← Дороги, инфраструктура

Стали известны подробности масштабного эксперимента на трассе М-11

https://somanyhorses.ru

Участники проекта «Беспилотные логистические коридоры» рассказали, когда и как на трассу Москва — Петербург выпустят беспилотные грузовики.

Участник проекта по запуску беспилотных грузовых автомобилей по трассе М-11 «Нева» (Москва — Петербург), компания НПО «СтарЛайн» раскрыла подробности проведения эксперимента. Как сообщили РБК Петербург в компании, сейчас специалисты создают цифровую модель дороги, в конце 2022 года начнется тестирование машин на трассе. А уже в 2023 году другие участники проекта намерены использовать беспилотники для перевозки коммерческих грузов в Москве и Петербурге.

«Беспилотные логистические коридоры»

Правительство России одобрило введение на платной трассе М-11 «Нева» экспериментального правового режима (ЭПР) для реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры» 17 октября. Режим позволит тестировать на магистрали беспилотные грузовики и инфраструктуру для них.

Эксперимент должен начаться уже в этом году и будет длиться три года.Согласно постановлению правительства РФ № 1849 в пилотном проекте участвуют 6 компаний: производители ПАО «КАМАЗ» и НПО «СтарЛайн»; перевозчики ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит» и Х5 Logistics; а также ГК «Автодор» как оператор инфраструктуры.

Петербургская компания НПО «СтарЛайн» с 2017 года занимается разработкой технологии беспилотного вождения. В первые годы она концентрировалась на легковых беспилотниках и провела несколько тестовых поездок по дорогам России (в частности, через семь городов: Нижний Новгород, Казань, Самару, Уфу, Челябинск, Екатеринбург и Пермь).

За это время специалисты компании создали платформу StarLine — комплексное решение, направленное на интеграцию беспилотных технологий в любое транспортное средство и взаимодействие с интеллектуальной транспортной системой.

«Разработанные нами решения универсальны и в дальнейшем могут быть интегрированы в любой автомобиль, вне зависимости от его назначения, марки и производителя»,

— утверждает Илья Никифоров, руководитель отдела разработок НПО «СтарЛайн».

От автомобиля — к грузовику

В конце 2021 года специалисты компании начали интеграцию платформы StarLine в два магистральных тягача Mercedes Actros. «В конце июля мы успешно провели испытания беспилотного тягача на выделенном участке дороги, продемонстрировали движение в условиях реальной дорожной обстановки. Был апробирован стек технологий, перенесенный с легковых беспилотных автомобилей StarLine на магистральные тягачи. Сейчас наши беспилотные грузовики могут двигаться по дорогам в беспилотном режиме в тех же условиях, что и легковые автомобили StarLine: перестраиваться, останавливаться перед объектами, следовать в потоке, проезжать перекрестки, пропускать людей на пешеходных переходах и пр.», — пояснил РБК Петербург Илья Никифоров.

Старт тестирования на М-11 запланирован на конец 2022 года после прохождения сертификации автомобилей в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» (заявка уже подана).

«Это очень важный этап, так как именно тестирование на дорогах общего пользования позволяет отладить и усовершенствовать алгоритмы в реальной дорожной обстановке, что сделает в будущем беспилотник надежным, экономичным и безопасным транспортным средством»,

— подчеркивает Илья Никифоров.

По его словам, целью участия НПО «СтарЛайн» в федеральном проекте является доработка универсальной платформы StarLine, которая потом будет предлагаться для использования коммерческим грузоперевозчикам. В процессе такой доработки команда «СтарЛайн» занимается задачами, специфичными для движения грузовиков по высокоскоростной трассе, такими как дальняя детекция препятствий, позиционирование при нестабильном потоке поправок RTK (специальная навигационная система для точного, до 2 см, определения координат грузовика), построение карты с учетом искривления земной поверхности и так далее.

Цифровая модель

Для решения последней из упомянутых задач специалисты компании ведут работы по созданию цифровой модели трассы М-11 «Нева». Как поясняет Илья Никифоров, она нужна для тактического движения беспилотника по маршруту, то есть для выбора полосы движения, скорости, получения информации о дорожных знаках и ограничениях. Используя такую цифровую модель, беспилотный автомобиль прокладывает маршрут между заданными точками и динамически меняет его при возникновении препятствий на дороге.

Перед натурными испытаниями проводятся виртуальные — с использованием симулятора, в котором создается цифровой двойник беспилотного автомобиля и имитируется его поведение в различных дорожных сценариях.

Эти сценарии создаются в виртуальном пространстве — на виртуальных полигонах, где все объекты расставляются на тех же позициях, что и в реальности: дорожная сеть, знаки дорожного движения, ж/д переезды, светофоры и основные участники дорожного движения — пешеходы и автомобили.

Проблем с импортом пока нет

Проблем с импортом компонентов в компании не ожидают. В беспилотных автомобилях НПО «СтарЛайн» используется программное обеспечение собственной разработки. Хотя грузовики, датчики и лидары иностранные, но для участия в программе на М-11 их хватит, утверждает Илья Никифоров. Потом, когда начнется коммерческое использование платформы, ее можно будет интегрировать в имеющиеся у партнеров грузовики и применить доступные датчики и лидары.

Проект ЭПР предусматривает несколько этапов. «Первый — за рулем должен сидеть человек и быть все время начеку. Второй этап — водитель-испытатель должен находится в автомобиле, но не за рулем, при этом иметь возможность остановить транспортное средство. Третий этап — когда условный оператор может находится за пределами автомобиля, но иметь возможность дистанционно взять управление на себя», — объясняет Илья Никифоров.

Для третьего этапа тестирования проект ЭПР предусматривает создание силами ГК «Автодор» к середине 2023 года необходимой инфраструктуры: специальных хабов, центра управления движением беспилотников и многого другого. «Нам для тестирования нужен только стабильный мобильный интернет на всем протяжении трассы и RTK-поправки для точного позиционирования, — говорит Илья Никифоров. — Все остальное мы получим из нашей цифровой модели трассы М-11».

Войти в число мировых лидеров

На любом из этих этапов режим ЭПР разрешает коммерческие перевозки. НПО «СтарЛайн», по словам Ильи Никифорова, не собирается использовать эту возможность, а намерено лишь перевозить собственные грузы (оборудование) для нужд компании. А вот другие участники — намерены. «Сейчас мы проводим испытания беспилотного «КАМАЗа» на нашем полигоне, после достижения соглашений с компаниями-ретейлерами планируем уже с весны начать коммерческие перевозки в рамках ЭПР», — заявил директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Для перевозки коммерческих грузов по территориям Москвы и Петербурга (для въезда на М-11 и съезда с нее) Минтранс определит улицы, где будет разрешено движение беспилотников.

«Использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования не только позволит повысить безопасность движения, будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, но и сократит издержки на оплату труда водителей на 30% до 2025 года, на топливо — на 28%»,

— говорится в пресс-релизе Минтранса.

Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках ЭПР на М-11, по замыслу правительства, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров — к 2030 году сделать беспилотными планируется 19,5 тыс. километров российских дорог общего пользования.

Владимир Грязневич