← Автомобильные грузоперевозки

Весовой контроль: новосибирские перевозчики платят штрафы за снег и ветер

На круглом столе «Умная дорога» новосибирские перевозчики обсудили проблемы с введением весогабаритного контроля: одних закон обрекает на миллионные штрафы, для других выполнение норм закона физически невозможно.

Новосибирская область одна из первых в стране начала установку автоматизированных систем весогабаритного контроля. С 2013 года в рамках программы монтируются комплексные системы динамического весового контроля (КПДК), которые измеряют и записывают весовые показатели на каждую ось и общий вес транспортного средства при проезде в месте измерения со стандартной скоростью.

По оценке Росавтодора, ежегодный ущерб, наносимый автодорогам страны, оценивается в 2,5 трлн руб.: каждый четвертый грузовик ездит с превышением допустимой массы. В рамках ведомственной программы Территориальное управление автомобильных дорог (ТУАД) Новосибирской области планирует установить на региональных трассах 23 комплекса весового контроля. Об этом сообщил на круглом столе Алексей Конкин, начальник отдела информационных технологий и связи ТУАД Новосибирской области. В настоящее время запущены пять, но пока работают только три «рамки» — остальные нуждаются в ремонте. Еще два комплекса должны быть установлены Федеральным дорожным агентством. Планируется, что к 2020 году более 80% территориальных дорог области будут контролироваться автоматическими комплексами.

На круглом столе было озвучено, что одна из задач, стоящих перед владельцами дорог и эксплуатирующими организациями, это повышение экономического эффекта в ходе эксплуатации, когда выручка идет на дальнейшее развитие сети магистралей.

По мнению президента «Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков» Вячеслава Трунаева, существующая система весового контроля «эффективна по наполнению бюджетов и разорению мелкого бизнеса». Он считает, что необходимо не автоматически формировать штрафы за каждый «пойманный» весовой системой перегруз, а останавливать машину после первой же фиксации нарушения.

По мнению ТУАД, реализация такой схемы весьма затратна. «В каждом конкретном случае мы не можем задержать нарушителя. Неотвратимость наказания — лучший способ предотвращения нарушения, — ответил Конкин. — Один раз получив штраф, перевозчик будет более тщательно подходить к поездке. Если запредельная нагрузка, то данные будут передаваться для задержания».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ за перегруз отвечает и грузоотправитель, и перевозчик. 

Для ИП штраф составляет 80–100 тыс. руб, для юридических лиц — 250–400 тыс. руб. 

В Новосибирской области, по данным ТУАД НСО, только за последние шесть месяцев было выписано свыше 200 постановлений о нарушении весового контроля и взыскано свыше 10 млн руб. штрафов.

Представители компаний-грузоперевозчиков привели примеры, когда системы весового контроля не учитывают законы физики или климатические особенности. Один из курьезных случаев привёл Евгений Демченко, ООО «Маник».

Фура, выехавшая из южной области Казахстана и прошедшая на выходе весовой контроль без нарушений, за время пути потяжелела на полторы тонны — и 

владелец получил штраф. Причиной стал снег, налипший на нижнюю часть транспортного средства во время дороги по Сибири.

 В сети выложен ролик, как дальнобойщик сбивает снег с арок прицепа, чтобы доказать, что перегруза нет. По мнению представителя ТУАД, если был физический перегруз — то это уже нарушение.

С точки зрения перевозчиков, в законодательстве упущены моменты, которые физически невозможно устранить. Демченко говорит о жидких и сыпучих грузах, смещающихся во время движения и дающих критическую нагрузку на ось.

«Фура может быть загружена только частично, параметры все соблюдены. Но при динамическом взвешивании система зафиксирует нарушение, — говорит Демченко. — 

При боковом ветре «рамка» может показать нагрузку на ось до 70 тонн. Это при том, что на ведущую ось допускается нагрузка до 10 тонн, а на оси прицепа до 7 тонн».

По той же причине нарушения фиксируются и при перевозке наливных грузов и строительных материалов — асфальта и бетона. Есть транспортные средства, которые выпускаются заводом-изготовителем уже с превышением осевых нагрузок. Это, к примеру, строительные краны.

Междугородние автобусы, по мнению грузоперевозчиков, изначально нарушают весовой контроль — их нагрузка на ось выше допустимых 11,5 тонн. В ТУАД признают, что отсутствие весового контроля пассажирского транспорта — это несовершенство законодательства.

Перевозчики в очередной раз предложили создать единую информационную систему, работающую в режиме реального времени, и ввести сертификаты взвешивания, чтобы грузовик, выезжающий в рейс, имел документ, подтверждающий отсутствие перегруза.

Фото: tagilka.ru, its-sib.ru

Наталья Денисова