← Коммерческий транспорт

Мука не мука. Спецтранспорт для перевозки сухих сыпучих грузов, который производят в России

Специализированный транспорт для перевозки сухих сыпучих грузов находится «за кадром», однако его значимость преуменьшать не стоит: от этой техники зависит работа строительной, пищевой и многих других важнейших отраслей.

Техника для бестарной транспортировки легких сыпучих материалов промышленного, пищевого и кормового предназначения держится как бы обособленно и относительно надстроек разного исполнения большим парком не отличается. Наши хозяйственники очень дорожат машинами подобного предназначения и при сохранившихся характеристиках не спешат их списывать: в сегменте муковозов прицепные системы зачастую могут пережить несколько тягачей, исправно служа мукомольному комплексу и хлебозаводам.

Муковоз SF3U55 чебоксарского завода «Сеспель».

Легендарные «верблюды» с двухконусным сосудом Одесского завода продовольственного машиностроения кое-где в России и странах СНГ трудятся и поныне. Модель К4‑АМГ для перевозки мелкодисперсной продовольственной «сыпучки» по тем временам считалась пиком технических новшеств. Полуприцеп грузоподъемностью 9,2 тонны (снаряженная масса 5,2 тонны) имел две шарообразные емкости суммарным объемом 14,1 м3. Надстройка комплектовалась компрессором ВР-7,0 и электродвигателем А0 2‑71‑4 на 22 кВт. Машины такого исполнения доставляют на хлебозаводы из мукомольных предприятий муку разных сортов.

Подъемная алюминиевая цистерна SB3U60 самосвального типа с задней системой выгрузки объемом 60 м3.

В настоящее время пришла эра муковозов, существенно отличающихся от машин советской конструкторской школы: инженерные решения той поры просто устарели, плюс появились другие требования к перевозке порошкообразных продуктов. Налицо другая конфигурация сосудов, иные дизайн и материалы. Изменилась формула осей, появились системы активной безопасности. Несомненным лидером и законодателем технической моды в этом сегменте ТС является предприятие «Сеспель» из Чебоксар. К слову, зарождение производства там началось со старенького муковоза, который нужно было подварить, подремонтировать, подарив ему второй или даже третий по счету жизненный цикл. Символично, но то был упомянутый в начале обзора одесский муковоз.

На просторах бывшего Союза муковозы К4‑АМ одесского «Продмаша» в сцепке с тягачами ЗИЛ-130 бегают и поныне.

Как рассказали автору этих строк в московском офисе генерального дилера завода «Сеспель» компании «Русбизнесавто», тот первый заказ оказался знаковым. Во-первых, ремонтные работы ребята выполнили качественно. Во-вторых, добрая молва полетела очень быстро, и со всего региона потянулись заказчики — муковозов явно не хватало. Есть и третий фактор: выводы о дефиците муковозов дали подсказку, и, присмотревшись к популярной конструкции, перечню комплектующих, агрегатной базе ходовой, чебоксарцы поняли, что сделают так и даже лучше. Как в воду глядели.

На линейке готовности перед отправкой заказчикам чебоксарские 32‑кубовые алюминиевые цементовозы SF3U32.

Вскоре там начали сами делать муковозные надстройки на приобретаемой базе полуприцепов из Нефтекамска. Процесс пошел. И не только по муковозам, хотя с них все начиналось. В преддверии нулевых выпустили первых три полуприцепа для пищевых сыпучих грузов. С 2004 года помимо осей с отечественной маркировкой начали комплектовать осями от BPW, SAF, попутно освоив производство сосудов из алюминия.

Муковоз М-образной формы с маркировкой GT7 выглядит стильно.

Теперь в Чебоксарах накоплен огромный опыт, создан самый мощный в России станочный парк, установлено современное оборудование. За счет этого к потребителю идет техника мирового уровня по всей продуктовой номенклатуре прицепных систем, в том числе муковозов, начиная от самой маленькой размерной группы с емкостью 24 м3 и заканчивая цистерной на 55 «кубов» и более, хотя и это не предел. Все зависит от материала.

Площадка готовой продукции цементовозов серии SSL на заводе Kaessbohrer в Ясногорске Тульской области.

Если это не сталь, а алюминий, то за счет облегченной массы сосуда вес перевозимой муки можно нарастить. Впрочем, не только муки. Бочки такого исполнения пригодны для перевозки других мелкодисперсных сыпучих материалов, включая сахар, комбикорма. В продуктовой палитре упомянутого предприятия имеются ТС для доставки продуктов мукомольного комплекса, в том числе кормовой группы. Полное соблюдение «Сеспелем» не только всех требований экологической безопасности, но и действующих санитарных норм, признано на мировом уровне.

Для пневмотранспортировки «сыпучки» Bonum использовал поршневые компрессоры Ozen SB 3‑160 с приводом от дизельного или электрического двигателя.

Например, в группе алюминиевых цистерн 45,5‑кубового объема наиболее обширной линейкой обладает трехосная модель SF3U48, в которой имеется 48 (!) модификаций. Из них самый обширный список из 26 единиц занимают муковозы на три отсека, далее идут 14 позиций с одним сплошным сосудом, всего четыре строчки занимают бочки на четыре отсека, и замыкают перечень «48‑й» модели двух- и пятисекционные муковозы, у которых только по два наименования.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Столь масштабного перечня всевозможных исполнений среди других моделей алюминиевых автоцистерн для «сыпучки» ни в группе муковозов, ни среди цементовозов у «Сеспель» не наблюдается. По сути, упомянутое предприятие сегодня является не только ведущим игроком российского машиностроения по выпуску муковозов, но и почти монополистом: номенклатурная линейка других производителей РФ в этом сегменте прицепной техники далека от чебоксарской. Упрекать предприятие в полной монополии некорректно. Правда, догнать и перегнать «Сеспель» в этом сегменте никто не стремится, сосредоточившись на более востребованном тиражировании автоцистерн для перевозки темных и светлых нефтепродуктов, газовозов, шторных, самосвальных и других полуприцепов, ведя тему «сыпучки» попутно.

В цементовозе Bonum 914231 первая ось вынесена вперед, что разгружает ССУ тягача.

Среди российских брендов направление муковозов держат разве что НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение» (торговая марка GT7) и ЗАО «Бецема», в чьих производственных программах значатся такие ТС. В нынешнем сезоне GT7 сообщила, что ее муковозы теперь отпускаются по субсидиям Минпромторга России до 15 %. В качестве примера упоминается трехосный полуприцеп-муковоз М-образной формы объемом 34 м3. Цистерна оборудована электрическим компрессором, дисковым затвором, шаровыми кранами, крышками люков и двухпроводной тормозной системой Haldex. Муковоз М-34 имеет стальной сосуд (09Г2С), полная масса полуприцепа составляет 42 250 кг.

На вкус и цвет товарищей нет: многие заказчики выбирают цветовую палитру в соответствии со своим брендбуком.

Красногорский завод «Бецема» для перевозки муки, зерна и комбикормов предлагает четыре модели муковозов-комбикормовозов (БЦМ-15‑.1/150.2 и ТЦ-21.2/21.6) и чуть более десятка моделей в сегменте цементовозов. И хотя на фоне общей нестабильной экономической ситуации в стране, связанной с пандемией COVID-19, наблюдается падение спроса на продукцию, сбыт все-таки идет. Есть несколько положительных факторов. Во-первых, из-за того, что в 2020 году вступили в силу новые правила по ввозу импортных грузовых автомобилей тяжелого класса, и во-вторых, благодаря всесторонней поддержке отечественных производителей со стороны государства, «Бецеме» удалось сохранить положительную динамику продаж.

Свои цистерны для «сыпучки» «Бецема» гнет и варит из листов безопасного алюминиевого сплава АМГ-5 или низколегированной стали 09Г2С.

Повышенным спросом пользуются полуприцепы-цистерны, в том числе БЦМ 21.1, для бестарной перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных материалов. Ее облюбовали заказчики из Сибири, поскольку отличные эксплуатационные характеристики этой модели оказались оптимальными для применения в суровых дорожных и климатических условиях региона.

Для бестарной транспортировки муки, комбикормов, сахара компания «Бецема» предлагает полуприцепы грузоподъемностью от 16 до 26 тонн.

В компанию «Северсталь» в этом году отправлены полуприцепы-цистерны БЦМ-25.5 для бестарной перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных материалов. Заказчику в Восточной Сибири в недавнем времени отгружены полуприцепы-цистерны БЦМ-263 для перевозки глинозема, которые разработаны по техническим условиям заказчика специально для перевозки «сыпучки» при температуре воздуха от –40 до +50 °С.

ПАНДЕМИЯ ПРЕМЬЕРАМ НЕ ПОМЕХА

В компании «Бонум», где сегмент муковозов не развивают, хотя в дальнейшем такого не исключают, свои цементовозы тоже адаптируют под эксплуатацию в условиях критичных температур. Про другие новшества в конструировании также не забывают. К примеру, в марте текущего года производитель вывел на рынок абсолютно новый продукт — четырехосный полуприцеп для транспортировки сыпучих грузов (цементовоз) объемом 31 м3 с вынесенной вперед первой осью.

Надстройки для перевозки муки и комбикорма «Бецема» окрашивает акриловыми эмалями.

Такая компоновка осей значительно разгружает седельно-сцепное устройство тягача и позволяет перевозить до 29 тонн груза с тягачом колесной формулой 4х2, не превышая допустимые осевые нагрузки. Решение оказалось выверенным: цементовоз в настоящий момент пользуется большой популярностью, так как такой объем груза ранее возможно было перевезти только в алюминиевом цементовозе, стоимость которого выше как минимум на 1 млн руб.

Конструкторский отдел завода нынче работает над новой моделью цементовоза с V-образной формой сосуда, которая превзойдет ожидания перевозчиков и будет отвечать всем требованиям рынка за счет усовершенствования рабочих характеристик. Полуприцеп для «сыпучки» с прогрессивной системой разгрузки нацелен на работу в суровых условиях. Правда, все тонкости разработки, характеристики модели «Бонум» пока не раскрывает, обещая рассекретить данные в ходе назначенной на 2021 год премьеры цементовоза.

Сергей Трифонов, гендиректор машиностроительного завода «Бецема»

Несмотря на существующие экономические сложности, мы планируем в текущем году увеличить общий объем продаж продукции до 1 550 000 тысяч рублей без НДС. По итогам прошлого года и результатам трех декад 2020‑го наблюдается не столь высокая, как прогнозировалось, но положительная динамика спроса на муковозы и цементовозы. Фиксируем некоторые скачки роста и падения продаж, которые связаны с сезонностью, но в целом это не отражается на общей тенденции покупательской способности. Мы взялись активно расширять экспортные рынки сбыта. Наши цементовозы, муковозы помимо России пользуются спросом в Беларуси. Сегодня для нас важно восстановить свое присутствие на рынке Пакистана, Казахстана, Азербайджана, Индии. У нас получится: со стороны центральной и региональной власти идет колоссальная поддержка. Программы, направленные на развитие экспортного потенциала, стимулируют бизнес, и благодаря этим последовательным инициативам наблюдается вполне реальный и ощутимый рост экономических показателей.

Надежда Михайленко, руководитель маркетинга ООО «Бонум»

Если сравнивать итоги восьми месяцев 2019 и 2020 годов, то суммарное количество поставленных на учет в России полуприцепов-цистерн цементовозов и муковозов снизилось приблизительно на 20 %. При этом общий рынок полуприцепов-цистерн всех типов даже вырос, пусть и незначительно. Сегодня мы можем констатировать, что ни COVID-19, ни экономические штормы на сбыте продукции не сказались: реализация техники Bonum уменьшилась, но не критично. У нас по итогам 2019 года за восемь месяцев в России было поставлено на учет 62 единицы, а в 2020‑м за это время в России поставили на учет 55 единиц. Сейчас сбыт улучшается, реализация пошла вверх, и на фоне общей тенденции мы, видимо, получим рост доли рынка, но никак не падение. Наши основные покупатели находятся в Центральном федеральном округе, хотя техника реализуется по всей России, эксплуатируется во всех федеральных округах и даже на внешнем рынке — в Казахстане и Беларуси.

фото: автора и фирм-производителей

Валентин Ожго