У российского государства пока нет возможности существенно снизить налоги, даже если доходы бюджета возрастут, заявил на Гайдаровском форуме в четверг заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов.
«Если в моменте появляются какие-то излишки, конечно, их надо направлять на развитие экономики. Но фискальные меры должны быть долгосрочными. Мы должны понимать, что у нас под эти фискальные меры стимулирующего характера есть долгосрочный источник. Вот таких долгосрочных источников я сейчас не вижу», — пояснил он.
По словам чиновника, в сравнении с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в России «далек от запредельного». Согласно закону о бюджете, в следующем году государство планирует собрать в бюджеты всех уровней 38,054 триллиона рублей, или 32,9% от прогнозного ВВП. Это близко к уровню налоговой нагрузки европейских стран (37% в Испании, 34% в Великобритании) и выше, чем, например, в США (25%) или в Китае (20%), подсчитал Finanz.ru.
Налоги вместо нефтедолларов
Падение цен на нефть и сокращение ее добычи в рамках сделки ОПЕК+ снизило долю нефтегазовых доходов в бюджете РФ до трети от его совокупной величины. В этих условиях налоги становятся основным источником пополнения российской казны, и слова Алексея Сазанова лишь подтверждают распространенное мнение, что власти и впредь будут как минимум улучшать администрирование фискальных сборов, а в худшем случае — вводить новые и увеличивать ставки уже действующих. Но надеяться на облегчение этого бремени явно не приходится.
— Причина — необходимость поддерживать Фонд национального благосостояния и низкий уровень госдолга и сохранять гибкость в отношении изменчивой конъюнктуры на товарных рынках. Ставка на консерватизм остается превалирующей, и даже пандемия COVID-19, которая привела к дыре в федеральном бюджете под 5% ВВП, не сильно отклонила правительство от этого курса, — сказал «Ридусу» ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин.
В наступившем году новые налоги ждут наиболее состоятельных граждан и держателей крупных банковских вкладов, а также нефтяников, металлургов и производителей удобрений. Плюс повышается ряд акцизов. В совокупности все это принесет в бюджет 400 миллиардов рублей в 2021 году и еще на 100 миллиардов больше в 2022-м.
По словам эксперта, в условиях потенциально невысоких темпов роста экономики и отсутствия предпосылок для резкого увеличения ненефтегазовых доходов у правительства действительно нет ресурсов для смягчения фискальной нагрузки, иначе придется «резать» статьи на «социалку», силовиков и госаппарат. Однако пространство для повышения эффективности здесь есть.
— Отчеты Счетной палаты каждый год фиксируют миллиарды нецелевым образом потраченных средств, хотя определенный прогресс в этом отношении все же наметился, — замечает аналитик.
Он полагает, что косвенно слова Сазанова можно воспринимать и как подготовку к потенциальному увеличению налогообложения физических лиц. Тема отказа от плоской шкалы НДФЛ остается в повестке дня, напоминает эксперт, и принятые в 2020 году решения (повышение ставки на доходы свыше пяти миллионов рублей в год и налог на депозиты от миллиона рублей) можно воспринимать как «прощупывание почвы» для дальнейших корректировок. Они могут произойти уже в следующем электоральном цикле, после выборов в Госдуму в 2021 году, допускает Павел Уткин.
— Эту идею, как ни странно, будет легче воплотить в жизнь при условии, если ставки НДФЛ останутся относительно конкурентоспособными. В обществе есть запрос на повышение социальной справедливости. Среди состоятельных граждан в целом также наблюдается поддержка такого потенциального развития событий, — рассуждает он.
Тормоз для экономики
Налоговая система России представляет собой двоякое явление. С одной стороны, крайняя степень неповоротливости и неспособности быстро адаптироваться к изменениям в экономической ситуации, а с другой — оперативное использование даже гипотетических возможностей для увеличения налоговой нагрузки, рассказал «Ридусу» преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
— К сожалению, за долгие годы эволюции рыночной экономики в нашей стране роль налогов как одного из важнейших инструментов стимулирования развития экономики была сведена к минимуму, — сетует он.
Безусловно, стабильность налоговой системы является фундаментом любой экономики, добавляет эксперт. Однако в России эта стабильность всегда сводилась к повышению налогов. Правда, пандемия внесла некоторые коррективы. Меры поддержки, принятые в 2020 году, в том числе и в налоговой сфере, хоть и носили ограниченный, точечный характер, помогли сдержать падение экономики и снизить социальную напряженность в обществе.
Теперь перед государством стоит задача возвращения на траекторию устойчивого роста на основе улучшения инвестиционного климата и увеличения доходов населения. Чтобы преодолеть последствия коронакризиса, российский ВВП должен прибавлять не менее 3% ежегодно. Но для этого требуется интенсификация деловой активности, которая невозможна в условиях жесткой налоговой политики.
— Конечно, нельзя отрицать сложностей, связанных с дефицитом государственного бюджета, как следствия падения нефтегазовых доходов. Но ситуация на рынке углеводородов меняется в лучшую сторону, что делает возможным пересмотр бюджетной политики. Кроме того, далеко не исчерпаны возможности государственного заимствования, а накопленные резервы оставляют значительную свободу в наращивании бюджетного дефицита, — подчеркивает аналитик.
По его словам, для стимулирования экономического роста тотальное повышение налоговой нагрузки должно смениться более сбалансированным подходом, который строится на принципах снижения налогового бремени по приоритетным направлениям. В противном случае деловая активность будет затухать и вместо восходящего движения экономики страна втянется в долгий период стагнации, предупреждает Анатолий Гожий.
В качестве примера он приводит нефтеперерабатывающую промышленность, где налоговая нагрузка позволяет получать операционную прибыль, но практически не оставляет возможностей для развития. В результате Дальневосточный регион испытывает острую нехватку предприятий нефтепереработки. Также следует учитывать, что рост налогов всегда перекладывается на плечи потребителей, усиливая социальную напряженность в обществе, добавляет эксперт.
— Сложившееся положение вещей определяет настоятельную необходимость пересмотра принципов формирования налогов. Так, решение о повышении НДС принималось в экономической ситуации, сильно отличающейся от нынешних реалий. Налоговая система страны требует ревизии по принципу «регуляторной гильотины» и настройки для решения задач экономического роста, — констатирует он.
Налоговый пресс на бизнес уже и так велик, соглашается Павел Уткин. Объем налоговых сборов в размере 33% от ВВП не позволяет назвать бюджетную политику стимулирующей.
— В условиях невысоких темпов роста дальнейшее ужесточение фискальной нагрузки на бизнес может еще больше замедлить развитие экономики и лишить базы и стимулов для инвестиций, отсутствие которых выступает одной из причин невпечатляющей динамики ВВП в последние годы, — заключает аналитик.