← Дороги, инфраструктура

Ликвидация ледовых переправ в Якутии: на пути к круглогодичной дороге

www.dorinfo.ru

На федеральной трассе А-331 «Вилюй» в Республике Саха (Якутия) в зимний период работает пять ледовых переправ, в летний сезон на смену им приходят паромные. Для ликвидации одной из них в 2016 году специалисты приступили к строительству моста через реку Марха.

Переправы по льду

В общей сложности в ведении ФКУ Упрдор «Вилюй» находятся участки двух федеральных дорог в Республике Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областях - это отрезок трассы А-331 «Вилюй» протяженностью 2143,720 км и участок дороги Р-504 «Колыма», длина которого составляет 1980,026 км. Как сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ, на автомобильной дороге А-331 «Вилюй» в зимний период функционирует пять ледовых переправ. Это сезонные дороги через реку Вилюй на 660-м км в Верхневилюйске, в селах Кюндядя на 807-м км, Устье на 956-м км, Крестях на 1048-м км и в селе Жархан через реку Марха на 752-м км. Летом на указанных участках функционируют паромные переправы. Помимо этого, в летний период работают два понтонных (наплавных) моста через малые реки: Тюкян на 702-м км и Малая Ботуобуйа на 1151-м км.

Обычно ледовые переправы работают с 15 ноября по 15 апреля, паромные переправы - в период с 15 июня по 30 сентября, примерный график работы понтонных переправ - с 15 июня по 5 октября. 

С 1 апреля грузоподъемность ледовых дорог постепенно снижается, и с 15 апреля их полностью закрывают для движения транспорта. В начале июня начинается работа паромных переправ, а также наводятся понтонные (наплавные) мосты через малые реки Тюкян и Малая Ботуобуйа. Осенью, в октябре, когда на реках устанавливается сплошной ледяной покров (ледостав), закрывается движение по понтонным мостам и паромным переправам. В связи с этим на данных участках дороги наступает перерыв движения до тех пор, пока лед не наберет необходимую толщину.

«Ледовые переправы играют большую роль в жизни местных жителей. Старшее поколение специально ждет зиму, так как поездки становятся дешевле», - пояснила порталу «ДорИнфо» жительница пгт Жатай.

Помимо этого, в ведении Управления дорог «Вилюй» находится ледовый автозимник через реку Лена «Якутск - Нижний Бестях» в составе федеральной автодороги Р-504 «Колыма». Протяженность сезонной переправы составляет 12 км. По контракту она начинает работать 5 января, но в зависимости от погодных условий открытие движения может происходить раньше. Так, в 2018 году зимник открыли для движения транспорта массой до 10 тонн 25 декабря. На 265-м км трассы Р-504 «Колыма» находится еще один автозимник - переправа через реку Алдан. Её протяженность составляет 6,8 км.

Самый большой автомобильный трафик на федеральной дороге А-331 «Вилюй», по данным ФКУ, отмечается в границах населенных пунктов, а также в ближайших к таким населенным пунктам окрестностях. По приблизительным подсчетам интенсивность движения составляет от 500 до 2700 автомобилей в сутки, в зависимости от участков дороги. На ледовом автозимнике «Якутск - Нижний Бестях» интенсивность движения достигает до 10 тыс. автомобилей в сутки. При этом с каждым годом отмечается увеличение данного показателя.


Мосты заменят сезонные переправы

«В Нюрбинском районе Республики Саха продолжается реализация одного из крупных и уникальных проектов на Дальнем Востоке - строительство мостового перехода через реку Марха на 756-м км федеральной дороги А-331», - сообщили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ Упрдор «Вилюй». 

Строительство моста началось в 2016 году. В рамках работ специалистам предстоит возвести три мостовых сооружения с подходами. Это основной мост через реку Марха, длина которого составляет 560 погонных метров и два моста через реку Мар - длиной 55 и 34 погонных метра соответственно. Общая протяженность участка, на котором будут проведены работы по расширению и переводу из IV в III техническую категорию, составляет 6 км.

По состоянию на конец марта на объекте были возведены опоры моста через реку Марха №1, 4, 5 и 6 (без шкафных стенок), проведено устройство свайного поля, тампонажного слоя, бетонирование ростверка, устройство свайного поля и ростверка, 12 рядов контурных блоков и бетонирование монолитного прокладника опоры №3. Помимо этого, 29 марта началась надвижка пролетного строения моста через реку Марха. Скорость надвижки пролетного строения может достигать 25 м/час. Кроме того, завершено возведение опор моста через реку Мар, а также окончен монтаж балок пролетного строения, устройство карнизных блоков, устройство выравнивающего слоя и сопряжения переправы, возведение опор и сборка пролетных строений моста через Мар. 

В ФКУ отмечают, что 

реализация данного проекта позволит ликвидировать одну из паромных переправ и обеспечить пользователям федеральной дороги круглогодичный и беспрепятственный проезд автотранспорта.

 Добавим, строительство переправы осуществляет ОАО «Сибмост». Ввод объекта в эксплуатацию намечен на четвертый квартал текущего года.

В прошлом году ФКУ Упрдор «Вилюй» выбрало подрядчиков и заключило контракты на строительство мостовых переходов через реку Малая Ботуобуйа на 1151-м км и через реку Тюкян на 702-м км федеральной трассы А-331 «Вилюй». По данным с портала Госзакупок, в первом случае контракт заключен с ООО «Востсибспецмонтаж», стоимость работ составляет 1 млрд 380 млн рублей. Генподрядчиком по строительству моста через Тюкян выступает ОАО «Хотьковский автомост», стоимость контакта составляет 1 млрд 848 млн 888 тыс. рублей.

Протяженность моста через реку Малая Ботуобуйа составит 191 погонный метр, длина моста через Тюкян составит 267 погонных метров. Ввод в эксплуатацию данных объектов позволит ликвидировать временные (понтонные) переправы, благодаря чему участки трассы А-331 «Вилюй» станут круглогодичными. Ввод объектов в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2020 года. В настоящее время проводятся подготовительные работы.

«Ввод данных мостовых переходов существенно облегчит доставку социально-значимых грузов в отдаленные районы, а также увеличит транспортную доступность для жителей Западного района Якутии», - отметили в ФКУ Упрдор «Вилюй».

Анастасия Ярославцева