← ЭДО, ИТ в логистике

Власти передумали тратить миллиарды на покрытие дорог интернетом по проекту Ротенбергов

https://www.cnews.ru/

Из нацпрограммы «Цифровая экономика» исключены мероприятия по созданию технологических сетей связи на транспортных объектах. Проект поддерживался Минтрансом, его реализацией занималась компания «ГЛОНАСС-ТМ», совладельцем которой является Игорь Ротенберг.

«Цифровая экономика» без технологических сетей на транспорте

В распоряжении CNews оказался обновленный вариант федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». Из документа следует, что с 2021 г. более не будет финансироваться проект покрытия приоритетных объектов транспортной инфраструктуры сетями связи с возможностью широкополосной передачи данных и голоса, необходимых для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий, и сетями узкополосной связи сбора телеметрической информации, построенных по технологии LPWAN.

Речь идет о создании технологических сетей связи, являющихся альтернативой сотовым сетям. Такого рода сети смогут решать обеспечат управление беспилотным транспортом, функционирование интеллектуальных транспортных систем, появление «умной» логистики для моделирования и контроля транспортных и грузовых поток, создание «цифровых двойников» объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения надежности функционирования транспортного комплекса.

Мероприятия по созданию технологических сетей связи на транспортных объектах первоначально появились в федпроекте «Информационная инфраструктура» в конце 2018 г. Предполагалось обеспечить покрытие сетями связи приоритетных объектов железнодорожного и автомобильного транспорта. На эти цели в 2019-2024 гг. должны были выделить 5,2 млрд руб. Из этой суммы на федеральный бюджет приходилось 4,35 млрд руб., на внебюджетные источники – 900 млн руб.

Согласно нынешней версии документа, на эти цели должно быть выделено 2,3 млрд руб., в том числе 1,83 млрд руб. из федерального бюджета, и 500 млн руб из внебюджетных источников. Но все упомянутые расходы относятся к 2019-2020 гг., то есть только к прошлым периодам.

Как Минтранс хотел покрыть транспортные магистрали сетями связи

Для выполнения данных мероприятий Министерство транспорта утвердило Концепцию покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая координатно-временную информацию ГЛОНАСС, дифференциальных поправок, автоматического зависимого наблюдения и многопозиционных систем наблюдения.

Концепция предполагает создание Единой информационно-телекоммуникационной среды для развития интеллектуальных транспортных систем (ЕИТС). В рамках нее должны быть создана Федеральная сеть транспортной телематики (ФСТТ), которая включает в себя технологические сети беспроводного узкополосного доступа по технологии LPWAN и мобильную широкополосную беспроводную сеть доступа (МШБД) с технологиями 802.11 P (DSRC/ITS-G) и LTE.

Сеть LPWAN должна решать задачи мониторинга и управления объектами транспортной инфраструктуры, мониторинга грузов и мониторинга транспортных средств. Сеть МШБТ должна решать задачи управления транспортными средствами, передачи речевой информации, информационного обеспечения пользователей транспортных средств, видеонаблюдения и фиксации на объектах транспортных инфраструктуры. Также сеть МШБТ решит задачи машинного зрения, локации и высокоточного позиционирования на транспортных средствах.

Созданием ФСТТ занялась компания «ГЛОНАСС-ТМ» - совместное предприятие государственного АО ГЛОНАСС (оператор системы экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС») и компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузовых автомобилей «Платон»). Совладельцами РТИТС являются госкорпорация «Ростех» и предприниматель Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга.

Битва за частоты

В конце 2018 г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила «Глонасс-ТМ» частоты в диапазонах 863-865 МГц и 874-876 МГц для создания ФСТТ. На этих частотах должна быть развернута узкополосная сеть передачи данных стандарта XNB. Данная технология разработана компанией «Современные радиотехнические решения» (бренд «Стриж»), находящейся под управлением «ГЛОНАСС-ТМ».

Для создания сети МБШД компания «ГЛОНАСС-ТМ» подала еще одну заявку на выделение частот в диапазоне 350-370 МГц. Однако ГКРЧ долгое время отказывалась ее удовлетворить. В итоге Минтранс подал заявку на эти частоты от своего имени, которая в 2020 г. была удовлетворена. Также в конце 2018 г. ГКРЧ выделила «Российским железным дорогам» (РЖД) частоты в диапазоне 1785-1805 МГц для создания технологической сети на железнодорожном транспорте по технологии FRMCS.

Дискуссии Минтранса и Минцифры

Исключение мероприятия по покрытию технологическими сетями связи транспортных объектов из федпроекта «Информационная инфраструктура» инициировало Миницифры, в то время как Минтранс хотел отстоять проект. В распоряжении CNews имеются письма, которые в 2020 г. занимавший тогда пост министра транспорта Евгений Дитрих писал вице-премьеру Дмитрию Чернышенко и министру цифрового развития Максуту Шадаеву.

Дитрих указывал, что в рамках реализации обозначенных мероприятий Минтранс заключил государственные контракты на сумму 1,4 млрд руб. На 2021-2024 гг. было запланировано строительство сети МШБД на участке транспортного коридора Европа – Западный Китай от Выборга до Казани, включая трассу А-181 «Скандинавия» (Санкт-Петербург – Выборг – граница с Финляндией), Западный скоростной диаметр (ЗСД) и участок кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге, М-11 «Нева», Центральную кольцевую автодорогу и автодорогу «Москва - Нижний Новгород - Казань».

На железнодорожной инфраструктуре было запланировано обеспечение покрытия Московских центральных диаметров (МЦД-I Одинцово – Лобня, МЦД-II Нахабино – Подольск) и крупнейших сортировочных станций Московского транспортного узла Орехово - Зуево и Бекасово. В части LPWAN было запланировано обеспечение покрытия участка Карталы - Красное (граница с Казахстаном - границ с Белоруссией), а также развитие сети на транспортных коридорах Север - Юг и Восток - Запад.

В то же время Дитрих сообщал, что в информационной системе «Электронный бюджет» Минцифры не довело до Минтранса бюджетные ассигнования на соответствующий проект в период, начиная с 2021 г. В связи с этим министр транспорта предупреждал, что ведомство не сможет достичь ряда целевых показателей, предусмотренных в нацпрограмме «Цифровая экономика», а также показателя «цифровая зрелость» в транспортной отрасли, предусмотренного в рамках национальной цели «Цифровая трансформация».

В пресс-службе Минцифры подтвердили исключение из нацпрограммы «Цифровая экономика» мероприятий по покрытию транспортных магистралей технологическими сетями связи. Пресс-служба Минтранса не ответили на запрос CNews относительно дальнейшей судьбы данного проекта.

Игорь Королев