← Спецтехника

Наш ответ БелАЗу: российские карьерные самосвалы бросают вызов зарубежным производителям

Машиностроительный завод ТОНАР, известный производством разнообразного прицепного состава, с недавнего времени распространил свои амбиции и на карьерный автотранспорт, став уникальным изготовителем подобной техники в России.

За державу обидно

Поднаторев на выпуске широкой линейки прицепной техники и дорожных грузовиков, МЗ «ТОНАР» обратил свои взоры на горнодобывающую отрасль, тем более после распада СССР у России не оказалась своего производства карьерного автотранспорта. Как результат — полная зависимость нашей страны от иностранных поставщиков большегрузных самосвалов, таких как БелАЗ, Caterpillar, Komatsu, Terex, Hitachi и других.

Тяжеловозный первенец, получивший обозначение Тонар-4525 (6х4), построили в феврале 2013 года на своем подмосковном заводе в деревне Губино. Правда, у отечественной новинки грузоподъемностью 45 тонн обнаружился явно китайский облик и характер. Но по-другому и быть не могло, ведь в качестве прототипа выбрали самосвал Shaanxi SX5504, который к тому времени получил известность в ряде дальневосточных и сибирских регионов страны. Для сборки шасси поначалу решили использовать комплектующие, доставляемые из Поднебесной.


Первый карьерный самосвал Тонар-4525 построили в феврале 2013 года

Машину снабдили прочной несущей рамой с двойными лонжеронами, 6-цилидровым турбодизелем Weichai WD 12.375 (11,6 л) с отдачей 375 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач Shaanxi Fast Gear 9JSD180, 13-тонной управляемой осью и двумя ведущими мостами, выдерживающими нагрузку 25 тонн каждый, которые поставила фирма Shaanxi Hande Axle. Относительно небольшую мощность двигателя при солидной полной массе, достигавшей 67 тонн, компенсировали ведущие мосты с передаточным числом 12,87. Поэтому грузовик мог преодолевать подъемы крутизной 10%, однако его максимальная скорость не превышала 41 км/ч. Но для технологических работ этого вполне достаточно. Для исключения перегрева системы охлаждения двигателя в экстремальных условиях по заказу предусмотрели установку дополнительного радиатора, подключаемого принудительно. Его разместили справа от кабины.

Одноместная однодверная кабина, смещенная к левому борту, подвешена на четырех пружинных амортизаторах и может откидываться вперед, открывая доступ к моторному отсеку. В штатное оснащение входят двухслойное лобовое стекло, трехскоростные стеклоочистители, отопитель, кондиционер, изменяемая по углу наклона рулевая колонка, подвесной педальный узел. Регулируемое сиденье водителя с индивидуальной подвеской снабжено подголовником и ремнями безопасности. Приборная панель вполне информативна.

Стоимость машины, которая прошла всесторонние испытания в различных климатических условиях, определили суммой 4,7 млн рублей (без учета утилизационного сбора). Заводская гарантия составила 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше.

Основными соперниками Тонар-4525 в российских карьерах, как и предполагалось, стали двухосные (4х2) БелАЗ-7547 (грузоподъемность 42-45 тонн), БелАЗ-7545 (45 тонн), а также, в определенной степени, 30-тонный БелАЗ-7540, как и его предок БелАЗ-7522. Хотя официальные дилеры БелАЗа информацию о ценах на новые грузовики не афишируют, на вторичном рынке работоспособные машины серии БелАЗ-7545 10-летнего возраста и в рабочем состоянии можно было приобрести за 2,5-4 млн рублей. За пятилетний БелАЗ-7540 в хорошем состоянии просили от 3,8 до 6 млн рублей. Конечно же, не остались в стороне от процесса китайские конкуренты HOWO, Shaanxi, LGMG. Но по заявлениям представителей ТОНАР, их продукт как минимум на 20% дешевле любой сопоставимой модели. А по сравнению с однотипными моделями известных мировых брендов — Caterpillar, Komatsu, Terex — этот разрыв достигает 3-4 раз. В общем, игра стоила свеч.

Грузовик, оборудованный системой регулирования давления воздуха в шинах колес ведущей тележки Tireboss

Как в снаряженном состоянии, так и с полной нагрузкой Тонар оказался на 11-13 тонн легче, чем его белорусские собратья-однокласники, что вкупе с менее прожорливым мотором — прямой путь к экономии топлива, снижению нагрузки на дорожное полотно, которое разрушается не столь интенсивно. Любопытно, что самосвалы из Губино, в противовес соперникам из Жодино, можно перевозить на низкорамных тралах, без обязательного демонтажа кузова — достаточно лишь снять козырек. В чем «белорусы» превзошли «россиянина», так это в максимальной скорости, которая у них достигала 55 км/ч и величине преодолеваемого подъема за счет более мощного двигателя.

По просьбам трудящихся

Пару самосвалов из первой серии тонаровцы оставили в собственном Управлении коммерческих перевозок, анализируя их работу и совершенствуя конструкцию. И вот, уже осенью 2013 года для регулирования давления воздуха в шинах колес ведущей тележки один из автомобилей оборудовали специальной системой канадской фирмы Tireboss, которая позволила увеличить проходимость машины при движении на мягких грунтах. После проведенных испытаний это устройство вошло в список опций.

Тонару приходилось работать на одной линии доставки скальной доломитовой породы вместе с двумя 30-тонными 15-кубовыми БелАЗ-7522. Плечо перевозки от места погрузки в открытом карьере до дробильного завода составляло 1,2 км.

Результаты эксплуатационных испытаний Тонар-4525 и двух БелАЗ-7522:

Итоговый расчет показал, что ежегодно предприятие может сэкономить 2 млн 415 тыс. рублей. Стоимость владения автомобилем за год эксплуатации при ежемесячном пробеге 800 и межсервисном пробеге 6250 км составила 31 161 руб.

Между тем, тонаровцы, развивая линию импортозамещения, в 2014 году оснастили свое детище 412-сильной рядной дизельной «шестеркой» ЯМЗ-650.10 (11,12 л), которая превзошла китайский мотор не только по мощности, но и крутящему моменту — 1900 Н×м против 1500.

Весной 2014 года заводчане представили новую версию самосвала с индексом Тонар-45251. Его изюминкой стал увеличенный до 37 кубов самосвальный кузов для перевозки угля и других сыпучих грузов. Именно такая модель в конце июля 2014 года приступила к работе по перевозке шлака на крупнейшем предприятии горнодобывающего сектора Казахстана АО «АрселоМиттал Темиртау». Функционально грузовик заменил в карьере два самосвала HOWO.

Выпуск бескапотных самосвалов продолжался до середины 2017 года. Общий тираж составил около шести десятков единиц, которые разлетелись по многим карьерам страны. Цена каждого из грузовиков последней серии начиналась от 9 млн рублей.

В авангарде капотной эпохи

Новая эпоха в истории ТОНАРа наступила в мае 2017 года, именно тогда состоялась первая публичная презентация новых 45-тонных самосвалов капотной компоновки, которые отражали кардинальную смену технической концепции предприятия. Опираясь на опыт создания капотного седельного тягача Тонар-45252 (6х4) тяжелого класса, появившегося еще в августе 2016 года, построили два новых образца трехосных грузовиков, которые хотя и сохранили прежний индекс Тонар-45251, но со своими старшими собратьями практически не имели уже ничего общего.

Капотный Тонар-45251 второго поколения с кузовом ковшового типа и двигателем Cummins QSZ13-C450-II

Вынесенный вперед двигатель позволил установить двухместную кабину с парой дверей, а увеличенное пространство моторного отсека дало возможность размещать силовые установки различной мощности. Благодаря тому, что передние колеса находились не под кабиной, а перед ней, улучшилась комфортность езды для экипажа. За счет откидных створок капота и съемных боковых панелей открывался удобный доступ ко всем узлам и агрегатам, расположенным в моторном отсеке. Например, при капитальном ремонте двигателя кабину предшественника приходилось снимать.

Чтобы заказчики могли лучше оценить возможности представленного продукта, каждая из унифицированных моделей имела свое исполнение. Главное отличие состояло в силовой установке. Один из самосвалов получил V-образный 8-цилиндровый 17,24-литровый турбодизель ТМЗ-8437.10 мощностью 425 л.с., тогда как другой стал обладателем 450-сильной рядной «шестерки» Cummins QSZ13-450-II рабочим объемом 13 л китайского происхождения. Крутящий момент ТМЗ также оказался ниже, чем у конкурента — 1913 Н×м против 2100. Зато тутаевский мотор не столь привередлив к качеству топлива. Работу водителя заметно облегчила автоматическая (гидромеханическая) 6-ступенчатая коробка передач Allison 4500 с ретардером. Каждый из ведущих мостов Hande 25Т с двойной главной передачей китайской фирмы HanDe Axle выдерживает нагрузку 25 тонн. Передаточное отношение главной передачи — 14,298, по заказу его уменьшат до 12,87 или 10,723. Для повышения проходимости межколесные и межосевые дифференциалы оснастили механизмами блокировки, которые управляются кнопками на приборной панели.

Передняя пневоморессорная подвеска

Переднюю 13-тонную ось Hande Т13 с кованой балкой снабдили комбинированной подвеской в виде малолистовых параболических рессор, пневмоэлементов и гидроамортизаторов. Тяжелые условия работы предопределили установку дублированных гидроусилителей рулевого управления с сошками и тягами, которые смонтировали по обе стороны управляемой оси. Увеличенный угол поворота передних колес обеспечил 10,4-метровому грузовику радиус поворота 11,5 м.

Подробно изучив зарубежную практику, заднюю балансирную подвеску оборудовали резиновыми упругими элементами вместо традиционных многолистовых рессор. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передается с помощью четырех упругих элементов, а продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Тормозная система Wabco с АБС поступает из Германии. Колеса грузовиков «обули» в выносливые радиальные шины 14.00 R25 B03S (E4, E3) родом из Поднебесной. По заказу появится система управления давлением воздуха в шинах TireBoss. Для более надежной защиты элементов ходовой части штатно установлена 24-точечная система централизованной смазки Lincoln Quicklubе.

Балансирная подвеска ведущей тележки с резиновыми упругими элементами

Важным элементом в формировании экстерьера самосвалов второго поколения стала двухместная кабина, изготовленная из алюминиевого сплава. Ее производство полностью освоили на заводе в Губино. Интерьер достаточно прост, но обеспечивает необходимый комфорт экипажу. В распоряжении водителя находится изменяемая по углу наклона «баранка», эффективный гидроусилитель руля, подвесной педальный узел и регулируемое кресло Grammer с пневмоподвеской, выпущенное по лицензии в Елабуге. Зарезервированы места для тахогафа, рации и магнитолы. В базовом исполнении установлен кондиционер. Для повышения плавности хода кабина крепится к раме с помощью пневмобаллонов и амортизаторов. Снаружи закреплены массивные противосолнечные козырьки. Вместе с тем, пол кабины, находящийся на высоте человеческого роста, вызывает затруднения при занятии и покидании водителем своего рабочего места. Возросшая до 23,5-24,5 тонн снаряженная масса самосвалов компенсировалась увеличенной мощностью двигателей. Максимальная скорость достигла 50 км/ч, а преодолеваемый уклон на скорости 30 км/ч составил 8%.

Базвая цена Тонар-45251 нового поколения составила 12,5 млн рублей. Но ее конечная величина зависит от комплектации и способа финансирования: кредитование, лизинг и др.

Кабину снабдили собственной пневмоподвеской

Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (согласно постановлению №634) обеспечивает поддержку производства и вывод на рынок нового оборудования. Производители смогут компенсировать до 50% своих расходов, а потребители получают возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15-50%. Меры господдержки с учетом утилизационного сбора дают продукции подмосковных машиностроителей финансовые преимущества перед соперниками, главным из которых остается БелАЗ.

С характером фаворита

Сознавая, что в современных рыночных реалиях надо действовать быстро и решительно, тонаровцы сделали очередной шаг для укрепления своих позиций в сегменте карьерной самосвальной техники. В мае текущего года поклонники бренда радовались новому творению специалистов из Губино — карьерному тяжеловозу Тонар-7501 (6х4) грузоподъемностью 60 тонн. Нынешний лидер производственноей программы также выполнен с капотной компоновкой и на первый взгляд является увеличенным слепком с 45-тонной модели. На самом деле различий между ними предостаточно.

Углевоз работает в разрезе «Распадский»

Иной класс грузоподъемности послужил причиной для полной переработки конструкции. Для размещения более крупного кузова увеличили колесную базу, равно как и расстояние между колесами задней тележки. Потяжелевшему до 87,5 тонн (с полной нагрузкой) грузовику понадобилась силовая установка с лучшей энергетикой. Ею стал рядный 6-цилиндровый турбодизель Cummins QSX15, с 15 литров рабочего объема которого удается снять мощность 540 л.с. и крутящий момент 2344 Н×м. Для обуздания такой силищи понадобился 7-ступенчатый «автомат» Allison 4700 со встроенным ретардером и 35-тонные ведущие мосты Hande 35Т с внушительным числом главной передачи — 14,298. Естественно, присутствуют межколесные и межосевые блокировки. Передняя ось Hande 17,5Т выдерживает нагрузку в 17,5 тонн, а для поворота управляемых колес служит пара гидроусилителей. Передняя и задняя зависимые подвески по конструкции повторяют аналогичные узлы 45-тонника, только стали заметно мощнее. Тормозная система Wabco с пневматическим приводом и АБС воздействует на барабанные рабочие механизмы, установленные на всех колесах. В соответствии с текущими реалиями увеличили размер бескамерных шин до 16.00 R25, а объем топивного бака — до 700 л. Клиренс составляет порядка 400 мм. Снаряженная масса Тонар-7501 по сравнению с Тонар-45251 увеличилась с 24,5 до 27,5 тонн.

Унифицированная с 45-тонной моделью алюминиевая кабина с пневмоподвеской имеет некоторые отличия интерьера. В штатной комплектации присутствуют: кондиционер, пневмопоподвеска водительского сиденья, автономный отопитель, магнитола, регулируемая рулевая колонка, место для крепления смартфона и т.д.

Новый лидер модельного ряда — 60-тонный Тонар-7501

Шестидесятитонный Тонар-7501 стоимостью 18 млн рублей в первую очередь нацелен на ту нишу, где сегодня доминируют карьерные самосвалы БелАЗ серии 7755 грузоподъемностью 55-60 тонн. И у отечественной модели имеются реальные шансы потеснить белорусских старожилов. Что же касается стоимости брендовых моделей карьерной техники, то за 18 млн рублей у нас, если очень повезет, можно приобрести 8-летний самосвал Caterpillar Cat 773E грузоподъемностью 55,5 тонн или равнозначный с ним по характеристикам Komatsu HD 465-7.

После 70 построенных карьерных самосвалов свое внимание специалисты ТОНАРа сфокусировали на перспективной нише грузовиков с колесными формулами 8х6 и 8х8, которая обещает дать хороший импульс для развития предприятия. И работы в этом направлении, по заявлению технического директора МЗ «ТОНАР» Юрия Вайнштейна, уже ведутся.

Фото: www.autotruck-press.ru

Валерий Васильев