← Логистика, грузы

Как ЧМ-2018 может помешать экспорту зерна из Ростова

Пока Россия готовится к Чемпионату мира по футболу, донские автоперевозчики беспокоятся о доступности портов во время Мундиаля. Эксперты предупреждают: если не принять меры, то уже ставшие традиционными пробки из зерновозов в этом году могут достичь рекордных размеров.

Окончательные меры безопасности в городах, которые принимают Чемпионат мира по футболу 2018 года, в настоящее время в России еще не установлены. Однако некоторые ограничения описываются в указе президента России от 9 мая 2017 года. В частности, в нем говорится о запрете митингов и шествий, въезда незарегистрированных автобусов, оборота оружия и работы опасных предприятий.
30 марта 2018 года правительство РФ окончательно установит усиленные меры безопасности к Чемпионату мира по футболу. 1 мая 2018 года Минтранс РФ определит запретные для плавания районы акватории и правила для них.
Несмотря на то, что о конкретных транспортных ограничениях к Мундиалю пока ничего неизвестно, экспортеры зерна из Ростовской области выражают озабоченность в связи с возможными сбоями в работе.
Впервые о своих опасениях представители компаний-перевозчиков заявили в конце февраля 2018 года во время брифинга с губернатором Ростовской области Василием Голубевым. По его словам, в регионе «предстоят некоторые коррективы движения разного транспорта, который предстоит сопровождать в ручном режиме».
«Наши экспортеры обратились к нам с просьбой отдельно посмотреть тему транспортной доступности к элеваторам, терминалам и так далее. Мы над этим сейчас работаем. Но принципиальная задача — ни в коем случае производственный процесс не тормозить, он должен двигаться. Потому что, как вы знаете, Ростовская область — экспортер большой: более 14 млн тонн зерновых и другой сельскохозяйственной продукции прошло через наши порты в прошлом году», — заявил Голубев.
По его словам, в донском регионе могут быть изменены не только транспортные условия доступа к портам, но и организация весового контроля для большегрузов.
«Перегруженные машины очень быстро влияют на состояние дорог. А когда у нас возникают пробки на федеральных магистралях, по объездным дорогам транспорт уходит на муниципальные дороги, межмуниципальные, региональные. Они быстро приходят в негодность, и мы фактически не успеваем их восстанавливать. Это большая и серьезная работа», — объяснил губернатор.
Мнения экспертов о трудностях работы будущим летом разделились. Так, президент группы компаний «Астон» Вадим Викулов считает, что возможные ограничения на время Чемпионата мира не станут сложностью для экспорта.
«Движение зерновозов может быть затруднено только во время проведения конкретного матча. Это 4–6 часов, на которые могут быть введены какие-то ограничения по требованиям безопасности. У нас экологичное и безопасное производство, нет ничего, что могло бы представлять опасность, поэтому не думаю, что в возможном ограничении будет какая-то сложность», — считает Викулов.
Другой точки зрения придерживается  директор по маркетингу и стратегии IT-платформы для автоматизации перевозок с/х грузов SmartSeeds Андрей Сизов.
«Зерновые терминалы и так работают круглогодично, а в этом году из-за рекордного урожая нагрузка на них максимальная. Остановка их работы, конечно, отрицательно скажется на экспортерах и сельхозпроизводителях, уже столкнувшихся с низкими ценами. Если остановок не будет, то ситуация на левом берегу все равно будет весьма сложная. К традиционным пробкам из зерновозов летом добавится огромное количество желающих попасть на стадион», — прокомментировал он РБК Ростов.
По его словам, сейчас поступление груза к портам выглядит как «живая очередь из машин, многие из которых приезжают заранее и долго ждут возможности выгрузиться».
На времени ожидания сказывается любая заминка, поэтому зачастую очередь превращается в пробку. Как сообщил Андрей Сизов, рекордная пробка этого сезона собралась у Азова — ее протяженность составила 5 км.
Избежать возможных проблем с подъездом к терминалам перевозчикам можно с помощью внедрения системы электронной очереди, считает эксперт.
«Система электронной очереди сможет назначать каждому водителю определенное время подвоза груза и уведомлять о всех изменениях в расписании. Таким образом, нет загруженности трассы, нет очередей из зерновозов в городах у терминалов. Такая электронная очередь уже работает в Новороссийске, однако перевозчики жалуются на то, что использование системы и установка трекеров платные, а эти расходы ложатся в итоге на плечи сельхозпроизводителей»,— говорит Сизов.
Как ранее сообщал РБК Ростов, в 2017 году донской регион занял второе место в ЮФО по производству сельхозпродукции — индекс производства вырос на 7%.
Урожай зерновых 2017 года в Ростовской области превысил предыдущие рекордные показатели. Если 2016 году урожай зерновых составил более 11,7 млн тонн, то 2017 он оказался более 13 млн тонн.
201.jpg
Фото: youtube.com, customsforum
РБК