← Дороги, инфраструктура

Разогнаться бы, а потом так понесет

https://cbsmedia.ru

Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам подумать над тем, как строить больше дорог из цементобетона. В связи с чем возникла такая потребность, в правительстве не уточняется.

В общем -то причина ясна – такие дороги долговечнее. В Германии, например, половина федеральных трасс сделана из цементобетона, а в США и того больше. В Германии есть автобан Берлин-Штеттин, который построен из цементобетона еще в 1936 году, но до сих пор функционирует. В России такие дороги у многих ассоциируются с некими шершавыми плитами с огромными щелями в стыках, которые лучше и не встречать на своем пути.

Крест на них в стране поставили еще в восьмидесятые годы. Якобы, тогда цены на нефть были низкими и дороги решили строить из асфальта. Какие-либо исследования заморозились, выпуск техники прекратился, документация устарела… Но есть и другая причина, которая представляется более объективной. Это ведь не выгодно тем, кто участвует в строительстве и тем, кто эту тему лоббирует. Сами представьте – кому нужны дороги, о которых можно забыть, как минимум на четверть века? Хорошие и долговечные дороги не нужны. Их же не надо будет перекладывать едва не каждый год и желательно в непогоду и в стужу, чтобы затем выбить средства на очередные дорожные работы и заняться «распилом» больших денег.

А представляете, если появятся качественные цементнобетонные шоссе, которым не страшны даже тяжелые фуры, которые уже через пару лет «прокладывают» на свежем асфальте жуткие колеи? Не пугают эти дороги и перепады температур. 

Кстати, 

Ассоциация бетонных дорог выдает информацию, что такое покрытие способно выдержать до первого капитального ремонта от 25 лет до полувека.

 Можно услышать и про пример проекта бетонной дороги для участка протяженностью 54 км в Ферзиковском районе Калужской области. Только затраты на ее обслуживание оказались в два раза меньше асфальтобетонного. А это, между прочим, экономия на один километр дороги в 65 млн рублей. Еще одни плюс таких дорог в том, что их поверхность отражает в три раза больше света, чем асфальт.

Наверное, хватит о преимуществах. К сожалению, все они могут сойти на нет, если придерживаться старинной российской поговорки о двух наших бедах. Дураках, так сказать, и дорогах. Дело в том, что материалы для строительства цементнобетонных покрытий должны быть качественными, при этом должны соблюдаться и все технологии.

Вот ведь хорошая идея, которую озвучил премьер. И идей подобных про обустройство России полно. В комплексе они могут стать заметно эффективными. И это будет лучше, чем убеждать народ в мифическом росте нашей экономики. 

Но, в любом случае нужны надежные исполнители, не коррумпированные, не думающие как удержаться в своем кресле любой ценой. Может ли одним из таких исполнителей в своем регионе стать, к примеру, вице – губернатор? Почему бы и нет? Но, смотрите, какие критерии недавно придумали в администрации президента РФ для оценки работы этих самых вице – губернаторов. Это показатель доверия президенту и индекс поддержки губернатора населением в конкретном регионе. На семинаре вице – губернаторов даже научили как нужно действовать в случае роста протестных настроений. А вообще нужно, дескать, решать социальные проблемы пока они не вышли из-под контроля.

Решение социальных проблем у нас, к сожалению, очень напоминает так называемый ямочный ремонт на плохо построенных дорогах. Поставишь временную заплатку на одном участке, а уже проблемы на соседнем… И битва эта бесконечна и не эффективна. Пока не переложишь дорогу по всем правилам – проблему не решишь. На дворе кол, на колу висело мочало, начинай сначала. Есть такая поговорка – в чем-то и народная мудрость. Эта мудрость продолжает и так: новое мочало надо делать взамен старого.

Но, власть имущие и народ – это две большие разницы. Вспомните хотя бы одного депутата от «Единой России», который заявлял, что самый тупой депутат умнее среднестатистического гражданина.

А что делать с теми среднестатистическими гражданами, которые считают, что в их стране никто ничего не хочет контролировать, что так интересно заниматься пресловутым «распилом» денег. Эти самые среднестатистические граждане тоже решили высказаться по поводу строительства дорог из цементобетона. Так и говорят, что главное урвать контракт, никто особо не проверяет исполнение смет, качество материалов, из которых делается дорога, и самое главное их количество, можно вместо щебня добавить асфальтную срезку и этого никто не заметит, а щебень продать налево, проверяющего можно «уговорить», потому что у проверяющего тоже план по вводу в эксплуатацию и там же премии. И так во всем и везде. Хорошо, если среднестатистические граждане на этот раз ошибутся.

Татьяна Смагина