← Дороги, инфраструктура

Платная трасса Москва – Нижний Новгород – Казань: маршрут и перспективы строительства

schwoaze/pixabay.com

Уже через несколько лет в России может появиться платная автодорога, которая должна существенно сократить время пути от Нижнего Новгорода до столицы и стать альтернативой трассе М-7 «Волга».

Магистраль Москва — Нижний Новгород — Казань относится к федеральному проекту — международному транспортному коридору Европа — Западный Китай (ЕКЗ). Он входит в сферу ответственности госкомпании «Автодор». 

Завершение строительства вышеупомянутой платной дороги протяженностью 729 км будет основным показателем реализации ЕКЗ. Она позволит сократить длительность пути из Москвы в Казань с 12 часов до 6,5 часа, а из Нижнего Новгорода в столицу можно будет добраться за 3,5 часа. При этом расчетная скорость движения по трассе составит 120 км/ч.

Руководитель департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков назвал строительство международного транспортного коридора «амбициозной задачей»: 

к 2024 году должно быть обеспечено беспрерывное движение от Санкт-Петербурга до Оренбурга, и дорога Москва — Нижний Новгород — Казань входит в этот маршрут.

Первые участки трассы планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году.

Главная инновация, которую от нас ждут, — снятие всех барьеров. Одним из таких барьеров мы считаем пункты взимания платы, ключевая задача — убрать эти барьеры.

Маршрут

14 июня 2019 года на сайте Правительства РФ появилась полная схема территориального планирования новой трассы. В документе указаны десятки населенных пунктов, через которые пройдет дорога.

В Нижегородской области это Навашино, рабочий поселок Мухтолово Ардатовского района, Балахонихинский сельсовет, Ломовский сельсовет, Абрамовский сельсовет, Кирилловский сельсовет Арзамасского района, Стрельский сельсовет, Дубенский сельсовет, Лопатинский сельсовет, Новомирский сельсовет Вадского района, Перевоз, Ягубовский сельсовет, Кочуновский сельсовет, рабочий поселок Бутурлино, Уваровский сельсовет Бутурлинского района, Пошатовский сельсовет Краснооктябрьского района, Камкинский сельсовет, Лопатинский сельсовет, Шубинский сельсовет, Кочко-Пожарский сельсовет, Пожарский сельсовет, Сергач, Ачкинский сельсовет, Староберезовский сельсовет Сергачского района, Тенекаевский сельсовет, Медянский сельсовет, Языковский сельсовет, Новомочалеевский сельсовет, Петряксинский сельсовет Пильнинского района.

Маршрут также затронет Московскую и Владимирскую области, Чувашию и Татарстан.

Первым этапом подготовки станут вопросы, связанные с решением юридических проблем и разработкой документации. Как сообщают в «Автодоре», проект будет реализоваться поэтапно: он разбит на восемь участков.

Инвестиции

Для того чтобы дорога была построена, нужны серьезные инвестиции. По словам представителей «Автодора», сейчас идет процесс поиска источников денежных средств. Экономисты компании подсчитали приблизительную стоимость проекта — 

она составляет около 540 миллиардов рублей. Из федерального бюджета планируется выделить чуть более 323 миллиардов, остальное — частные инвестиции. 

Те, кто вложит средства в строительство дороги, потом будут получать от нее доход.

Так, в июне текущего года госкомпания обсудила возможность инвестиций с итальянской компанией ANAS, которая уже помогала с реконструкцией и платной эксплуатацией трассы М-4 «Дон» на юге России. Однако очевидно, что инвесторов должно быть много, поэтому «Автодор» намерен привлекать также малый и средний бизнес.

Говорить о тарифах, которые установят на трассе, пока рано: они зависят от целого ряда факторов, и просчитать суммы на несколько лет вперед в данном случае будет трудно.

Экономический эффект

Помимо очевидного удобства, трасса может дать хороший толчок для развития экономики: она объединит Центральный и Приволжский федеральные округа, а также крупные агломерации — Московскую, Нижегородскую и Казанскую, входят в десятку крупнейших в стране. Это говорит о том, что платная дорога будет востребована и наверняка повысит инвестиционную привлекательность субъектов.

В «Автодоре» подсчитали, что трасса способна привлечь 70 миллионов тонн внутреннего грузопотока, так как ей будут активно пользоваться как промышленники, так и производители потребительских товаров.

Можно говорить о том, что новая магистраль станет стимулом для развития ряда отраслей экономики и грузоперевозок в целом.

Для малого и среднего бизнеса тоже откроются неплохие возможности, ведь вдоль трассы должны появиться отели, закусочные, дорожные магазины, автозаправки и прочие объекты инфраструктуры.

По данным «Известий», из всех субъектов федерации, связанных с данным проектом, Нижегородская область может рассчитывать на самый большой социально-экономический эффект — плюс 156 миллиардов рублей. Учитывая, что судьба высокоскоростной магистрали Москва — Казань до сих пор до конца не определена, новая автомобильная трасса имеет все шансы стать наиболее успешным транспортным проектом для региона.

Анна Синаревская