← Таможня и ВЭД

ФСБ сядет в первое кресло под главой ФТС

47news представляет полковника ФСБ, который заходит в руководство ФТС России. Он был сторожем сторожей, но для Северо-Западной таможни это минус. А генерал Гетман может воспользоваться китайской мудростью.

В ближайшее время уже бывший замруководителя Федеральной таможенной службы 53-летний Анатолий Серышев окончательно обустроится в кресле помощника главы государства по кадровым вопросам в Администрации президента. Месяц назад эту должность покинул его предшественник — могущественный в некоторых отношениях Евгений Школов. По информации 47news, на позицию Серышева в скором времени будет назначен полковник из Управления собственной безопасности ФСБ 52-летний Олег Губайдулин.

На профессиональном сленге оперативников полиции сотрудников ФСБ называют сторожами. А людей из УСБ — сторожами сторожей.

Губайдулину перейдёт функционал предшественника - в частности, курирование работы по борьбе с экономическими таможенными преступлениями оперативной таможни. Нельзя не заметить, что должность у него предусматривает звание генерал-полковника ФТС. Понятно также, что формально Губайдулин назначается председателем правительства Дмитрием Медведевым по представлению министра финансов Антона Силуанова и руководителя ФТС Владимира Булавина. Напомним, что таможня — не силовое ведомство и подчиняется Минфину. Подчеркнем, что казна России в основном пополняется за счет налогов и таможенных сборов.

Насколько известно 47news, Губайдулин родился в Грузии, окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное училище. Передвигается на чёрной Toyota Land Cruiser с петербургскими номерами. Живёт на юго-востоке Москвы. Взрослый сын - выпускник МГУ и, судя по странице в соцсети, в болезнях золотой молодёжи не замечен. В прессе следа почти не оставил, разве что "Новая Газета" упомянула его в неоднозначном контексте, когда он якобы выручил своего сослуживца из плена полиции.

Скажем, казалось бы, в сторону — начальник Северо-Западного таможенного Управления генерал-лейтенант Александр Гетман устоял после недавнего блиц-крига Службы экономической безопасности Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти. Однако представление на присвоение ему звания генерал-полковника всё-таки завязло в коридорах Администрации президента. По нашим данным, проверка по линии ФСБ показала, что есть вопросы, связанные с недвижимостью его родственников (эти шероховатости могут не просто не позволить ему стать генерал-полковником, но и превратиться в проверку, ставящую его статус под сомнение).

Для тех, кто пропустил эпопею, скажем, что ее публичная фаза была запущена в начале марта. Первым пал начальник Кингисеппской таможни Сергей Слепухин. Через несколько дней контрразведка в рамках уголовного дела по статье 290 УК - "получение взятки" - пришла с обыском к замначальника СЗТУ генерал-майору начальнику Северо-Западной оперативной таможни (СЗОТ) Александру Безлюдскому. Был задержан экс-сотрудник отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями СЗОТ Захар Сычев. 

Следствие полагает, что Сычев передавал деньги лицам из числа руководителей СЗТУ за беспрепятственное прохождение границы грузовиков с контрабандой.

 Есть мнение, что все мероприятия прошли в рамках более глобального уголовного дела, возбужденного Следственной службой ФСБ - по нему арестован серьезный игрок на таможенном рынке Игорь Хавронов. Заметим, что 14 июня Хавронов был приговорен Кингисеппским районным судом к семи с половиной годам лишения свободы за организацию преступного сообщества и уклонение от уплаты таможенных платежей.

По мнению собеседников 47news в таможенных и околотаможенных кругах, приход Губайдулина - это, скорее, минус к карме руководства ФТС по Северо-Западу. Дело в том, что между УСБ Лубянки и СЗТУ до последнего времени практически не было контактов. Таким образом, в систему пришёл человек, абсолютно стерильный для нашего региона.

Не секрет, что на верху ФТС все ключевые места заняты чекистами.

 Глава ФТС Булавин — из ФСБ, ушедший в Администрацию президента Серышев — оттуда же, а Губайдулин — опять из ФСБ, но все равно у руководства Северо-Западного таможенного управления вскоре будет два вектора риска. Это сам Губайдулин и "таможенный" отдел регионального УФСБ, так агрессивно старавшийся снести генерала Безлюдского, читай - Гетмана.

Однако когда мы говорим - ФСБ, то подразумеваем единое целое, а это далеко от действительности. Контрразведка разбита по границам приложения своих влияний и интересов. Вплоть до материальных. Есть УСБ в Москве, а есть таможенный блок СЭБ УФСБ на Литейном. Точки приложения их курирующих усилий порой сходятся, а чаще вступают в противоречия.

47news вспомнил китайскую мудрость. Она, кстати, на сегодняшний день успешно реализуется в геополитическом масштабе применительно к России и США. Её смысл примерно таков: более слабый из трех противников выиграет, если его отношения с двумя более сильными будут лучше, чем отношения между этими двумя.

Виктор Смирнов