← Коммерческий транспорт

«Дакар» наш: необъезженный мотор не помешал российским гонщикам взять золото ралли

Нынешнее ралли оказалось одним из самых сложных: 70% трассы — пески, новый «необъезженный» мотор, да еще и зрители под колеса бросаются!

В 16-й раз «Золотого бедуина» везет в Челны команда «КАМАЗ-Мастер», выиграв престижный ралли-марафон «Дакар» фактически на новой машине. Из 41 стартовавшего в ралли грузовика до финиша доехали только 11. За перипетиями гонки пристально следил «БИЗНЕС Online». Драматизма в этом году было хоть отбавляй.

НА «ДАКАР» — ЧЕТЫРЬМЯ ЭКИПАЖАМИ

11-й южноамериканский и 41-й в целом по счету ралли-марафон заставил понервничать многих любителей автоспорта в России, но накануне вечером стало известно, что уже 16-го «Золотого бедуина» привезут в Челны. Оставив позади своих конкурентов, «КАМАЗ-Мастер» ночью 21 января прибудет в автоград, где его по традиции будут встречать болельщики и руководство автогиганта.

Победу команде принес экипаж Эдуарда Николаева. Следом за ним финишировал экипаж Дмитрия Сотникова, оформив, таким образом, победный дубль. Результат просто блестящий, если учесть, с какими трудностями «КАМАЗ-Мастеру» пришлось сталкиваться по ходу гонки, и брать в расчет изменение регламента, ограничивающего максимальный объем моторов в грузовом зачете с этого года 13 литрами. Из-за этого фактически пришлось заново сконструировать новую машину.

На «Дакар-2019» команда, напомним, выставила четыре экипажа: Николаев (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков), Айрат Мардеев (штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов), Сотников (штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин) и Андрей Каргинов (штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов). Автомобили Николаева и Мардеева (и это было тоже одним из главных новшеств для «КАМАЗ-Мастера» в нынешней гонке) имели автоматические коробки передач Allison, а Каргинов и Сотников ехали на механике.

Победу команде принес экипаж Эдуарда Николаева. Следом за Николаевым финишировал экипаж Дмитрия Сотникова, оформив, таким образом, победный дубль.

Ралли-рейд «Дакар» стартовал 6 января в столице Перу — Лиме. Далее последовало 10 этапов с перерывом на день отдыха, 12 января, в Арекипе. Общая протяженность маршрута составила 5,6 тыс. км, из них 3 тыс. — спецучастки. Кроме «Синей армады» в «Дакаре» также были представлены и другие россияне. В легковом зачете гонки приняли участие экипажи Владимира Васильева, Дениса Кротова, Сергея Карякина и Александра Доросинского. В мотозачете участвовал Дмитрий Агошков и титулованная мотогонщица Анастасия Нифонтова — мастер спорта международного класса, чемпионка мира по кросс-кантри ралли FIM 2015 года, двукратная вице-чемпионка мира 2014 и 2016 годов, двукратная победительница ралли-марафона Africa Eco Race в женском зачете и призер марафона «Дакар-2017». Кстати, Нифонтова ехала в зачете Original by Motul, где по регламенту запрещено пользоваться техничкой и помощью механиков. Каждый день после финиша она обслуживала свой мотоцикл сама.

Организаторы обещали, что на 70% трасса марафона будет проложена по пескам, и не обманули. Всего на старт в Лиме в разных номинациях вышли 334 экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов и квадроциклов, 126 джипов и 41 грузовик.

ПЕНСИОНЕР ИЗ ЮАР И НАКРЫВШИЙСЯ «ДВИЖОК»

Первый спецучасток был коротким (всего 84 км) и скоростным. Николаев промчал его за 1 час 9 минут и 5 секунд, оставив позади своих главных соперников. Места со второго по четвертое заняли представители команды Жерара де Роя на Iveco: Тон ван Генугтен, Федерико Виллагра и сам де Рой. Далее в протоколе расположились три гонщика на «КАМАЗах»: Сотников, Каргинов и Мардеев. Отрывы минимальны — Мардеев проиграл Николаеву на допе всего четыре минуты.

Как рассказывал после первого этапа механик экипажа Владимир Рыбаков, сразу после старта спортсменов ждали довольно сложные дюны. Проехав по ним около 30 км, пелетон зашел в узкое и довольно глубокое пересохшее русло, дно которого было устлано камнями, которые легко могли повредить колеса. Выезд из русла с целью более безопасного передвижения грозил потерей штурманских привязок. Желающих заблудиться было немного, поэтому экипажи терпеливо преодолели почти 15 км по дну этой пересохшей реки.

Первым к финишу второго 342-километрового этапа ралли от Писко до Сан Хуан де Марконы с результатом 3 часа 47 минут и 51 секунда снова приехал Николаев. Вторым стал голландец де Рой (+00:02:39), а третьим — камазовец Сотников (+00:05:28). Каргинов и Мардеев завершили этап седьмым (00:19:39) и десятым (00:21:07) соответственно.

Третий, 331-километровый, скоростной СУ снова оказался за камазовцами. Этап выиграл экипаж Каргинова с результатом 4 часа 26 минут и 49 секунд. Вторым финишировал Сотников (+00:04:30). Третий результат — у лидера первых двух этапов камазовца Николаева. Мардеев занял на этапе только 13-е место (+01:38:36). На его грузовике образовалась большая трещина в алюминиевом патрубке системы турбонаддува — воздух после турбины выходил наружу. На частичное устранение этой неисправности экипажу потребовалось около часа.

Прошедший этап стал проблемным для нескольких соперников «КАМАЗ-Мастера». Так, остановилась Tatra Мартина Коломы. В одной из дюн завяз «МАЗ» Алексея Вишневского — грузовик белоруса пытался обогнать «КАМАЗ» Мардеева и попал в воронку. У Сергея Вязовича на «МАЗе» возникли проблемы с подвеской, у де Роя произошла поломка руля. А еще раньше стало известно, что голландец Мартин ван ден Бринк на грузовике Renault попал в аварию. В результате серьезной поломки он прекратил гонку.

Каргинову удалось выиграть и четвертый этап ралли-марафона, показав лучшее время дня в грузовом зачете. При этом, как отмечала пресс-служба команды, он пробил на этапе два колеса, на одном повредил диск, но доехал на «подкачке». Вторым приехал LIAZ под руководством чеха Мартина Мацика. На третьей строчке оказался экипаж Мардеева.


После столь резвого старта к пятому этапу гонки лидерство сохранял экипаж Николаева, Каргинов уступал ему всего 5 минут. Тем не менее именно этот этап стал для Андрея роковым. Его экипаж был дисквалифицирован. Причиной стало то, что 

на 279-м километре спецучастка пилот «КАМАЗ-Мастера» наехал на одного из болельщиков: это был 60-летний житель ЮАР, который следил за гонкой за пределами разрешенной зрительской зоны. При этом экипаж не остановился, чтобы помочь пострадавшему, а уехал, продолжив гонку. В результате решением судей ралли экипаж был исключен из гоночного протокола.

Сообщалось, что мужчина, который был сбит «КАМАЗом», жив и был в экстренном порядке эвакуирован в госпиталь — он получил перелом бедренной кости.

В команде, в свою очередь, сообщили, что пилот не имел возможности видеть момента, когда человек, споткнувшийся в песке, попал под машину. О случившемся Каргинов узнал только по приезду на бивуак. Камазовцы заявили, что сожалеют об инциденте и готовы оказать всяческое содействие в лечении пострадавшего, если это будет необходимо. После ДТП руководитель «КАМАЗ-Мастера» Владимир Чагин, сам Каргинов и врач команды Ирина Зеленкова посетили пострадавшего Ивена Дерека Хадсона в больнице. Выяснилось, что претензий к пилоту у южноафриканца нет, а победу на этапе тем временем (уже третью) одержал экипаж под управлением управлением Николаева. Вторым к финишу приехал экипаж Сотникова. Николаев преодолел спецучасток Такна — Арекипа протяженностью 450 км за 5 часов 53 минуты 33 секунды. Сотников отстал на 3 минуты 15 секунд. Замкнул тройку белорус Сергей Вязович на «МАЗе» — отстав от лидера на 6 минут и 22 секунды. Каргинов на этом этапе с отставанием в 11 минут и 47 секунд финишировал четвертым, а один из главных преследователей российской команды, Мартин Мацик на LIAZ, сломал подвеску и потерял около трех часов.

На шестом этапе пришла еще одна неприятная новость. Стало известно, что экипаж Мардеева не сможет продолжить участие в ралли-рейде. На бивуаке в Сан-Хуан-де-Марконе на внешней стороне блока цилиндров двигателя грузовика были обнаружены трещины — этот дефект за полтора года испытаний и доводки новых 13-литровых моторов проявился впервые. Трещины, которые возникли в районе технологического прилива системы выпуска, изначально зачистили и загерметизировали, но после этапа Такна — Ариекипа они увеличились в несколько раз. Более того, после снятия поддона трещины обнаружились еще и внутри блока цилиндров.

«Для механиков „КАМАЗ-Мастера“ нет неразрешимых задач — перебрать мотор они бы смогли (опыт предыдущих лет показывает, что решались и более сложные задачи), но регламент „Дакара“ не разрешает замену моторов в течение гонки», — пояснили в «КАМАЗ-Мастере».

Таким образом, руководство команды после детального анализа приняло решение не выпускать машину Мардеева на оставшиеся участки, т. к. в случае «вероятного дальнейшего разрушения» блока цилиндров грузовик не смогут эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн пустыни Сечура. Так в гонке у «КАМАЗ-Мастера» осталось только два автомобиля. Развитие событий более чем драматичное.

В гонке у «КАМАЗ-Мастера» осталось только два автомобиля. Развитие событий более чем драматичное.

ИГРЫ СО ВРЕМЕНЕМ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ «ДАКАРА»

Экипаж Николаева проиграл на 6-м этапе Жерару де Рою, которому не оставалось ничего другого, кроме как попытаться взвинтить темп гонки, 30 секунд и сохранил лидерство в общем зачете грузовиков. Сотников уступил голландцу 7 минут. Тем не менее де Рой после схода двух камазовцев оказался уже на третьей строчке турнирной таблицы. Следует добавить, что 13 января участники ралли-марафона взяли обратный курс на Лиму, но из 42 стартовавших грузовиков в гонке оставались лишь 16 участников.

Седьмой этап гонки также преподнес камазовцам неприятные сюрпризы. Организаторы переставили Сотникова в стартовой таблице не по результатам предыдущего дня. Это означало, что он должен был стартовать раньше Николаева и, учитывая командную тактику камазовцев — ехать вместе и помогать друг другу, должен был потерять 16 минут, чтобы дождаться, пока экипаж Эдуарда его догонит. Чагин обратился за разъяснением к организаторам. 

Перестановку назвали системной ошибкой и обещали ее исправить, однако по факту этого не было сделано — российские экипажи, как сообщала пресс-служба «КАМАЗ-Мастера», ушли со старта с невыгодной разницей во времени.

Сотников стартовал первым, а потом около 11 минут ждал Николаева. По мнению большинства российских болельщиков, это было сделано организаторами ралли намеренно, чтобы разбить связку Николаев – Сотников. Затем, во время прохождения спецучастка, на автомобиле Дмитрия произошла поломка рулевого управления. Спортсмены долго устраняли неисправность. В итоге к четвертой контрольной точке отставание Сотникова от лидера превысило 1 час и 21 минуту.

Тем не менее на следующий день стало известно, что организаторы марафона по результатам данного отрезка решили присудить победу на 6-м этапе Сотникову. Тогда, напомним, первым среди грузовиков на финиш приехал Вязович на «МАЗе», вторым — де Рой на Iveco, а третьим — Вильягра также на Iveco. Сотников был на четвертой позиции, отстав от победителя на 12 минут и 50 секунд. Николаев финишировал с 40-секундным отставанием от своего товарища. Сотникову вернули часть времени за оказание помощи в пути терпящему бедствие экипажу, в итоге он стал победителем 6-го этапа. Этим же обстоятельством объяснилось и то, почему отставание Сотникова от Николаева в генеральном зачете сократилось до 32 минут вместо фактического часа.

Николаев спокойно и надежно докатил до финиша, став таким образом уже пятикратным (один раз в качестве механика в составе экипажа Владимира Чагина — прим.ред) победителем самого сложного в мире ралли-марафона.

Общий расклад в грузовом зачете не изменился. В гонке по прежнему лидировал Николаев, Сотников с отставанием в 32 минуты второй, а де Рой, которому камазовцы «везли» уже 1 час 15 минут и 28 секунд, замыкал тройку лидеров.

Восьмой, 360-километровый, этап ралли снова оказался за камазовцами. Сотников выиграл спецучасток. Сложность для его экипажа заключалась в том, что представители «КАМАЗ-Мастера» стартовали в разных группах и не могли помогать друг другу, как в предыдущие дни соревнований. Николаев же в итоге приехал к финишу пятым. Его грузовик на этапе застрял в дюнах. Сотников стартовал только через два часа, поэтому на его помощь Николаеву рассчитывать не приходилось. 

На откапывание машины было потеряно около 55 минут. На помощь пришел один из местных жителей. 

Вторым на финише появился Вязович на «МАЗе», а замкнул лидирующую тройку де Рой.

В общем зачете турнирная таблица в классе грузовиков при этом изменилась. Лидером гонки стал Сотников, Николаев с отставанием в 26 минут и 49 секунд — на втором месте, де Рой — третий (+1:07.43), Вильягра — четвертый (+4:09.27), Вязович — пятый (+6:08.51). Однако организаторы снова внесли неожиданные коррективы. Было принято решение приплюсовать Сотникову те самые 28 минут, которые якобы по ошибке компенсировали ему после 6-го спецучастка. В итоге вместо 1 минуты отставания от Николаева у него оказалось 28. И тот факт, что Сотников по вине организаторов ошибочно стартовал первым в седьмой день гонки, вынужден был 11 минут стоять в ожидании партнера по команде, более того, первым из грузовиков прокладывать маршрут, никто в расчет уже не брал. Николаев тем временем великолепно провел 9-й этап этап ралли, вернув себе лидерство в общем зачете. На финиш спецучастка его грузовик приехал с результатом 4 часа 19 минут 37 секунд. Вторым с отставанием 14 минут 3 секунды стал белорус Сергей Вязович на «МАЗе». Третьим пришел Дмитрий Сотников (+27.43). В генеральной классификации перед заключительным этапом Николаев — первый, Сотников — на втором месте (+28 минут), де Рой — на третьем (+1 час 30 минут).

Имея в запасе 28 минут от Сотникова и полтора часа c лишним от де Роя, на последнем, 112-километровом, спецучастке Эдуард мог упустить победу только из-за нелепого случая. Николаев спокойно и надежно докатил до финиша, став таким образом уже пятикратным (один раз в качестве механика в составе экипажа Чагина — прим. ред.) победителем самого сложного в мире ралли-марафона.

Фото: kamazmaster.ru