← Автомобильные грузоперевозки

«Сыновьям даже думать запретил об этой работе»

mytravelbook.org

Десятки тысяч бессонных ночей, литры выпитого кофе, 40 стран, часы простоя на границах, дети, растущие без отца и… хорошие заработки – именно так проходит жизнь 56-летнего водителя, исколесившего весь СНГ и посвятившего своей работе почти всю жизнь.

56-летний житель Алматы Кайрат по профессии инженер, однако, по специальности отработал лишь пару лет и с 26 лет работает водителем большегрузных машин, за все время он поменял всего три компании.

«Если честно, то изначально я шел в дальнобойщики, только потому, что мне хотелось путешествовать, меня привлекала романтика дорог и жизни в разъездах. Я думал, что буду подвозить красивых девушек, путешествующих автостопом, слушать любимую музыку и в каждом городе заведу по любовнице», - улыбается Кайрат.

Но реальность быстро осадила мужчину: жизнь в дороге оказалась не такой веселой и беззаботной.

«В дороге я провожу время, в основном, разговаривая с напарником и слушая музыку, хорошо, что напарники периодически меняются, иначе говорить с ними было бы не о чем. Иногда бывают вынужденные простои – ждешь на границе своей очереди, самое большее мы простаивали на границе сутки, но это большая редкость, по России - Казахстану - Кыргызстану сейчас быстро пропускают.

В этом плане ездить по странам бывшего Союза – одно удовольствие, вот только дороги у нас не самые лучшие. В последние лет пять стало получше с дорогами, да и инфраструктура стала радовать.

По крайней мере, элементарно, найти придорожный отель, закусочную или уборную легко – раньше было сложней, никто не рисковал открывать такой бизнес. Приграничные службы стали более дружелюбными, доброжелательными, постепенно приближаются к европейским стандартам», - рассказывает мужчина.

Помимо всего прочего, по словам мужчины, работа дальнобойщиков в последние годы улучшилась не только благодаря инфраструктуре – современным водителям большегрузов стало гораздо безопасней заниматься своей деятельностью, чем в девяностые и нулевые, когда случаев разбоя на дорогах было не счесть.

«Когда я только начинал заниматься дальнобоем, вся моя семья была против – разбои были каждую ночь, по всем странам СНГ, в основном в России, 

разбойники могли не только отобрать деньги или товар, но и избить и даже убить.

Каждый день мы слышали новости про ограбленных дальнобойщиков, но я старался об этом не думать, и за все время ни разу не попадал в опасные ситуации.

Был на волоске, не стану скрывать, но лично не попадал. Был даже случай, когда я приболел, не вышел в рейс и вместо меня поехал другой водитель, и тогда на их машину напали, отобрали все подчистую, благо, была страховка, многое перекрыла. Опасно и в плане аварий – сколько случаев, когда водители засыпали за рулем. У меня почти всегда есть напарник, я считаю так, что лучше меньше заработать, но быть живым.

Еще спасают открытые окна, музыка, сигареты и кофе. В день или в ночь я выпиваю полуторалитровый термос с крепким кофе, иногда пью энергетики. А вообще, свои в беде не оставят – если вдруг что-то понадобится в дороге, то такие же простые дальнобойщики, не важно с какой они страны, придут на помощь, с тем же ремонтом автомобиля», - говорит Кайрат.

По словам мужчины, заработок в этой сфере нестабильный – может быть и 100 тысяч тенге (18 тыс. рублей), а может быть и все 500 (87 тыс. рублей), в зависимости от заказов и дополнительного заработка.

«Я стараюсь много работать – деньги никогда не лишние. Я работаю официально в фирме, беру заказы в других – начальство знает, против не имеет ничего. Я никогда не занимался «левым» грузом и контрабандой – это преступно, а я дорожу свободой.

Конечно, беру попутно мелкий груз от друзей и знакомых - ящик или чемодан с посылкой, беру за это 1000-2000 тенге (180-360 рублей), деньги небольшие, но на мелкие расходы хватает.

Единственное, на что я способен – махинации с топливом, в Казахстане ГСМ дешевле, чем в России, и я всегда беру больше топлива здесь, в Казахстане, а в России делаю чеки и предоставляю начальству, разница тоже небольшая, но она есть. Когда оплачивается ночлег или еда, я экономлю и на этом, чтобы заработать», - повествует наш собеседник.

Несмотря на стабильные заработки и возможности увидеть мир, своим сыновьям Кайрат запретил и думать о том, чтобы те становились дальнобойщиками.

«У меня трое детей – два сына и дочь, все имеют высшее образование, все уже семейные. Пацаны видели, что папа зарабатывает хорошо, и просились к нам на работу, но я отказал им. Ну подумайте сами, я побывал в 40 странах мира, и при этом… не видел не одну страну. Когда едешь в другой город, ты там только отгружаешься, спишь и отдыхаешь, ни тебе достопримечательностей, ни экскурсий, ни погружения в атмосферу.

Да, у меня есть деньги – я вырастил и выучил всех детей, всех женил, всех обустроил, моя супруга ни дня в своей жизни не работала, только дом содержала. Но при этом, мне 56 лет, я женился в 18 и за все это время свою жену и детей видел мельком – все в разъездах и разъездах, я уже дедушка, а своего внука не смог встретить из роддома.

А еще у меня большие проблемы со здоровьем. Из-за сидячего образа жизни у меня лишний вес и варикозное расширение вен, проблемы со спиной и поясницей, остеохондроз. Постоянный недосып сделал меня зависимым от кофе, от кофе болит сердце, а от быстрорастворимой лапши и хот-догов - хронический гастрит. В общем, до пенсии далеко, а здоровья не осталось»,- резюмирует мужчина.

Кроме поездок, Кайрат работает в обычном такси во времена, когда заказов на рейсы нет совсем, уходить со своей работы планирует лет через пять.

«Я свое отъездил, у меня стаж 30 лет, но «баранку» не брошу - буду таксовать по городу на легковушке, ну а вообще, пора давать дорогу молодым. Но, к сожалению, молодые водители «дальнего плавания» не любят профессию, приходят исключительно за деньгами. Они лихачат, не помогают друг другу и не соблюдают кодекс чести дальнобойщиков», - говорит Кайрат.