← Безопасность и страхование

Дорога – территория риска или безопасности?

truckandroad.ru

Каждый из нас, выезжая на дорогу, планирует быстро и комфортно прибыть к месту назначения, и это абсолютно законное право гражданина, а обязанность государства – обеспечить такое право.

О безопасности на дорогах рассуждает эксперт Ассоциации «ТахоЦентр», председатель Ассоциации «РУСТАХОКОНТРОЛЬ», Геннадий Святославович Мирошин. 

К транспортным средствам с высокой степенью риска относятся грузовики и автобусы, последствия аварий с участием которых оказываются наиболее тяжкими. Степень риска связана с конструктивными особенностями транспортного средства (вес, габариты, маневренность, исправность агрегатов, количество посадочных мест для пассажиров, крепление груза) и человеческим фактором: профессионализмом водителя, физиологическими особенностями его организма, психологическим состоянием, состоянием здоровья и прочее. 

Но почему же тогда условия обеспечения безопасности различаются для участников дорожного движения в зависимости от формы собственности на транспортное средство? Справедлив ли такой подход по отношению к гражданам? Зависят ли в какой-либо мере условия обеспечения безопасности от формы собственности? Ответ на эти вопросы может быть только один – требования по обеспечению условий безопасности на дорогах должны быть для всех одинаковыми, вне зависимости от прав владения транспортным средством. 

Физические лица, владеющие грузовиками или автобусами, должны в той же мере обеспечивать безопасность на дорогах, как и юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Каждый владелец транспортного средства повышенной опасности, кем бы он не являлся, и с какой бы целью он не приобретал свой грузовик или автобус, должен в одинаковой мере, наряду с другими такими же владельцами, отвечать перед обществом за обеспечение безопасности на дорогах – это аксиома! И то, что до сих пор физические лица – владельцы грузовиков и автобусов освобождены от этой обязанности перед обществом – это ненормально, это ущемляет интересы граждан. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» исправил эту ситуацию, ущемляющую интересы общества в угоду интересам отдельных лиц.

С 1 ноября 2019 года все владельцы грузовиков и автобусов, вне зависимости от формы владения, будут эксплуатировать свои транспортные средства с соблюдением одинаковых требований по обеспечению безопасности дорожного движения. С этой даты физические лица, также, как и юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут отвечать перед законом за нарушения норм времени управления и отдыха по показаниям тахографов, которые они должны были заблаговременно установить на свои транспортные средства.

Физические лица – владельцы грузовиков или автобусов – должны понимать, что государство не ущемляет их права, как им кажется, государство защищает право гражданского общества на безопасное передвижение по дорогам. 

Очень часто водители приводят такой аргумент, что они сами решат, когда и сколько им нужно отдыхать, потому что они могут контролировать ситуацию. Парадокс заключается именно в том, что сам водитель не может контролировать свое физиологическое состояние; он осознает, что он спал какое-то время только в момент просыпания. Хорошо если это произойдет без последствий для окружающих. Момент засыпания человеческое сознание не контролирует. Сон – это защитный механизм, который включается автоматически, если, конечно, такой термин применим к человеческому организму. Просыпается сознание уже под воздействием нескольких различных факторов. Но даже за время сна водителя, исчисляемое долями секунды, может произойти столкновение.

Поэтому в интересах всего общества нужно ограничивать свободу единичного его члена – водителя в той мере, в которой это необходимо, для того чтобы не дать ему уснуть от утомленности, и для того чтобы дать отдохнуть организму водителя для восстановления сил для дальнейшего движения.

И это правило: ограничение времени управления автомобилем по максимально допустимому значению и времени отдыха по минимально допустимому значению, которое должен соблюдать каждый водитель, как нанятый работник, так и свободный от трудовых обязанностей частник.

Для контроля соблюдения этих требований на транспортном средстве должен быть установлен регистрирующий прибор – тахограф, а у водителя должна быть персональная карта, содержащая информацию по каждому периоду времени, соответствующему какой-либо деятельности водителя, и продолжительности периодов отдыха. На основании этих данных сотрудники надзорных органов и будут принимать решения о наличии либо отсутствии нарушения норм времени управления и отдыха.

Насколько важно, чтобы физические лица – владельцы грузовиков или автобусов соблюдали нормы времени управления и отдыха? Ответить на этот вопрос очень просто, нужно ответить на связанный с ним вопрос о последствиях такого допущения: «Какое количество аварий или количество жертв этих аварий может считаться допустимым?». 

Думаю, ответ очевиден: «Нет такого минимального количества, которое считалось бы допустимым!». А если обратиться к цифрам – статистика вещь упрямая, она позволит оценить возможный риск, формируемый водителями - частниками. В цифрах получается, что больше половины транспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 тонн и автобусов принадлежат физическим лицам. А это означает, что больше половины всех рисков формируют именно водители-частники. И именно они сейчас освобождены от каких-либо обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому решение поставить всех водителей в равные условия – это очень своевременная и правильная мера.

По информации Экспертного центра «Движение без опасности» (www.bezdtp.ru), который проводил анализ статистических данных ГИБДД, на физических лиц в 2018 году было зарегистрировано 50% от всего парка автобусов и 61,8% от всего парка грузовых автомобилей. При этом в 2018 году доля ДТП по вине физических лиц – владельцев автобусов относительно юридических лиц составила 40%, а по вине физических лиц – владельцев грузовиков составила 64%. Общее количество ДТП, совершенное физическими лицами – владельцами грузовиков и автобусов, за 2018 год составило 9293 случая, из них с участием грузовиков 6984, а с участием автобусов 2309, при общем количестве пострадавших 13701 человек, из которого число погибших составило 1186 человек. 

Пренебрегать такой статистикой в угоду обещаниям некоторых водителей не спать «за рулем» не только неразумно, это преступно по отношению к другим участникам дорожного движения. 

Поэтому принятые законодателями меры абсолютно обоснованы. Рассчитывать на сознательность водителей бессмысленно, если бы такое было бы возможно, то не было бы такой статистики. Единственный способ снизить количество ДТП – принуждение водителя к осуществлению положенного отдыха. И водителей-частников это касается ничуть не меньше, чем водителей, находящихся в трудовых отношениях с работодателем.

Что должен сделать водитель-частник до 1 ноября 2019 года?

Водитель должен оснастить свой автомобиль тахографом, оформить карту водителя и соблюдать нормы времени управления и отдыха, установленные в «Правилах дорожного движения». Эти нормы должны появиться в ближайшем будущем, соответствующий проект изменений проходит согласование. Пока нормы времени не внесены в правила, водитель может ориентироваться на нормы, изложенные в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», с целью привыкания к осуществлению перевозок с соблюдением временных рамок. Кроме этого, водителю необходимо освоить правила использования тахографа, работу с картой водителя и меню тахографа.

Эксперт Ассоциации «ТахоЦентр», председатель Ассоциации «РУСТАХОКОНТРОЛЬ», Геннадий Святославович Мирошин.

Ошибка 404

Такой страницы у нас нет

Вы перешли сюда по неправильной ссылке. Возможно, в адресе страницы есть лишний символ или символы. Также, вероятно, что страница существовала ранее, но была удалена.