← Безопасность и страхование

ЕАЭС против СКЗИ: судьба российской тахографии решается на международном уровне

securitymedia.ru

В Комиссии Евразийского экономического союза состоялась консультация, посвященная требованиям к тахографическому оборудованию.

5 июня в Москве состоялась консультации по вопросу обязательных требований к техническим средствам, осуществляющим контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Поводом для ее проведения стало несогласие Минтранса с выводами, сделанными Евразийской экономической комиссией в марте этого года. Тогда ЕЭК установила, что обязательное оснащение тахографов блоками СКЗИ (предписанное 36 приказом транспортного ведомства) является нарушением положений Договора о ЕАЭС и препятствует функционированию внутреннего рынка Союза.

В консультации приняли участие представители некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографической отрасли» (СРТС). Помимо чиновников ЕАЭС, в ней также поучаствовали представители Минэкономразвития, Росстандарта, ФАС и Минтранса. О том, как прошла встреча, нам рассказал председатель правления СРТС Сергей Минин.

На страже персональных данных

Несогласной стороной в этом вопросе выступил Минтранс, позицию которого представлял заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимир Луговенко. Представитель ведомства настаивал на законности и обоснованности регулирования вопросов, связанных с оборотом тахографов, включая требования, предъявленные к ним российским законодательством.

— Единственный аргумент Минтранса можно сформулировать так: Россия стремится защитить права и законные интересы граждан путём защиты их персональных данных, обрабатываемых тахографами. 

Ведомство ссылается на 152 ФЗ («О персональных данных») и при этом не понимает его положения, – рассказал нам Сергей Минин. – Даже беглый анализ федерального закона позволяет выявить массу неувязок. Например, обработка персональных данных осуществляется с согласия их субъекта, а о согласии водителей никто не спрашивал. Другой пример: обработка данных организуется и осуществляется их операторами, но основными операторами тахографов являются их владельцы, а не Минтранс.

Эксперт уверен: позиция Минтранса нарушает основные принципы федерального закона. А требование об использовании блока СКЗИ препятствует обороту тахографов в странах Союза, так как единых требований по защите информации в ЕАЭС нет.

— Для обслуживания тахографов с блоком СКЗИ в Казахстане местная компания должна получить лицензию ФСБ России. Как это возможно? Такие вещи не обсуждаются, Минтранс молчит об этом, прикрываясь 152 законом и считает себя оператором персональных данных, хотя на самом деле это не так, – отмечает Сергей Минин.

ЕАЭС выступил против

Представители других российских служб и ведомств, присутствовавшие на консультации, от какой-либо конкретики отказались. Они, по словам Минина, старались «избегать острых углов» и либо занимали нейтральную позицию, либо сдержанно поддерживали Минтранс.

А вот позиция комиссии ЕАЭС по техническому урегулированию осталась прежней. Чиновники до сих пор считают, что российское законодательство создает ограничения на внутреннем рынке союза. 

Этой позиции придерживаются и другие страны-участницы ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Киргизия и Казахстан. 

Их представители согласились с выводами комиссии.

— Это обязательная процедура, – объясняет Сергей Минин. – Результаты мониторинга всегда доводят до стран-участниц и просят их высказать свое мнение. Эти документы есть в письменном виде, в материалах консультации.

Таким образом, к консенсусу участники встречи прийти не смогли. Теперь, по всей видимости, дело будет передано в межправительственный совет ЕАЭС или другую высокую инстанцию. Если вопрос не разрешится и там, предполагает Сергей Минин, возможно судебное разбирательство.

О дальнейших перспективах

На первый взгляд ситуация складывается не в пользу Минтранса: с ведомством не согласны не только чиновники ЕАЭС, но и представители Минэка, ранее признавшего, что требования 36 приказа не соответствуют Техническому регламенту Таможенного союза. При этом позиции транспортного ведомства остаются весомыми.

— Надо понимать, что союзное образование не жандарм, – объясняет Сергей Минин. – Мы убедили комиссию в том, что Россия не исполняет союзнические договоренности, но есть ли у ЕАЭС возможность повлиять на это? Позиция России очень сильна, её можно назвать довлеющей. 

У России есть привилегии, она может диктовать свои правила. Пользуясь этим преимуществом, Минтранс навязывает выгодные для себя решения.

Если бы права стран-участниц были по-настоящему равными, министерство давно бы поставили на место. Это чистейшей воды коррупция, которую никто не хочет замечать. Миллионы рублей тратятся на цели, не отвечающие общественным и социальным интересам!

По мнению председателя СРТС, Минтранс, проталкивая требования об оснащении тахографов блоками СКЗИ, добивается одной цели – повышения продаж недешевых устройств.

— Нет ни одного подтвержденного показателя эффективности тахографов, хотя Минтранс и утверждает, что количество ДТП уменьшилось. Да и причем тут вообще безопасность, если речь идёт о техническом регулировании? Мне непонятная позиция Минпромторга, ведь техническое регулирование входит в их обязанности. И непонятна позиция правительства, которое не останавливает Минтранс,– резюмирует Сергей Минин.