← Спецтехника

По якутским дорогам. Где и как работает самый большой российский грузовик

Фото: youtube.com

О самых больших российских грузовиках мы уже писали: карьерные автопоезда Тонар-7502, способные перевозить до 130 тонн породы, работают на Верхнемунском алмазном месторождении. По грузоподъемности они оставляют позади младшие модели БелАЗов.

Всего в Якутии трудится две таких машины. Недавно один из водителей карьерного гиганта завёл канал на Youtube. Он рассказывает о своей работе в Якутии и особенностях вождения необычного большегруза.

Тонар-7502. Фото: youtube.com

Тонар-7502 возит руду с Верхнемунского месторождения обогатительную фабрику №12, расположенную в городе Удачный. От месторождения до фабрики – около 180 километров по технологической дороге, проложенной сквозь тайгу. Дорога достаточно широкая, однако ходят по ней не обычные машины, а карьерные самосвалы – БелАЗы, Тонары и другие автопоезда. Иногда здесь бывает непросто разъехаться. Водители знают «узкие места» северной грунтовки наизусть и пропускают друг друга – для этого им частенько приходится делать остановки.

Разъехаться с БелАЗом непросто - приходится уступать дорогу. Фото: youtube.com

Еще одна особенность этой дороги – большое количество спусков и подъёмов.

Здесь действует особое правило: «Кто гружёный – тот и прав». Водители едущих порожняком машин всегда пропускают тех, кто везёт породу на фабрику.

Водитель ТОНАРа утверждает: тут царят свои, северные законы.

— Здесь всё совсем по-другому, не так, как на обычной трассе. Стоишь на аварийке – другие водители всегда остановятся, предложат помощь, помогут чем смогут. Так мы все поступаем, не даём друг другу умереть с голода и с холода, – рассказывает автор блога.

Закат на северной дороге. Фото: youtube.com

Еще одна особенность якутской трассы – обилие диких зверей.

— Зайцев очень много. Говорят, что встречаются и волки, – отмечает водитель.

Некоторых зверей мужчине даже удалось заснять на камеру. Например, лисицу, которая пришла ночью на погрузку – по выражению автора блога, «щебёнку охранять». Или овцебыка, устроившего себе лежанку на обочине технологической дороги на Верхнюю Муну.

— Ребята положили ему подстилку и подкармливают, поэтому он уже неделю отсюда не уходит, – объясняет водитель. – Все, кто проезжает мимо, останавливаются, чтобы его сфотографировать. Но подходить к овцебыку страшно, он шипит и рычит.

Большая машина требует особого подхода. Груженый Тонар-7502 едет со скоростью около 40 км/ч, а при подъёме в гору замедляется до 20 и даже до 15 км/ч. Водитель следит за оборотами двигателя и старается не поднимать их выше 2000, чтобы «мотор не пошел в разнос».

Что же касается расхода топлива, то на один рейс на Верхнемунское месторождение (360 километров) уходит от 610 до 670 литров дизеля, то есть около 180 литров на 100 километров пути (двигатель – Cummins QSK19 объёмом 18,9 литра и мощностью 760 л.с.). ТОНАРы в Якутии берегут: по словам автора блога, в них обычно грузят 108 тонн, хотя максимальная грузоподъемность этих машин – 130 тонн.

Кабина Тонар-7502 не похожа на кабину обычного грузовика. Фото: youtube.com

Интерьер кабины он хоть и не блещет роскошью, но все необходимые для работы удобства обеспечивает. Даже в суровые якутские морозы здесь тепло: водитель работает в легкой, домашней одежде. На торпеду вынесен дисплей, показывающий все важные параметры. В кабине также есть рация и магнитола.