← Автомобильные грузоперевозки

Ковбои XXI века: 20 малоизвестных фактов об американских дальнобойщиках

В массовой культуре США дальнобойщики представлены эдакими ковбоями на новый лад. Работа водителя многим кажется несложной и романтичной, но мало кто знает, с какими трудностями приходится сталкиваться дальнобойщикам в пути.

Автомобильные грузоперевозки – драйвер американской экономики, кровь, бегущая по её жилам. Международные перевозки зачастую осуществляются с помощью морского, железнодорожного транспорта, но внутри США правят бал грузовики. А профессия дальнобойщика в Америке ассоциируется с романтикой большой дороги, духом свободы; в массовой культуре США водители грузовиков – эдакие ковбои на новый лад.

Но массовая культура это одно, а суровая реальность – совсем другое. Непростая работа всамделишнего дальнобойщика отличается от её идеализированного образа, прижившегося в кинофильмах. А обыватели хоть и видят грузовики каждый день, всё же плохо представляют, с какими проблемами приходится сталкиваться людям, которые их водят.

Для всех, кому интересны автомобильные автоперевозки и жизнь дальнобойщиков – 20 малоизвестных фактов о водителях грузовиков в США.

Любимое время дальнобойщиков – поздняя ночь или раннее утро

Любой, кто водит большегрузы в условиях плотного траффика, знает, как непросто бывает перестроиться из одной полосы в другую, когда вокруг снуют легковушки. А пробки, к которым привыкли жители больших городов, для дальнобойщиков смерти подобны: в них водители теряют деньги, за которыми они, собственно, и отправились в рейс. Поэтому дальнобойщики зачастую предпочитают ночные рейсы. Конечно, ехать ночью тяжелее – но это всё-таки лучше, чем стоять в пробках.

За мили платят чаще, чем за часы

Часто встречающаяся в США почасовая оплата труда – это не про дальнобойщиков; водителям грузовиков гораздо чаще платят за мили, а не за проведенное в дороге время. Поэтому «тракдрайверы» пытаются сделать всё возможное, чтобы проехать как можно больше миль в день. Кто-то использует различные уловки и хитрости, а некоторые нарушают правила.

У них тоже есть режим труда и отдыха

В течении одного восьмидневного периода дальнобойщикам можно работать не более 70 часов. Максимальное время работы без перерыва – 10 часов. После каждой «восьмидневки» необходимо взять 34 часа отпуска.

Правила, как известно, писаны кровью. В их целесообразности сомневаться не приходится. Водители делают всё возможное, чтобы использовать отведенное им время с максимальной пользой.

«Оплаченные мили» и фактические мили

Диспетчер проводит на карте линию от точки, где находится груз, до точки, в которую он должен прибыть. Расстояние между этими точками будет равняться количеству миль, за которое заплатят водителю грузовика. Никаких прямых дорог там, конечно, нет; дальнобойщику придется преодолеть значительно большее расстояние за меньшие деньги.

Это – так называемые «оплаченные мили»; некоторые транспортные компании используют такую спорную систему отсчета в своих корыстных целях. Водители предпочитают с такими компаниями не связываться, но иногда деваться некуда.

Водители не всегда знают свою зарплату

У дальнобойщиков куча расходов: топливо, еда, ночлег – все эти траты влияют на итоговый доход. Водители работают тогда, когда им есть что возить, и, хотя в США отмечается дефицит дальнобойщиков, иногда и там случаются простои. Иными словами, водитель далеко не всегда может даже примерно представить, сколько он получит за текущий месяц, не говоря о следующем.

Текучка кадров

Да, водители часто меняют свою работу. Некоторые уходят в другую транспортную компанию, а некоторые и вовсе бросают перевозки и занимаются чем-то другим. Почему?

Дело в том, что в США не хватает дальнобойщиков. Из-за этого многие компании не просто обучают людей с улицы, но и платят им стипендию во время обучения. Американцы часто проходят такие курсы и… понимают, что помимо романтики в профессии водителя есть еще и трудности. Причем многочисленные. По данным портала hotcars.com, до 80% водителей в первый же год работы переходит в другую компанию или вообще бросает профессию.

Электронные ограничители

Водители часто пытаются обойти установленные ограничения и нарушают правила, например – превышают скорость. Наказывают за это не только самих водителей, но и руководителей транспортных компаний, в которых они работают. Последние, стремясь обезопасить себя, иногда устанавливают на грузовики автоматические ограничители скорости. Грузовик с ограничителем не может ехать быстрее 62 м/ч (~99 км/ч). 

Насколько это целесообразно? Вопрос открытый: cпоры по нему не утихают по сей день.

Они очень много ездят

Удивительно, не правда ли? Более 125 тысяч миль (~200 тыс. км.) ежегодно проезжает среднестатистический дальнобойщик в США, в то время как водители легковушек редко накатывают 12 тысяч миль (~19 тыс. км.). Иными словами, водитель грузовика за год проезжает столько, сколько владельцу легкового автомобиля не всегда удается проехать за десятилетие.

Независимость по-американски

Многие водители работают на крупные транспортные компании, ездят на казенных грузовиках и выполняют правила, установленные начальством.

Но есть и частники, обладающие своим грузовиком. Или грузовиками: на одном можно ездить самому, а второй сдавать в прокат, зарабатывать деньги. Частники ценят свою свободу от крупных корпораций и навязываемого ими «дресс-кода»; они любят украшать свои грузовики, делать их по-настоящему выделяющимися, с помощью тюнинга подчеркивая свою независимость.

Некоторые ездят с напарником

И это помогает зарабатывать деньги. Пока один водитель отдыхает, второй управляет грузовиком: меньше простоев – больше зарплата. Но, конечно, проводить недели в замкнутом пространстве с одним и тем же человеком не так уж и просто. Даже для семейной пары такая работа может обернуться настоящим испытанием, проверкой на прочность.

Разве что с котом проблем не будет.

Никаких автостопщиков!

В кино дальнобойщики частенько подвозят голосующих на дороге автостопщиков. Почему бы и нет? С попутчиками можно, например, поболтать, да и сделать доброе дело всегда приятно. Впрочем, руководители транспортных компаний так не считают; под маской автостопщика может скрываться самый настоящий грабитель, да и отвлекать водителя лишний раз от управления большегрузом незачем. Поэтому компании запрещают дальнобойщикам подбирать попутчиков и следят за тем, чтобы запрет соблюдался, с помощью камер в кабине грузовика.

Радио ночных дорог

Как и в России, в Америке распространены портативные радиостанции. В наш век высоких технологий и беспроводного интернета практической пользы от них не так уж и много. Грузовладелец следит за машиной с помощью телематики, а водителю может позвонить на мобильный телефон…

И всё-таки радио до сих пор есть почти во всех американских грузовиках. Водители предупреждают друг друга о дорожных опасностях, перекрытиях и изменениях в схемах движения, но чаще просто болтают на отвлеченные темы, чтобы не скучать в дороге.

Сигналы фарами

Как и в России, в Америке водители большегрузов подают друг другу сигналы, используя фары и поворотники. Они активно помогают своим коллегам в пути, подсказывая удачный момент для обгона или предупреждая об опасности. Поблагодарить вежливого дальнобойщика можно с помощью аварийных огней – прямо как у нас.

Я нарушил правила? Позвоните по номеру…

Многие транспортные компании размещают на прицепе большегруза таблички с номером телефона, по которому можно пожаловаться на водителя-нарушителя. С одной стороны, это должно мотивировать дальнобойщика соблюдать ПДД, но на самом деле…

Если верить тому, что пишут в интернете, операторы транспортных компаний, отвечающие на такие звонки, зачастую встают на сторону дальнобойщика и рассказывают ябедам, что управлять огромным траком очень непросто, а вблизи большегруза водителям легковушек следует вести себя аккуратно и предсказуемо.

Профессия дальнобойщика – самая важная и востребованная

Экономика США в значительной степени зависит от торговли. А торговля, в свою очередь, обеспечивается грузоперевозками. Спрос на водителей-дальнобойщиков колоссален; в 29 штатах профессия водителя грузовика является самой распространенной, и тем не менее, водителей всё равно не хватает.

Полуприцеп – привет из прошлого

Самый распространенный тип большегруза как в США, так и в России – тягач с полуприцепом. Мало кто знает, что эта конструкция была придумана более 100 лет назад, в 1914 году! Первый полуприцеп, опирающийся на тягач, был изобретен кузнецом из Детройта, который вовсе не собирался возить коммерческие грузы – он просто хотел отбуксировать свою лодку на ближайший водоем.

Большегрузы-миллионники

Средний срок службы современных легковушек – 150 тысяч миль (240 тыс. км.), но коммерческие грузовики могут проехать столько за один год. Большегруз – это рабочий инструмент; как правило, следят за ним тщательнее, чем за легковушкой. Средний срок службы грузовика составляет около миллиона миль (1’600’000 км). Впрочем, такое положение дел характерно не только для США.

Грузовики становятся лучше

Американские производители уделяют большое внимание экологии. Количество вредных выбросов снижается от поколения к поколению. Чтобы оценить прогресс, которого достигли инженеры, приведём такое сравнение: современный грузовик во время езды выделяет в 60 раз меньше вредных веществ, чем грузовик 1988 года выпуска. А прошло всего-то 30 лет!

Предполагается, что на дорогах США вскоре появятся электротягачи вроде Tesla Semi, которые и вовсе не будут вредить окружающей среде. (Вопрос о происхождении электричества, с помощью которого Tesla Semi будет возить грузы, остаётся открытым.)

Некоторые дальнобойщики неделями живут в кабинах тягачей

Семьдесят часов в «восьмидневку» проводит в кабине тягача американский дальнобойщик, не нарушающий режим труда и отдыха. А если он экономит на гостиницах, то еще и спит в ней. Некоторые водители настолько обживаются в кабинах, что превращают их в небольшие квартиры с холодильником, телевизором, микроволновкой… единственное, чего нет в грузовике – так это душа и туалета. Из-за этих неудобств кабину периодически приходится покидать.

5% водителей – женщины

Профессия дальнобойщика традиционно считается мужской. Но на дворе 21-й век, а в США – нехватка водителей. Транспортные компании с удовольствием обучают и устраивают на работу представительниц прекрасного пола. Женщин за рулем постепенно становится больше; в основном романтика дорог влечёт американок, уже воспитавших детей или предпринимательниц, желающих создать небольшую транспортную компанию.  

фото: https://www.hotcars.com

Ryan Carbrey