ВАЗе с прилегающей территории, не уступил дорогу большегрузу - столкновение было неизбежно.
Тремя дням ранее на 684 километре иномарка влетела под грузовик, стоявший на обочине, - на месте происшествия погибли 46-летний водитель легковушки и его 40-летняя пассажирка. 10-летний мальчик был госпитализирован в больницу.
3 сентября крупное ДТП вблизи Лосево парализовало трассу М-4 "Дон". В аварию попали более 30 машин. Полыхающий лесовоз на полном ходу таранил десятки машин.
Страшной аварии можно было бы избежать, если бы обочина не была занята автомобилистами, решившими объехать многокилометровую пробку.
В результате массового ДТП пострадали четыре человека, в том числе 5-летняя девочка.
Подобные случаи в селе и рядом с ним можно перечислять бесконечно. Только в этом году, по нашим подсчетам, там произошло как минимум еще 15 аварий, в которых погибли 16 человек и 15 человек получили ранения. Жертвами автокатастроф стали жители Ярославля, Тульской области, Краснодарского края, Волгограда и нашего региона.
Конечно, далеко не во всех ДТП стоит винить пробку, нередко водители сами провоцируют аварии своим пренебрежением ПДД или банальной невнимательностью, но цифры статистики говорят сами за себя - если именно в этом районе происходит так много серьезных аварий, значит, тут явно что-то не так с организацией дорожного движения.
Нескончаемые пробки
Сообщения в СМИ о знаменитых пробках вблизи села Лосево массово стали появляться летом 2016 и 2017 годов. Причиной транспортных коллапсов становились не только ДТП, ремонтные работы, но и большие потоки машин, стремящихся на юг.
Так, 14 июля из-за желающих попасть на море, образовалась нескончаемая пробка.
- Жуткое пекло. На улице невозможно дышать, а приходится несколько часов стоять под Воронежем из-за огромных фур и туристов. Получили отпуска и поехали на юг! А я до Павловска доехать не могу! - жаловался СМИ один из автомобилистов.
16 сентября затор на трассе образовался из-за аварии на 640 километре - там столкнулись "Хендай Солярис" и "Тойота Авенсис". 33-летняя пассажирка второй иномарки погибла, ее 6-летняя дочь была госпитализирована, травмы получили 31-летняя женщина и ее 10-летний сын, ехавшие в одной машине с погибшей, а также 41-летняя женщина, находившаяся в салоне "Хендай". Сервис "Яндекс.Пробки" показывал в тот день пробку протяженностью 10 километров.
Пробки Лосево 22 июля 2017 года можно было бы включать в книгу рекордов Воронежской области, если бы таковая существовала. Тогда затор в окрестностях села Лосево растянулся на 19 километров из-за проведения дорожных работ. Автомобилистам пришлось стоять практически на месте несколько часов, они советовали всем искать объездные пути. Тогда проблемный участок снискал славу как "Лосевская дорожная западня".
losevo2_13_11_17.jpg
Первопричины проблемы
Журналисты портала 36on.ru отправили запросы в правительство области, региональное управление ГИБДД и ГК "Автодор" с просьбой объяснить первопричины большого количества ДТП и нескончаемых пробок вблизи Лосево. К сожалению, услышать мнение федеральных представителей компании "Автодор", или "Российских автомобильных дорог", мы так и не смогли. ГК почему-то не сочла нужным предоставить ответ на запрос в течение 7 дней, как положено по закону о СМИ, и направить в 3-дневный срок сообщение о причинах, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена вовремя. Однако в письме правительства области была отражена точка зрения не только властей, но и региональных представителей "Автодора".
По информации департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, "затруднения дорожного движения по селу Лосево - 643-646 км автомобильной дороги М-4 "Дон" - происходят в связи с сезонным увеличением интенсивности дорожного движения в летний период. Максимальная интенсивность дорожного движения в летние месяцы достигает 47000 автомобилей в сутки. Данный участок дороги имеет 2 полосы для движения, при этом максимальная расчетная пропускная способность составляет 14000 автомобилей в сутки. Кроме того, дополнительным фактором возникновения заторных явлений служит систематическое нарушение правил дорожного движения большегрузными транспортными средствами".
В областном управлении ГИБДД так прокомментировали причину возникновения  "Лосевской дорожной западни" (статистики автоинспекции и правительства разнятся по причинам нам неизвестным - прим. ред.):
- В настоящее время на автомобильной дороге федерального значения М-4 "Дон" в районе села Лосево Павловского района при средней интенсивности движения транспортных средств более 30000 автомобилей в сутки проезжая часть имеет всего 2 полосы для движения. Данный участок дороги относится ко II технической категории.
На участке 638-645 км, проходящем через село Лосево Павловского района Воронежской области, ежегодно возникают затруднения в дорожном движении.
Основными причинами затруднения движения на данном участке являются:
1. Несоответствие категории дороги (II категория - расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут от 6000 до 14000) высокой интенсивности дорожного движения, особенно в период летних отпусков и с четверга по понедельник.
2. Недостаточная пропускная способность автодороги (фактическая интенсивность движения в часы пик больше практической пропускной способности) вследствие влияния следующих факторов: наличия близкой застройки и объектов притяжения (рынок, шиномонтаж, автомагазины, стоянки, пункты питания и т.д.), - рассказал заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Станислав Коня
Как сейчас решается проблема
По данным департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, для решения проблем села Лосево до введения нового платного участка "были разработаны схемы пропуска легкового транспорта в объезд села в летний период через сеть территориальных дорог", на дорогах появились новые дорожные знаки, были установлены таблички "Объезд". Дорожники убрали 10 поворотов налево и 5 незаконных съездов к объектам сервиса. Также были построены 6 переходно-скоростных полос в местах правоповоротных съездов.
- Светофорный объект вызывного типа в селе Лосево в летний период, по согласованию с УГИБДД по Воронежской области, переведен в режим "желтый мигающий", - добавили в департаменте.
По информации пресс-службы ГИБДД по Воронежской области, чтобы упорядочить  автомобильное движение, увеличить пропускную способность участка и сократить количество ДТП, сотрудники ведомства разработали и внедрили новую схему организации дорожного движения на 643-646 километрах трассы.
В соответствии с ней на участке появились знаки "Остановка запрещена" и "Фотовидеофиксация", а также была нанесена желтая сплошная линия, запрещающая остановку и стоянку транспорта.
- На участке 641-651 км автомобильной дороги М-4 "Дон" проводился ремонт участка, в рамках которого было выполнено устройство дополнительных переходно-скоростных полос, в том числе к объектам дорожного сервиса, были исключены левые повороты путем установки металлического ограждения, нанесения горизонтальной дорожной разметки и установки соответствующих дорожных знаков, - пояснили в ведомстве.
На пешеходном переходе, расположенном на 645 километре, появились светофоры. По оси дороги было установлено временное пешеходное ограждение. В ближайшем будущем на этом участке трассы появится надземный пешеходный переход.
- Личный состав ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области, несущий службу на указанном участке автодороги, ориентирован на бесперебойное движение автотранспорта в селах Новая Усмань  и Лосево по автомобильной дороге М-4 "Дон". В целях оперативного реагирования на дорожную ситуацию и сокращения временного интервала прибытия нарядов на место происшествия выделены дополнительные наряды ДПС, - добавили в пресс-службе Госавтоинспекции.
Как в ближайшем будущем можно решить проблему
"Повысить пропускную способность указанного участка позволит только доведение его до первой технической категории", - считает заместитель начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Станислав Коняев. Региональные власти, судя по ответу на запрос, ждут введения платного участка. Журналисты 36on.ru выяснили, как видят решение проблемы общественники.
Председатель регионального отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев:
- Проблемы возникают из-за сужения проезжей части - две полосы входят в одну. А также из-за большого объема объектов притяжения - рынки, ночлежки, кафе и так далее. Кто-то останавливается, ищет, где припарковаться, пообедать, это полностью останавливает поток, автоматически растет пробка на 10 километров.  Исторически сложилось, что это место прикормленное. Это тормозит весь трафик, и это очевидная проблема.
Ну а что можно сделать? Если объекты притяжения убрать, то движение пойдет. Если ничего не уберут, то людям придется ждать строительства объездной дороги.
В этом случае я советую ездить на юг не в сезон, а в сентябре, как я, и не днем, а ночью. Введение дополнительных мер со стороны сотрудников ГИБДД - вопрос сложный. Сейчас ГАИшники не всегда выезжают на сообщения о ДТП, а тут вряд ли они поедут что-то дополнительно регулировать.
Координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ/ Карта убитых дорог" в Воронежской области Игорь Яковлев:
- Участок в Лосево - это узкое бутылочное горлышко: трасса М-4 с обеих сторон переходит из четырехполосной дороги в двухполосную. Из-за большого количества посещений юга России, оно не справляется с объемом трафика автомобилей.
Власти нашли правильное решение - делать обход, как это сделали в Новой Усмани. Боюсь, временных мер здесь нет. Нужно было думать гораздо раньше - лет 5-10 назад, когда количество автопарка на одного жителя было гораздо меньше. Единственное, что поможет в данной ситуации, до введения обходной дороги в эксплуатацию, - это снижение тарифов на альтернативный транспорт - железнодорожный, и на авиасообщение.
Координатор "Объединения перевозчиков России" в Воронежской области Павел Енякин:
- На участке в Лосево нужно расширять проезжую часть, хотелось бы, чтобы там было несколько полос движения. Сейчас там большая инфраструктура, село живет и развивается за счет дальнобойщиков и отдыхающих, которые едут на юг. Три стоянки и другие объекты финансово поддерживают поселок. В то же время, стоянки задерживают движение - много дальнобойщиков заезжают и выезжают. В осенний и зимний периоды это не сильно осложняет ситуацию, а вот в период отпусков происходят большие нагрузки.
По поводу того, что дальнобойщики нарушают правила дорожного движения, из-за чего якобы происходят пробки, я не согласен. Если начинается пробка, они стоят на проезжей части, водители легковушек едут по обочине, подрезая грузовые автомобили и затрудняя автомобильное движение.
Если бы все стояли в полосе движения, пробок было бы меньше. Наверное, здесь не работает структура государственных служб, которые должны следить за ситуацией. Они же знают о том, что в Лосево постоянно пробки? А инфраструктуру убирать нельзя - она нужна и дальнобойщикам, и самому поселку - он за счет этого живет. Почему у людей нет других рабочих мест, это вопрос не ко мне.
Общественный деятель Вадим Серов, лидер движения "Дорожный контроль", согласен с Николаем Киселевым в том, что необходимо ликвидировать или перенести объекты инфраструктуры, так как финансовая прибыль не стоит человеческих жертв и нервов, потраченных людьми в пробке. По его мнению, проблему также может решить ускорение строительства обходной дороги. Пока ситуация не изменится, он советует автомобилистам ездить через Лосево в ночное время и пользоваться доступными объездными путями, например, прокладывать маршрут через Волгоград.
Организатор крупного сообщества автомобилистов в социальной сети "ВКонтакте" "МДПС в Воронеже" Сергей Марков считает, что сейчас проблему решить сложно - "необходимо скорейшее введение в эксплуатацию объездной дороги".
От редакции
По мнению редакции, проводимых для ликвидации проблем в Лосево мер со стороны властей, "Автодора" и Госавтоинспекции пока недостаточно. Доказательством нашей мысли являются не только сведения о ДТП и пробках, но и статистика поисковых запросов по нашей теме. Так, на инфографиках сервиса Google Trends видно, как с годами увеличивается количество запросов "пробки Лосево", "как объехать Лосево" и "объезд Лосево".
losevo3_13_11_17.jpg
Как показывает сервис "Яндекс.Подбор слов", по сравнению с летом прошлого года за аналогичный период в 2017 году фразу "объезд Лосево" искали в Интернете в два раза чаще - эта цифра увеличилась с 5 тысяч почти до 10 тысяч, популярность "пробок Лосево" выросла за год с 14 тысяч до 24 тысяч, а выражения "как объехать Лосево" - с 3 до 5 тысяч. Интерес в таких запросах у пользователей возникает с мая по октябрь.
losevo4_13_11_17.jpg
Руководствуясь этими данными, можно сделать вывод, что если бы людям было бы понятно, как объезжать Лосево по установленным табличкам, они бы не искали этот ответ в Сети. А значит, где-то система не сработала.
Кроме того, если бы работали таблички и "схемы пропуска легкового транспорта в объезд села в летний период через сеть территориальных дорог", тогда бы не было так называемых проводников, которые предлагают попавшим в пробку автомобилистам проехать по существующей объездной дороге, информация о которой держится в строжайшем секрете. За свои услуги обводчики берут примерно по 300 рублей с машины.
Этой осенью мы наблюдали картину, как вблизи Лосево уставшие от заторов и езды по обочинам водители выезжали с проезжей части в поле и через грязь пытались проехать к мотоциклисту с табличкой "объеду пробку".
"Бизнесмен" собирал несколько автомобилистов и уводил их по известной только ему дороге. Как так произошло, что объезд знают только местные жители, вопрос интересный.
По некоторым данным, такие люди даже дают контекстную рекламу в "Яндекс.Директ", и клиенты находятся. Автомобилистам ничего не остается, как заплатить за услуги проводника, лишь бы не стоять в пробках и не находиться под страхом попасть в ДТП.
Еще одна ситуация, которая, как мы увидели во время нашего путешествия, не контролируется, - это не только езда по обочине, но и остановка грузовиков в неположенном месте на автомагистрали. Решившие перекусить и отдохнуть дальнобойщики останавливаются на обочине, так как стоянки оказываются заняты другими автомобилями. С этим, как нам кажется, компетентным органам тоже что-то надо делать.
Нам бы хотелось, чтобы представители власти контролировали ситуацию эффективнее, а госкомпания "Автодор", в доверительное управление которой была передана дорога, оправдала это доверие, не только досрочным вводом в эксплуатацию нового участка, но и улучшением ситуации на старой двухполосной дороге. Мы надеемся, что следующим летом трасса станет более безопасной, воронежцы и жители других городов забудут выражение "Лосевская дорожная западня" и будут добираться до моря, не тратя свои нервы и время в пробках.
Фото: 36on.ru
36on.ru