← Автомобильные грузоперевозки

«Непрестижная, тяжелая профессия»: из-за дефицита водителей латвийские перевозчики приглашают иностранцев

https://www.scania.com

Одни из самых востребованных работников в Латвии – дальнобойщики. Перевозчики уже не один год приглашают водителей из России, Украины, Белоруссии, но их все равно не хватает. Сколько нужно потратить, чтобы стать дальнобойщиком, и сколько можно заработать на этом месте?

Десятки тысяч

По данным Государственного агентства занятости (ГАЗ), на 31 мая 2018 года в Латвии требовалось 1106 водителей грузовиков. При этом безработных водителей было зарегистрировано ровно в два раза меньше – 517.

Откуда же недостаток водителей? Ведь, по данным Дирекции безопасности дорожного движения, только в 2017 году права шофера соответствующей категории CE получили аж 3389 жителей нашей страны (среди них 36 женщин).

Однако в автошколе Krasts говорят, что число желающих стать дальнобойщиками в последние годы резко снизилось. Скажем, в 2015 году права на управление грузовиком получили аж 17 000 жителей страны.

– Но после тучных лет число курсантов постоянно снижается. В среднем в одной группе сейчас учатся 10–20 человек. Из них права получают 60–80%, – говорит директор автошколы Krasts Анна Руньге.

Тем не менее за неполные пять лет в стране выдано 44 193 «корочки» с 95-м кодом, позволяющим осуществлять международные коммерческие перевозки на грузовиках с прицепом и полуприцепом. В какие дали уводят широкие магистрали латвийских дальнобойщиков?

Что работодатели ждут от дальнобойщиков:

– Хорошее состояние здоровья, физическая сила, выносливость, способность к концентрации внимания в течение долгих часов.

– Коммуникабельность, вежливость.

– Знание иностранных языков – в зависимости от компании. Как говорят, на практике дальнобойщики разных национальностей без труда понимают своих зарубежных коллег.

– Достаточно элементарных знаний и навыков, позволяющих следить за техническим состоянием автомобиля. Например, умение самостоятельно заменить колесо.

За счет компаний

Причин нехватки водителей несколько. Как полагает Анна Руньге, проблема в отношении самих претендентов к делу.

– Мотивированных курсантов – меньшинство, и они очень востребованы. В нашей школе есть информационная доска, на которой транспортные фирмы размещают объявления о работе. Предприниматели регулярно приходят к нам и спрашивают о самых толковых учениках.

 Нередко компании даже оплачивают обучение таких людей, а после получения прав водителя уже ждет рабочее место, грузовик и хорошая зарплата. Порой идет речь о целых трудовых династиях! Но другие курсанты пытаются получить заветные корочки год-два, а то и три. Иногда, глядя на такого ученика, я невольно задаю себе вопрос: «Как тебе можно доверить груз и машину?» Куда они потом отправляются, как хорошо и ответственно работают, даже не знаю, – рассказывает директор автошколы.

Непрестижная и тяжелая профессия

По мнению совладельца транспортной компании AST Grupa Сергея Вахтина, еще одной причиной дефицита дальнобойщиков является низкий престиж профессии:

– Молодежь сегодня не идет ни в токари, ни в дальнобойщики, в результате – недостаток рабочих рук!

А может, причина в маленьких зарплатах?

– Наши автоперевозчики предлагают водителю-дальнобойщику от 1200 евро в месяц и больше. Но многим людям действительно проще за такие же деньги поискать работу в Англии. Работа дальнобойщика очень тяжела, – отвечает предприниматель.

Водитель-дальнобойщик постоянно находится в пути, один рейс по Европе может затянуться на месяц, а то и на полтора.

– После возвращения водителю надо разгрузиться, загнать машину в сервис, выполнить кое-какие формальности и только потом – домой. Человеку дают несколько дней на отдых с семьей, а затем – снова в рейс. Попробуйте неделю пожить в кабине, при этом четко соблюдать европейские требования режима работы и отдыха. Если во время проверки обнаружится нарушение этого режима, то оно грозит большими штрафами. Приведу пример. 

Как-то наш водитель выехал со стоянки раньше положенного времени. До полных и положенных ему восьми часов отдыха не хватило... 30 или 40 секунд. Штраф составил 180 евро. 

Водителю пришлось заплатить его из своего кармана. Не закрепил груз, который получил повреждения в пути? Нет штампа в документах от отправителя груза? Штрафы за все эти нарушения водителю придется компенсировать из собственной зарплаты, – объясняет Сергей.

Кроме того, водитель обязан следить за техническим состоянием автомобиля.

– Напрямую хозяева не требуют, чтобы водитель был способен исправить любую неисправность. Но если фура встанет в городе или поперек дороги, то возникнет пробка или аварийная ситуация. Потому дальнобойщик должен уметь очень многое, а не только менять колесо.

Иногда дальнобойщику самому приходится принимать участие в разгрузке машины, проявлять коммуникабельность, вежливость в общении с получателем или отправителем груза.

– Был случай, когда клиент попросил нас не присылать груз с конкретным водителем. Оказалось, тот хамил. Пришлось заменить работника, потому что мы не хотели терять клиента. 

В целом мы стараемся принимать на работу водителей с рекомендациями с двух-трех мест работы, причем выясняем, почему он ушел с прежнего предприятия.

Если у водителя нет опыта, он может потерпеть дополнительные личные расходы на работе. Сергей Вахтин рассказал о молодом дальнобойщике, который после возвращения из рейса по Европе оказался должен фирме-работодателю три с лишним тысячи евро. Именно столько «стоили» заработанные им штрафы и починка неисправностей, возникших по вине самого шофера. Дальнобойщику еще повезло, что фирма разрешила возвращать долг по частям.

– Далеко не каждый молодой человек готов брать на себя такую ответственность. Потому хорошие дальнобойщики в дефиците. У нас в основном работают люди старше 48 лет, – говорит Сергей Вахтин.

Анна Руньге уверена, дальнобойщик – и профессия, и образ жизни одновременно.

– Одно дело, провести в машине сутки, другое дело – две недели. Потому и случайных людей в профессии очень мало. 

Хотя я сталкивалась с людьми, которые к своим 40 годам или не определились до сих пор по жизни, или потеряли бизнес, или решили круто изменить свою жизнь и потому сели за баранку грузовика. Как правило, им трудно стать хорошими дальнобойщиками, – делится наблюдениями Анна.

Помимо всего вышеперечисленного, будущим и действующим дальнобойщикам приходится считаться с рисками для здоровья. Как отмечает представитель страхового общества BALTA Людмила Щеголева, специфика работы водителей-дальнобойщиков связана с необходимостью проводить долгие часы за рулем автомашины, преодолевая за день сотни километров. Малоподвижная повседневная работа, нездоровое питание – все эти факторы значительно повышают риск внезапных проблем со здоровьем. В 2016 году почти половина всех несчастных случаев, в которые попадали дальнобойщики, была вызвана инсультами, болезнями сердца и острыми нарушениями работы желудка.

По данным Государственной трудовой инспекции (ГТИ), 

в 2016 году из общего количества пострадавших за границей водителей дальних рейсов по крайней мере девять дальнобойщиков погибли. Увы, негативная тенденция продолжается. 

Если сравнить данные за пять месяцев текущего года с аналогичным периодом прошлого года, то окажется, что количество несчастных случаев увеличилось на 30%. Чаще всего они происходили из-за усталости водителя, снижения концентрации и возможности реагировать на дорожную обстановку. Также некоторые водители по невнимательности выпадали из кабины или получали травмы во время загрузки или ремонта машины.

Как стать дальнобойщиком?

Требования и минимальные обязанности водителя дальних рейсов (категория прав СЕ).

Первый шаг – получение прав категории С (любые грузовики, но без прицепов):

– Минимальный возраст – 21 год.
– Минимальные требования – наличие прав категории В.
– Время обучения – 1,5 месяца.
– Стоимость курса – 455 евро, включая 20 обязательных занятий по вождению и получение так называемого 95-го кода (права на осуществление коммерческих перевозок).
– Экзамен в Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД):

Теоретический экзамен – 12,63 евро.
Экзамен по вождению – 24,58 евро.
Использование грузового автомобиля во время экзамена – 33,61 евро.
Водительское удостоверение – 22,05 евро.

Время получения С-категории – 2–2,5 месяца с учетом возможной очереди в ДБДД до двух-трех недель.

Второй шаг. Получение прав категории СЕ (управление грузовиком с прицепом и полуприцепом):

– Время обучения – две недели.
– Стоимость – 365 евро, включая 14 обязательных часов вождения.

Стоимость экзамена в ДБДД:
Экзамен по вождению – 24,58 евро.
Использование грузового автомобиля с прицепом во время экзамена – 51,41 евро.
Водительское удостоверение – 22,05 евро.

Время получения прав категории СЕ – месяц-полтора, с учетом возможной очереди в ДБДД до двух-трех недель.

Третий шаг. Получение рекомендации

Водителю, только что получившему права категории CE, желательно съездить в один-два рейса в качестве стажера, чтобы ознакомиться на практике с условиями и нюансами работы, включая прохождение границы, таможенного контроля, оформления документов и т. п.

Четвертый шаг. Работа. Обязанности, за несоблюдение которых водителю придется платить из своего кармана:

– Нарушение правил дорожного движения.
– Нарушение режима работы и отдыха.
– Нарушение правил крепления грузов.
– Нарушения оформления документов на груз.

Дефицит у всех

При этом дефицит дальнобойщиков испытывают не только латвийские, но и европейские транспортные компании.

– У нас сейчас учится наш парень, живущий и работающий в Голландии. Так он рассказывал, что из 70 грузовиков транспортной компании 20 постоянно простаивают из-за нехватки водителей. А это – прямые убытки, потому предприниматели готовы брать на работу любых шоферов, 

– рассказывает директор автошколы Krasts Анна Руньге.

Спрос приводит к тому, что латвийские водители не отказываются от поисков более выгодных условий работы.

– Дальнобойщику в принципе все равно, из какой страны отправляться в рейс. Вот только если он выезжает на работу из Голландии, объем работы у него будет тот же, а зарплата выше, – продолжает директор автошколы.

А что делать нашим предпринимателям, чтобы не остаться без водителей дальних рейсов? Оказывается, они уже давно заманивают на работу водителей из России, Белоруссии, Украины и даже Филиппин. Но и это может быть сопряжено с различными рисками. Человеческий фактор еще никто не отменял. Один из руководителей транспортной компании рассказал «МК-Латвии», как столкнулся с шантажом.

– Ребята из Белоруссии во время рейса остановились в своей стране и потребовали оплату, пригрозив, что в противном случае не вернут машины. Если латвийские водители, загружаясь в Москве, сразу едут назад, то россиянин еще по дороге заскочит к себе домой на выходных. 

В итоге латвиец приезжает к заказчику, например, в воскресенье, а россиянин только в среду, – поведал предприниматель на условиях анонимности.

– Водителям из той же России, Белоруссии или Украины, желающим работать в Латвии, кроме прав категории СE необходимо получить еще 95-й код, дающий право выполнять международные коммерческие перевозки. Для этого нужно пройти пятидневный курс – и квалификационная карта в кармане. Увы, многие иностранцы приезжают в Латвию с уверенностью, что для приличного заработка здесь даже не надо протянуть руку. Все придет само. Однако наиболее толковые за год-другой понимают, что к чему, и отправляются дальше, на Запад, – дополняет директор автошколы.

Олег Кожин