← Коммерческий транспорт

Знай свои доходы: сколько денег приносит грузовик и как их посчитать

tervis.postimees.ee

Чтобы бороться с издержками и увеличивать прибыль, необходимо знать, сколько денег приносит каждый грузовик в автопарке. О внедрении системы мониторинга транспорта и её плюсах рассказывает генеральный директор GTE Logistics Денис Гиниятов.

GTE Logistics работает на рынке давно. У нас есть тысячи партнёров-перевозчиков, и перед приобретением собственного транспорта мы встречались со многими из них. Нас интересовали рекомендации: мы хотели узнать, чем отличаются грузовики разных производителей.

Парадокс состоял в том, что ни один из перевозчиков не знал, сколько его машины приносят прибыли или убытков! 

Каков порожний и груженый пробег у грузовиков? Сколько часов простоя? Какова средняя ставка за 1 километр? Сколько денег уходит на топливо?

На все эти вопросы мы получали примерно такие ответы:

  • «бортовой компьютер показывает 36 литров…»;
  • «примерно машина приносит 500-600 тыс. в месяц»;
  • «на топливо трачу половину»;
  • «порожний пробег маленький».

Удивительно, но это касалось как небольших перевозчиков с 2-3 машинами, так и владельцев средних (70-80 большегрузов) автопарков. Наверняка у крупных компаний ситуация обстоит иначе…

GTE Logistics такой вариант изначально не устраивал: многие процессы в нашей компании автоматизированы, и нам необходимо в реальном времени отслеживать информацию о прибыли или убытках собственного транспорта.

Как мы решил эту проблему? Установили датчики в баках, которые контролируют не только расход топлива, но и местонахождение транспорта. 

В самом бортовом компьютере уже есть данные о датчиках нагрузки на седло (для контроля груженого или порожнего пробега и перегруза). Наша внутренняя система интегрирована с системами всех федеральных топливных компаний, поэтому мы точно знаем, за какую цену заправляются машины. Объединив все эти данные в нашей CRM, мы получили почти полную картину.

Почему почти? Потому что «Платон» и Автодор (на которые выделяются миллиарды) не имеют открытого API и не поддерживают открытого обмена данными. Эти расходы нам приходится «раскидывать» вручную.

Но каждую секунду времени мы точно знаем:

  • сколько наша машина потратила или заработала;
  • выгоден ли нам маршрут/клиент;
  • какой расход топлива идет на данный момент, кто из водителей «перегазовывает» и тратит много топлива.

Мы получили возможность контролировать стиль вождения водителя. У кого-то он агрессивный, у кого-то консервативный, кто-то часто ездит накатом, экономя топливо, а кто-то наоборот слишком сильно разгоняется и часто жмёт на тормоза. Борьба с неэффективным вождением позволяет экономить существенные суммы.

Вот что мы получили (это средний показатель):

Как видно из таблицы, расход топлива в цене за перевозку составляет 42,5%.

Повторимся: это усредненный показатель. Не нужно ориентироваться на среднюю ставку за километр, она очень сильно зависит от региона: куда-то мы поедем за 60 рублей, а обратно вернемся за 30. Мы очень благодарны клиентам, которые в контракт закладывают «топливную надбавку»!

При расчете надбавки стоимость топлива в цене перевозки составляет 30%. Обычно цена перевозки увеличивается, когда топливо дорожает более чем на 10%. Если горючее станет дороже на 9%, наши расходы вырастут на 3,8%, но цену мы поднять не сможем. К тому же, большинство клиентов и вовсе не согласовывают топливную надбавку! Примерно 5% от стоимости перевозки съедают «Платон» и Автодор. Что выходит в итоге?..

А ведь «Платон» в скором времени сильно подорожает!

В следующей статье постараемся раскрыть общую экономику собственного транспорта.