← Коммерческий транспорт

Битва большегрузов: КрАЗ и МАЗ сошлись в заочном поединке

Свой первый бескапотный седельный тягач с колесной формулой 6х6 ЧАО "АвтоКрАЗ" представило минувшим летом. И уже тогда можно было предположить, что новинка метит в конкуренты полноприводным "седельникам" МАЗ нового поколения. Так оно и вышло.

Заявленные украинским производителем характеристики внедорожника-бескапотника КрАЗ-6501TE впечатляли так же, как и его брутальный внешний вид. Новый седельный тягач предназначался для работы в составе автопоезда полной массой 65.000 кг. При этом технически допустимая масса самого автомобиля составляла 28.000 кг, а допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство - 17.000 кг.

Двигатель - рядная "шестерка" Weichai WP12 (Евро-5) мощностью 460 л.с. Коробка передач - 6-ступенчатый "гидроавтомат" производства Fast Gear. "Раздатка" - двухступенчатая с межосевым дифференциалом. Мосты - центральные, двухступенчатые, односкоростные, с межколесными блокируемыми дифференциалами. Средний мост - проходного типа с межосевым блокируемым дифференциалом.

В оснащение тягача вошла система централизованной подкачки шин, а также лебедка с гидроприводом и тяговым усилием 15 тонн (расположена на раме за кабиной и предназначена для вытаскивания собственными средствами техники на полуприцеп; длина троса - 63 м).

Комфортабельная кабина - а-ля MAN китайского производства. Такая же устанавливается и на другие "бескапотники" КрАЗ. Внутри - два эргономичных сиденья, за которыми расположено место для отдыха, функциональная приборная панель. В наличии - электроподъемники стекол дверей, дополнительный обогреватель и кондиционер.

У Минского автозавода модель такого класса появилась еще в 2016 году. Седельный тягач МАЗ-6432H9 позиционировался как представитель нового семейства тяжелых полноприводных автомобилей с колесной формулой 6х6. Он также рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 65.000 кг. Однако технически допустимая общая масса тягача выше - 33.310 кг (распределение нагрузки по осям - 7310+13.000+13.000 кг). Выше и допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство - 21.000 кг. Тягач оснащался рядной "шестеркой" ЯМЗ-652.10 уровня Евро-4 (без системы EGR). Максимальная мощность - 412 л.с. Максимальный крутящий момент - 1870 Нм. Коробка передач - механическая 12-ступенчатая 12JS200TA. Максимальная скорость - 93 км/ч (с ограничителем скорости).

В конце минувшего лета "украинец" и "белорус" сошлись в заочном поединке. Компания АО "Укргаздобыча" объявила тендер на приобретение 40 седельных тягачей повышенной проходимости 

с колесной формулой 6х6 с ожидаемой общей стоимостью 134.880.000 гривен (примерно 4,8 млн долларов на тот момент). Свои заявки подали представители ЧАО "АвтоКрАЗ" и ОАО "МАЗ" (соответственно ООО "Торговый дом АвтоКрАЗ" и ООО "Современные грузовики"), а также еще три компании-дилера, представлявшие марки MAN, Mercedes-Benz и Renault.

Заказчик выставил следующие требования к автомобилям: двигатель - Евро-5 мощностью не менее 440 л.с.; коробка передач - механическая с числом ступеней не менее 14; допустимая полная масса полуприцепа при буксировке по дорогам с твердым покрытием - не менее 38.000 кг; нагрузка на ССУ - не менее 18.000 кг; все мосты - с межосевыми и межколесными блокировками дифференциалов; ошиновка - с протектором для бездорожья (при этом на второй и третьей осях - двускатная); кабина - со спальным местом. По оснащению: кондиционер; бортовой компьютер; цифровой тахограф; двусторонний видеорегистратор; зеркала заднего вида с подогревом и электрорегулированием; электростеклоподъемники; автономный отопитель; предпусковой подогреватель.

Кременчуг заявил на тендер модификацию КрАЗ-6501T6-500 с механической 16-ступенчатой коробкой передач, Минск - тягач МАЗ-643228 с 460-сильным мотором Weichai WP12 Евро-5 и КПП ZF 16S2525TO.

В ходе торгов ТД АвтоКрАЗ сделал самое выгодное ценовое предложение - 115,8 млн гривен. Однако оно было отклонено, так как не соответствовало требованиям документации (представленные документы противоречили один другому; отсутствовали документы на серийное изготовление). В результате победителем тендера было объявлено ООО "Современные грузовики" с ценовым предложением 122,64 млн гривен. Таким образом, АО "Укргаздобыча" закупит 40 седельных тягачей МАЗ-643228. Договор на поставку был заключен 22 ноября. Для Минска это важная победа.

Фото ЧАО "АвтоКрАЗ" и автора

Сергей Грищенко