← ЭДО, ИТ в логистике

Развитие отрасли транспортной телематики. Взгляд экспертов

В 2017 году в отрасли транспортной телематики России произошло несколько значимых событий. Так, количество подключенных машин к системам "Платон" и "ЭРА-ГЛОНАСС" достигло миллиона. По мнению экспертов, эти две системы станут одним из главных драйверов роста рынка подключенного транспорта. В 2018 году, возможно, будет реализована система "Европротокола". В последствии транспортная телематика выйдет за границы транспорта. Этому способствует трансформация автомобилей в гаджеты, а транспорта - в услугу.

В системе "Платон", которая была запущена в ноябре 2015 года, к декабрю 2017 года зарегистрировалось 930 тыс. автомобилей. За это время было выдано 700 тыс. бесплатных бортовых устройств. В Правительстве России отмечают, что реализация системы "Платон" позволила сделать масштабный шаг к цифровизации отрасли коммерческих грузоперевозок.
В сентябре 2017 года в другой государственной системе - ЭРА-ГЛОНАСС, зарегистрировали миллион транспортных средств. Заметным событием прошлого года стали также испытания "Яндексом" автомобилей с системами самоуправления.
Эксперты портала iot.ru рассказали о наиболее заметных событиях в 2017 году и дали прогнозы по развитию отрасли
Алексей Шипулин, старший вице-президент по развитию телематики Meta System: "Ключевыми драйверами для развития транспортной телематики станут "Платон", "ЭРА-ГЛОНАСС" и "Европротокол":
8.jpeg- Развитие транспортной телематики в 2017 году было вполне предсказуемым. Рынки систем мониторинга транспорта, спутниковых противоугонных систем, страховой телематики росли достаточно сдержано. В проекте "ЭРА-ГЛОНАСС" прорывного развития не наблюдалось, введение требований по обязательному использованию телематических устройств в проекте "Европротокол" было перенесено на 2018 год, и только проект "Платон" показал устойчивый запланированный рост.
Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в 2017 году в целом по рынку составил порядка 20%. При этом но надо учитывать, что рынок транспортной телематики в России непрозрачен, и отсутствуют открытые достоверные данные о результатах деятельности как минимум ведущих игроков.
В 2018 году я прогнозирую сдержанный рост рынка по всем направлениям. Говорить о том, что будут представлены новые прорывные решения или бизнес-модели, я бы не стал.
Развитие российского рынка транспортной телематики в 2018 году может ускорить реализация концепции Connected Car - главный драйвер роста рынка во всем мире.
Эта концепция перестала быть прерогативой дорогих автомобилей и машин с престижной комплектацией, она доступна даже в транспортных средствах среднего класса. В России были анонсированы несколько проектов в области Connected Car для ряда моделей ВАЗ и китайских производителей. Будет интересно посмотреть, насколько ожидания совпадут с реалиями.
Для России ключевыми драйверами в течение нескольких следующих лет будут уже названные мной системы "Платон", "ЭРА-ГЛОНАСС" и "Европротокол". Особенно заслуживающим внимание является анонсирование сотрудничества между "РТ-Инвест Транспортные Системы" (оператор системы "Платон") и АО "ГЛОНАСС" по развитию коммерческой составляющей проекта "ЭРА-ГЛОНАСС". С моей точки зрения, это сотрудничество качественно повлияет на рост рынка транспортной телематики в России. Также многое будет зависеть от того, будут ли окончательно введены обязательные требования использования телематических устройств для фиксации факта и обстоятельств ДТП для проекта "Европротокол". Если подобные требования будут введены, то это станет одним из важных драйверов роста рынка.
Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса АО "Группа Т-1": "Главной валютой станут данные, собранные с помощью телематики":
5.jpg- Рынок транспортной телематики, несмотря на кризис, продолжает свое развитие. Одной из главных тенденций 2017 года, безусловно, стало начало большого количества дискуссий на тему беспилотного транспорта. Компании-разработчики проводят пилотные проекты на полигонах, а также работают над решением проблем кибербезопасности.
Государственные структуры, в свою очередь, обсуждают возможные изменения законодательства в области беспилотного транспорта. Кроме того, утверждена программа новой цифровой экономики России, а многочисленные проекты в рамках нее должны будут являться большим шагом к решению насущных проблем в сфере транспорта.
Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в в 2014-2016 г. составил примерно 11%. По мнению аналитиков нашей компании, с учетом постепенного насыщения рынка темпы роста новых подключений в 2017-2018 г. составят от семи до 14%.
Я бы выделил два основных направления развития рынка в 2018 году. Это страховая телематика и модернизация региональных навигационно-информационных систем (РНИС).
В связи с большим количеством пилотов, проведенных в сфере страховой телематики в последние годы в России, есть большая вероятность, что в новом году будут запущены крупные проекты.
Ускорить развитие российского рынка транспортной телематики в 2018 году может внесение изменений в закон об ОСАГО, при которых использование телематики может повлиять на тариф существенно ускорит развитие рынка.
Ключевой тенденцией на 2018 год я бы назвал вовлечение автопроизводителей в большие телематические проекты на территории России. Это может означать, что конкуренция на рынке возрастет, а главной валютой станут данные, собранные с помощью телематики.
Денис Гребенников, директор по продажам Gurtam в СНГ: транспортная телематика перестанет концентрироваться на транспорте:
4.jpg- Для нас 2017 год был весьма удачен: в конце 2016 года в компании насчитывался 1 млн подключенных объектов, в конце 2017 - 1.35 млн. Прирост за год составил 35%. По нашим оценкам, на решения Gurtam приходится порядка 40% российского рынка мониторинга транспорта.
На рынке транспортной телематики можно отметить четыре заметные тенденции, преобладающие последнее время.  Первая тенденция: рынок становится все более насыщенным стандартными решениями в области мониторинга транспорта. Сервисы контроля местоположения и расхода топлива предлагает огромное количество интеграторов. Конкурировать на этом рынке, предлагая только стандартный функционал, становится все труднее, поэтому наблюдается определенная тенденция к укрупнению интеграторов.
В то же время системы мониторинга предлагают гораздо более широкие возможности в области контроля и повышения эффективности процессов, и эти возможности начинают находить свое применение. Это приводит ко второй тенденции: интеграторы в сфере телематики становятся интеграторами в полном смысле этого слова. Разобравшись в бизнес-процессах и задачах клиента, они предлагают комплексные решения, спроектированные под задачи конкретного предприятия. Такие проекты, как правило, уникальны и позволяют добиться значительных результатов для клиента.
Получив такой опыт и наработав экспертизу, интеграторы получают выход в новый бизнес-сегмент. Таким образом появляется третий тренд: глубокое проникновение телематических решений в различные сферы. Вследствие чего происходит переход от мониторинга транспорта к технологиям Интернета вещей. Это уже четвертый тренд.
На рынке в 2018 году, как это не парадоксально звучит, главным трендом станет выход транспортной телематики за область транспорта.
Рынок уверенно движется в сторону Интернета вещей в широком смысле этого слова. Принято считать, что это быстро растущая сеть взаимосвязанных между собой устройств, которые с помощью программного обеспечения и сенсоров собирают информацию.
Смятских Алексей, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим: ЭРА-ГЛОНАСС - одна из основ цифровизации транспортной отрасли:
3.JPG- Ситуация на рынке транспортной телематики в России в 2017 году полностью отражала общую экономическую ситуацию в стране. Иными словами, произошел выход из кризиса и произошел определенный рост.
Развивался рынок не только за счет продаж и установок навигационно-связного оборудования классических систем мониторинга транспорта, но и за счет устройств экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС), причем как на новые, так и на подержанные транспортные средства (ТС). За годы работы системы на российском рынке появилось около 1,3 млн единиц новых автомобилей, оснащенных на конвейереУВЭОС, а также около 50 тыс. находящихся в эксплуатации ТС, также оснащенных оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС.
ЭРА-ГЛОНАСС - одна из важнейших основ цифровизации на транспорте. Из других тенденций следует выделить развитие комплекса услуг для владельцев коммерческих автомобилей за счет роста количества информации, собираемой на борту ТС, развития аналитики в ПО и т.д. Продолжается миграция абонентов от одних сервис-провайдеров к другим, предлагающим более полный и качественный набор услуг.
Прирост абонентской базы пользователей в сегменте транспортной телематики в 2017 году составил примерно 300 тыс. пользователей. Экономика стабилизировалась, компании готовы тратить большие средства в оптимизацию бизнес-процессов, максимизировать прибыль и снижать издержки, в том числе на топливо, эксплуатацию автомобиля до 30%. Автомобилисты готовы обеспечивать безопасность за счет установки тревожных кнопок ЭРА-ГЛОНАСС. Автопроизводители готовы обеспечивать своих покупателей новыми удобными телематическими сервисами на борту на базе навигационно-информационных технологий, например, таких, как удаленная диагностика автомобиля, видеонаблюдение на борту, информационно-развлекательные сервисы с привязкой к местоположению и множество других полезных функций.
В 2018 году на рынке появятся новые крупные игроки - автозаводы со своей сервисной телематической платформой и набором услуг для конечных пользователей - владельцев ТС, которые приобрели автомобили с предустановленным оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС.
Это тенденция будет развиваться и окажет существенное влияние на весь рынок транспортной телематики в России. Поэтому стоит ожидать более существенного (по сравнению с 2017 годом) прироста абонентской базы.
Развитие рынка может ускорить дальнейший рост российской экономики в целом и 100% оснащение новых автомобилей оборудованием ЭРА-ГЛОНАСС, на базе которого будет оказываться целый комплекс телематических, навигационного-информационных сервисов и услуг, о которых я уже сказал ранее.
Хадонова Светлана, директор по маркетингу навигационного холдинга СпейсТим: автомобиль превращается в гаджет, а транспорт - в услугу:
2.jpg- 2017 год был годом выхода из кризиса, поэтому рынок транспортной телематики и спутниковой навигации в России не претерпел существенных изменений в плане технологического развития.
Мы считаем, что в 2018-2020 году нас все-таки ждут технологические прорывы. Автомобиль становится online-гаджетом, транспорт - услугой. Телематика становится гарантом снижения аварийности "умных" машин.
И далее будут преобладать тенденции комплексирования навигационных и коммуникационных технологий, интеграция, объединение разрозненных систем в крупные централизованные ситуационные центры, развитие коммерческих сервисов на базе ЭРА-ГЛОНАСС, умные подключенные автомобили со встроенными транспортными телематическими системами, технологии V2x, Интернет вещей, развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в рамках общей тенденции цифровой трансформации городов, в концепции умных городов и транспортной мобильности, системы автоматического контроля и регулирования маршрутного движения беспилотных транспортных средств с элементами искусственного интеллекта и др.
Ну и, конечно, наступило время профессионалов. Заказчик взвешенно относится к каждому вложенному рублю, и значительно повышает требования к поставщикам продуктов услуг. Много небольших компаний уходят и будут уходить с рынка, но при на рынок заходят компании из смежных отраслей, например, станции техобслуживания автомобилей, которые предлагают в своих кейсах профессиональную установку устройств ЭРА-ГЛОНАСС.
Вячеслав Тимонин, советник по ИТ генерального директора транспортной компании "ПЭК": запуск 5G и LPWAN сетей ускорит развитие рынка транспортной телематики в России:
1.JPG- В 2016 году наблюдалась некоторая стагнация рынка транспортной телематики, связанная с политическими и финансовыми факторами. Многие автопроизводители были вынуждены сократить продажи - проходили сертификацию, корректировали сборочный процесс. В 2017 году мы увидели положительную динамику рынка. В том числе это связано с обязательной установкой систем ЭРА-ГЛОНАС на новые автомобили, продажи которых увеличились. Также хотелось бы отметить развитие каршеринговых сервисов и городских служб такси.
В 2018 году ускорить развитие российского рынка транспортной телематики позволит строительство инфраструктуры. В частности, запуск высокоскоростных беспроводных каналов передачи данных, таких как сети 5G, и внедрение стандартов NB-IoT. Кроме того, для развития российского рынка транспортной телематики необходимы высокое качество предоставляемых сервисов, централизация продаж услуг, поддержка ПО и здоровая конкуренция.
По мнению специалистов "ПЭК", уже в 2018 году будут реализованы ряд важных государственных проектов. В частности, будут активно развиваться системы "Платон", "ЭРА-ГЛОНАСС" и другие региональные навигационно-информационные системы РНИС.
Переход на электронные ПТС даст толчок к развитию страховой телематики. Это приведет к снижению мошенничества, появлению гибких тарифов и смарт-сервисов, например, по принципу Pay-as-you-Drive (плати, как водишь). Также ожидается качественный прорыв в сегменте мобильной связи. Запуск 5G явно будет способствовать широкому распространению высокотехнологичных сервисов, служб, интернета вещей.
Наиболее перспективными направлениями на рынке транспортной телематики являются различные логистические сервисы, fleet-менеджмент, мониторинг и контроль техники и персонала.
Сегодня инновациями занимаются те логистические операторы, у которых есть возможность инвестировать в создание программно-аппаратного комплекса и разветвлённой сети под свои нужды. Например, мы в транспортной компании "ПЭК" ("Первой экспедиционной компании") направляем значительные ресурсы на разработку и поддержку собственных сервисов, востребованных клиентами, а также на интеграцию сторонних решений в информационную систему компании.
Сейчас транспортные средства российского поискового гиганта способны поддерживать передвижение по заданному маршруту. Навигацию и обнаружение препятствий и других участников дорожного движения обеспечивают приемные терминалы GPS и ГЛОНАСС, камеры, радары и лидары и другое оборудование. В ноябре представители "Яндекса" сообщили, что автомобиль в условиях зимы и на заснеженных дорогах смог отличить разметку на асфальте. Разметка - один из основных маркеров для любого самоуправляемого транспортного средства в мире.
Уже в декабре стало известно о тестировании сервисом "Яндекс.Такси" самоуправляемых автомобилей, за рулем которых находятся профессиональные водители. В 2018 году сервис намерен протестировать самоуправляемые автомобили на дорогах общего пользования.  
Пока российские эксперты не дают оптимистичных прогнозов по развитию отечественного рынка самоуправляемого транспорта. Так, министр транспорта в марте 2017 года сообщил, что не ранее 2030-х годов в Центральной России беспилотные автомобили станут массовым явлением. По мнению министра, "умные" машины будут широко использоваться в Москве и Подмосковье через 20 лет - в 2030-х годах. Соколов считает, что развитию беспилотного транспорта в России мешают две вещи - отсутствие законодательной базы и обеспечивающей телекоммуникационной инфраструктуры.
Если в мире к 2030 году доля самоуправляемых автомобилей достигнет 15%, то в РФ она окажется "минимальной", спрогнозировали в марте эксперты, обсуждавшие развитие отрасли на форуме AutoInvest.
Фото: iot.ru
iot.ru