← Логистика, грузы

«За прошлые грехи наказывают так, что предприятия продают основные средства и уходят…»

На собрании машиностроительного кластера РТ в Челнах неожиданно «выстрелила» тема грузоперевозчиков, попавших под каток уголовных дел.

В Набережных Челнах сегодня прошло отчетное мероприятие машиностроительного кластера РТ, модерировать которое впервые приехала лично руководитель АИР Талия Минуллина. О том, кто из машиностроителей получил больше всех субсидий, чего от них хотят министерства и на какие нацпроекты ориентирует промышленников республика, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Берите господдержку, работайте на экспорт 

Итоги работы машиностроительного кластера РТ за прошлый год признаны положительными — оценивала их сегодня на общем собрании предприятий-участников руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. Открывая собрание в инжиниринговом центре КФУ в Набережных Челнах, Минуллина записала в актив кластера обновленные мощности некоторых производств, суммы потраченных госсубсидий и получение некоторыми компаниями статусов резидентов набережночелнинского ТОСЭРа.

«Итоги работы в 2018 году у нас весьма неплохие, — заявила Минуллина. — Резидентами ТОСЭРа в Набережных Челнах стали три участника кластера. Это компании „Технолайн“, Набережночелнинская картонно-бумажная фабрика и „Зиас Машинери Поволжье“. Мы призываем других участников кластера также думать о расширении производств с учетом того, что резидентство ТОСЭРа можно получить и в других муниципальных образованиях республики».

В разрезе господдержки Минуллина перечислила несколько инструментов, на которых участники кластера смогли сэкономить. Лучше других в прошлом году с бюджетом поработал «Барс Технолоджи» Олега Коробченко — завод аккумуляторных батарей получил 247,5 млн рублей от минпромторга РФ и еще на 34,5 млн рублей от фонда развития промышленности (ФРП) субсидировал процентную ставку по кредиту. ФРП помог и ООО «РИАТ», выделив 53 млн рублей на производство автомобильных вакуумных погрузчиков.

РИАТ за счет собственных средств закупил оборудование на 25 миллионов рублей и запустил в серию семейство новых спецавтомобилей. Первая партия уже работает в известной нефтегазодобывающей компании в Ханты-Мансийском округе, а одна из модификаций направлена в Монголию. „Росла“ закончила год с приростом на 10% по натуральным показателям».

Внимания Минуллиной удостоился также «Ремдизель» — ремонтный завод из орбиты влияния КАМАЗа, который в прошлом году вложил 154 млн рублей в расширение производства и собирается инвестировать еще 500 млн, в том числе 350 млн — в модернизацию производства запчастей. Кроме того, руководитель АИР поделилась новостью о том, что переработчик шинных отходов ООО «Бонус-Кама», который еще год назад метался между ТОСЭРами Челнов и Нижнекамска, в итоге пойдет первым эшелоном в Менделеевск. Завод по изготовлению регенератора вторичного каучука из шинных отходов заявлен на второй квартал 2019 года. Призвав участников кластера активнее обращаться за господдержкой, Минуллина поставила задачу больше работать на экспорт и обращать особое внимание на новые национальные проекты, встраиваясь в которые, можно зарабатывать.

Отчетное мероприятие машиностроительного кластера РТ модерировать приехала лично руководитель АИР Талия Минуллина

Кластер перетачивается под нацпроекты 

Итоги работы кластера изнутри осветил председатель его правления Сергей Майоров. Общий годовой оборот свыше 300 предприятий кластера он оценил на уровне 600 млрд рублей, отметив, что это крупнейший из промышленных кластеров в России. Майоров напомнил, что прописка в федеральном реестре промкластеров дает участникам возможность субсидировать до 50% расходов на импортозамещающие проекты. Миссию администрирования кластера спикер обозначил, как продвижение продукции за пределами Татарстана и России, работу с бюджетными инструментами поддержки и трансфер технологий. «Что мы сегодня научились делать для вас — это и участие в выставках, бизнес-миссии, Дни поставщиков», — перечислил Майоров.

По сводке, за прошлый год его команда организовала для машиностроителей пять бизнес-миссий и столько же Дней поставщиков, а также участие в 38 промышленных выставках и форумах. В результате было подписано 85 соглашений между местными компаниями и их контрагентами, как региональными, так и иностранными. «У нас на сегодняшний день подписаны соглашения с партнерами из 19 стран и 62 субъектов федерации. Сегодня у нас работают шесть проектных менеджеров, которые сопровождают компании с точки зрения продвижения их продукции и полностью занимаются привлечением финансирования в те проекты, которые реализуются на территории республики».

Задачи на текущий год машиностроителям поставили представители республиканских министерств — они поделились своими заявками по текущим проектам и традиционным потребностям. Так, замминистра сельского хозяйства по инженерно-технической политике Тальгат Тагирзянов обозначил, что минсельхоз ежегодно закупает техники на 5–6 млрд рублей, за последние три года приобрел 1100 тракторов и 500 комбайнов, но обеспечение техникой все равно не превышает 60% от нормы, к тому же у половины машин вышел амортизационный срок. В Татарстане сегодня работает 14 производителей сельхозтехники, но они покрывают спрос не по всем видам техники. Чего остро не хватает минсельхозу, так это местного доильного оборудования — все оно закупается за рубежом.

«Может быть, кто-то заинтересуется? — выразил надежду Тагирзянов. — Мы всегда открыты для обсуждений. Спрос на эту технику стабильный по всей России. Кроме того, есть нехватка и менее сложных машин. В свое время завод „Элекон“ выпускал сеялки, а сегодня приходится покупать импортные, своих больше не существует. Раз машиностроительный кластер развит, почему бы не делать? Может быть, кто-то сумеет? Мы всячески поможем в подборе продукции».

Перевозчики нажаловались Олегу Коробченко на налоговую 

Чистопольцы отчитались о работе своего ТОСЭРа пока без особых подробностей, общими фразами — особая территория здесь была создана недавно, хотя в ТОСЭР уже зашли 6 резидентов и еще 7 компаний готовят документы.

Любопытными нюансами поделился с аудиторией замглавы Менделеевского района Альберт Саттаров. Самый молодой татарстанский ТОСЭР, как выяснилось из неожиданного признания Саттарова, весьма эффективно готовился к получению статуса: к моменту подписания постановления город втрое расширил свою территорию и завел в границы «Аммоний».

Перчику в ход заседания подсыпал гендиректор ГК «Кориб» Коробченко, взявший слово, как куратор комитета по модернизации грузового транспорта. Коробченко для начала предложил свои услуги тому же минсельхозу, который жаловался на изношенную технику: «Кориб» занимается обновлением грузовиков на шасси КАМАЗа и «Урала» и готов сэкономить аграриям деньги, дав спецтехнике вторую жизнь. В агрокомплексе Татарстана задействованы около 4,5 тыс. КАМАЗов, из них свыше 70% перешли возрастную отметку в 10 лет, но их можно недорого восстановить. Но изюминкой речи Коробченко стало его выступление в поддержку транспортных компаний.

«Большая просьба от предпринимательского сообщества обратить внимание на силовые и фискальные структуры, которые суперактивно проверяют и выдаивают из предприятий штрафы и налоги, 

— в жесткой форме высказался Коробченко. — 

Огромное количество предприятий уходит из нашего города в другие регионы. Это прямо бич. Ко мне обращается огромное количество транспортных предприятий, с которыми мы работаем. 

Три года назад они, наверное, грешили, но сейчас, с усилением законодательной базы от этого все ушли, все начали чисто платить. Их за прошлые грехи наказывают так, что предприятия продают основные средства и уходят».

«А вы считаете, что, если предприятие было недобросовестным налогоплательщиком, а потом исправилось, то — окей, невыплаченные налоги ему надо простить? — вклинилась в выступление Минуллина. — Слово „выдаивать“ по отношению к этим структурам я бы все-таки не использовала. Но если действительно есть какие-то административные барьеры, и они носят массовый характер, то давайте вместе соберемся. У нас в Татарстане работа с силовыми структурами выстроена дружно и конструктивно».

Любопытно, что вопрос налоговых проверок именно в отрасли грузоперевозок оказался на повестке дня отчетного собрания машиностроителей. Корни озвученной темы, напомним, произрастают из совсем другой плоскости: в настоящее время в республике и прежде всего в Челнах набирает обороты целая кампания уголовных дел против грузоперевозчиков.

Влас Мысько