← Коммерческий транспорт

МАЗ-2000 «Перестройка»: советский грузовик, опередивший время

Незадолго до распада СССР Минский автозавод разработал модульный тягач, который мог совершить революцию в автомобильных грузоперевозках.

В середине 80-х годов прошлого века конструкторы Минского автомобильного завода решили создать грузовик будущего, суперсовременный и экономичный тягач для дальнемагистральных грузоперевозок. В 1985 году группа молодых инженеров под руководством главного конструктора завода Михаила Высоцкого взялась за работу, а в 1986 году был создан первый прототип нового большегруза, который получил название МАЗ-2000 «Перестройка».

Почему «Перестройка»? Конечно, создатели машины не могли игнорировать происходящие в стране события, однако главная причина была вовсе не в политике. Ключевой особенностью нового МАЗ стала модульность. 

Грузовик состоял из унифицированных секций (модуль кабины, грузовой и тяговый модули), комбинируя которые, можно было получать различные модификации.
http://5koleso.ru

Любую ось можно было заменить дополнительным тяговым модулем, увеличив таким образом мощность машины. 

«Перед высокогорным участком трассы можно выкатить неведущую колёсную тележку и заменить её моторной. В горах машина будет трудиться с дополнительным двигателем, а на обратном пути оставит его на той же автобазе. Меняя число модулей, можно будет превращать машину в длинный автопоезд, увеличивать и уменьшать грузоподъёмность, мощность», – рассказывал о преимуществах «Перестройки» Михаил Высоцкий.

Модульность позволяла создавать автопоезда с любым количеством осей – из 2, 3, 4 и даже 5 секций, доводя полную массу до 88 тонн. В Советском Союзе, как и в европейских странах, многосекционные поезда распространены не были, но судя по всему, создатели «Перестройки» ориентировались не только на внутренний рынок и рынок стран ближнего зарубежья.

«Ветер перемен в области грузового автомобилестроения»

Интересно, что двигатель у прототипа был немецким: это 290-сильный MAN D2866. Этим агрегатом должны были оснащаться и серийные «Перестройки». А вот коробка передач использовалась своя, МАЗовская, 12-ступенчатая. Переключение передач осуществлялось с помощью электронного джойстика.

«Перестройка» могла похвастаться превосходной аэродинамикой, и, как следствие, топливоэффективностью. Кабина была невероятно комфортной: ровный пол, панорамное стекло, высокая крыша, кондиционер, телевизор, магнитола, холодильник, электроплита и даже камера заднего вида, которая в конце 80-х выглядела совсем уж экзотично.

http://5koleso.ru

Футуристичный внешний вид тягача не оставлял равнодушным никого. На парижском автосалоне 1988 года «Перестройка» вызвала всеобщее восхищение. Грузовик был удостоен золотой медали салона за выдающиеся технические решения.

Вот как писал о грузовике журналист бельгийской газеты «Ллойд Анверсуа»:

«Звездой парижского автосалона бесспорно стала «Перестройка» - прототип грузового автомобиля советских конструкторов МАЗ. Он интересен как своим полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключенной в названии автомобиля. Ветер перемен подул и в области грузового автомобилестроения. Нам кажется, что советская промышленность свои исследования направляет на создание модульных конструкций как в области космических исследований, так и в других сферах хозяйственной деятельности. Специалисты МАЗа при создании прототипа дорожного автопоезда пошли тем же путём: дать большее количество вариантов ТС на основе взаимозаменяемости модулей. Это интересное решение привело к рождению автомобиля не имеющего прецедента в мировой практике. Во всяком случае, одна вещь очевидна: он поразил всех – как своей конструкцией, так и смелостью поступка».

Были у грузовика и недостатки, причем весьма существенные. Первый - громоздкость конструкции, её неповоротливость в стеснённых пространствах и в городском движении. Второй - сложность и дороговизна. Не стоит, однако, забывать, что речь идёт о прототипах: существовавшие недостатки могли быть исправлены во время подготовки к серийному производству.   

ok.ru

В 1989 году Михаил Высоцкий сообщил, что при благоприятных условиях завод сумеет начать серийное производство «Перестройки» в конце следующей пятилетки (1994-1995 годах). К сожалению, о благоприятных условиях можно было только мечтать: после распада Советского Союза финансирование Минского автозавода существенно сократилось, и подготовка к производству «Перестройки» была остановлена.

Информация о количестве созданных в Минске прототипов «Перестройки» разнится: в некоторых источниках указано, что было произведено две машины, а где-то пишут, что их было три. Как бы там ни было, до нашего времени сохранился только один грузовик, который стоит на территории Минского автозавода на специально построенном для него гранитном постаменте в окружении цветов.

krasfun.ru

А идея многозвенного модульного автопоезда так и осталась практически невостребованной. Эксперты признают её довольно перспективной, но, чтобы запустить такие поезда по дорогам, придётся буквально заново создавать логистическую инфраструктуру.