← Автомобильные грузоперевозки

«Братишка дальнобойщик»: кто и как делает популярный журнал для водителей большегрузов

ura.ru

Этот журнал знаком многим, если не всем российским дальнобойщикам. В нём печатают истории из жизни водителей, нецензурные анекдоты, фотографии полуобнаженных женщин и, конечно, рекламу – очень много рекламы.

Главред журнала Кирилл Карташков рассказал порталу The Village об истории этого издания. Рассказываем самое интересное.

— После армии Кирилл работал водителем большегруза и параллельно получал высшее образование на факультете рекламы Южно-Уральского университета. Закончив учиться, он занялся распространением наружной рекламы. Один из заказчиков попросил сделать печатное издание, и Кирилл согласился.

— Изначально стиль издания был заимствован у сайта udaff.com. Нецензурный сленг «падонкафф» был более понятными для широкой аудитории, чем академический слог немногочисленных на тот момент журналов, освещавших проблемы грузоперевозок.

— Название журнала – «Братишка» – стандартное обращение дальнобойщиков в радиоканале. Кирилл предполагает: оно могло прийти в отрасль вместе с ветеранами Афганистана, многие из них работали водителями в первой половине девяностых.

— Основное наполнение журнала – анекдоты и реклама. В каждом выпуске публикуется 2-3 небольших статьи о повседневной жизни дальнобойщиков. 

В 2006 году в журнале появился раздел знакомств, который пользовался популярностью. Но вскоре о разделе узнали проститутки – и начали использовать его для рекламы своих услуг. Тогда от идеи пришлось отказаться.

— Вместо раздела знакомств появился конкурс «Подруга Братишки». Дальнобойщики присылают фотографии своих полуобнаженных спутниц. Победительница определяется в ходе смс-голосования: приз – 10 тысяч рублей. Интересно, что забирают его не всегда. Определить возраст девушек на фотографиях зачастую непросто, поэтому редакция публикует только тех, кому на вид больше 25 лет.

— Кирилл собрал обширную коллекцию матерных анекдотов и продолжает её пополнять. Однако, по мнению редактора, жанр анекдота постепенно отживает своё: сегодня среди водителей более популярны мемы и смешные видеоролики.

— Тираж журнала – 62 тысячи экземпляров. Кирилл хотел бы увеличить его до 100-150 тысяч. Потенциальную аудиторию «Братишки» он оценивает в 250 тыс. человек – столько в России водителей-дальнобойщиков. 

— Изначально журнал выходил без цензуры, из-за этого возникали проблемы с законом. На «Братишку» подавали в суд 9 раз, а редактора журнала вызывали в управления по борьбе с экстремизмом и секс-работницами. По словам Кирилла, обвинителями выступали бабушки, возмущенные фотографиями обнаженных женщин на страницах журнала. Все суды редакция проиграла и каждый раз выплачивала штраф в размере 5-20 тысяч рублей. Теперь в «Братишке» нет совсем уж откровенных фото, а нецензурная лексика прикрыта звездочками.

— В штате журнала трое человек: сам Кирилл, менеджер по рекламе и курьер, который развозит журнал по Уралу и Сибири, оставляет их на кафе, стоянках и других объектах придорожного сервиса (всего – более 300). «Братишка» также сотрудничает с некоторыми транспортными компаниями по бартеру: они распространяют журнал в центральной России в обмен на рекламу.

Кирилл признаётся: он пытался писать полезные статьи, но не получал отклика: люди хотели расслабиться, посмеяться. Поэтому журнал был и остаётся развлекательным. 

— Из-за формата журнала многие федеральные компании не хотят размещать свою рекламу на его страницах. Основные рекламодатели – это местные фирмы и сервисы. Цены на рекламу демократичные, а доход от бизнеса невелик: много средств уходит на развозку журнала, курьеру зачастую приходится ездить по 3 дня.

— Оформлением журнала Кирилл занимается сам. При этом гуру дизайна он себя не считает: «Мой уровень в работе меня устраивает: я сам рисую модули, хотя прекрасно понимаю, что они выглядят очень колхозно».

— При журнале были созданы группы в «Контакте» и «Одноклассниках», которые быстро стали популярными. Здесь водители обмениваются полезной информацией на бытовые вопросы. Со временем дальнобойщики стали использовать эти группы для взаимопомощи в трудных ситуациях. 

— Во время митингов против системы «Платон» к Кириллу обратились представители управления по борьбе с экстремизмом и предложили ему заняться организацией митинга. Кирилл согласился и подал заявку в администрацию. Митинг был согласован, акция прошла без инцидентов. 

— Кирилл женат в шестой раз. Он учится в УралГУФК на кафедре теории борьбы, с детства занимается спортом. Работу в журнале совмещает с другой предпринимательской деятельностью: помощью на дорогах, доставкой запчастей, выездным ремонтом.