← Автомобильные грузоперевозки

Дальнобойщики научились выкручиваться от "Платона"

На этой неделе исполнилось два года с момента запуска в России системы "Платон". С самого начала новация вызывала неоднозначную реакцию в обществе - в частности, протесты дальнобойщиков. Они утверждали, что новый механизм сбора средств может убить отрасль. <br>

Государство парировало: полученные средства будут направляться на улучшение качества дорог в стране. Кто же оказался прав?

Как было заявлено, деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения. На их ремонт направляется часть собранных средств, которая поступает в Дорожный фонд РФ. Согласно официальному прогнозу, доход госбюджета от введения системы составит 20-40 млрд рублей в год.

Прогноз сбылся: по данным Минтранса, за два года работы системы в Дорожный фонд поступило почти 37 млрд рублей. В ведомстве также указали на рост темпов регистрации перевозчиков в "Платоне". На текущий момент там зарегистрировано более 921 тысяч грузовиков. При этом Минтранс прогнозирует увеличение числа зарегистрированных в системе машин до 1 млн в ближайшие месяцы.
По мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, критики "Платона" сегодня должны признать, что система в итоге оказалась вполне работоспособной, а дальнобойщики научились выкручиваться от нее.
"Протесты и критика "Платона" прекратились, люди поняли: введение этого механизма неизбежно. И российские перевозчики не понесли реальных убытков от введения "Платона". Можете не сомневаться, что стоимость сбора они сразу же включили в цену перевозок, то есть все эти дополнительные траты легли на плечи россиян.
Я не исключаю, что потери перевозчиков от низкого качества наших дорог еще выше. Поэтому главный вопрос сегодня - как использованы полученные средства?"
Журавлев полагает, что государству сегодня, спустя два года после запуска системы, следует провести оценку эффективности системы и принять решение о необходимости тех или иных изменений. "Однако в нынешних условиях отменять "Платон" точно нет никакого смысла, потому что перевозчики в любом случае уже не снизят стоимость на свои услуги. У нас так делать не принято", - отметил эксперт.
"Платон" как налог для транспортников собирается не так прозрачно, как обычные налоги, и при этом часть от него идет в доход разработчика-оператора системы, пояснил глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. По его словам, нововведение спровоцировало социальное напряжение, которое до сих пор не угасло.
С ним категорически согласен координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко, который считает, что "система ничего не принесла стране, оказавшись неэффективной". "Мы с самого начала об этом говорили, приводили цифры, доказывали, что система не нужна. Во всяком случае, никаких улучшений в плане качества дорог мы не заметили", - пояснил он. Войтко также отметил, что система стала "болезненным ударом" для значительной части перевозчиков: "До сих пор далеко не всем удалось компенсировать расходы".
По мнению экономического аналитика Артема Ермолаева, самое сложное во всей этой истории - оценить эффективность расходования средств, полученных благодаря работе "Платона". "Мы можем бесконечно спорить о том, эффективна система или же нет.
Именно поэтому имеет смысл пойти путем, который ранее предложил президент Путин - он считает необходимым "окрасить" расходы из дорожного фонда.
Против этого раньше возражали руководители регионов, используя фонд, как заначку. А предложение главы государства направлено именно на то, чтобы средства шли на дорожное строительство или капитальный ремонт", - пояснил Ермолаев.
Политолог, руководитель НИИ социологии Мария Филь заявила, что
В нашей стране еще не укоренилось понимание, что за все на свете, в том числе и за хорошие дороги, надо платить.
"Без такого подхода дороги будут разбитые, зато бесплатные для всех. Это противоречие общественного сознания выходит далеко за пределы проблемы "Платона". Например, отношение к платным парковкам в Москве выстраивается по такому же принципу. По данным недавнего опроса общественного мнения, москвичи, с одной стороны, очень довольны, что центр столицы изменился в лучшую сторону и стало больше места для пешеходов. Но понимание, что нововведения стали возможными в том числе и за счет сбора средств за парковку, начисто отсутствует. С одной стороны, хочется сохранить все преимущества социального государства, а с другой - получить все плюсы, которые дает капиталистический путь развития", - заключила Филь.
Фото: Yugopolis.ru
URA.ru