← Коммерческий транспорт

Рынок малотоннажных грузовиков меняется

Фото здесь и далее: Евгений Ошкин / igrader.ru

Рынок LCV и грузовиков категории N1 не сказать чтобы пребывал в прострации, но продажи этих машин замедлились. После ухода привычных европейских игроков у отечественных машиностроителей появились все шансы увеличить свою долю рынка.

Но этого не произошло. Зато быстро сориентировавшиеся дилеры наводнили свои шоурумы продукцией новых партнёров. Собственно, и часть заводов пошла по уже давно проторённому пути — занялась отвёрточной сборкой чужих машин.

Перераспределение

С одной стороны, винить заводы в том, что они попросту переклеивают шильдики, легко. С другой стороны, разработать собственный грузовик или развозной «каблучок» — дело долгое. Хотя правы и те, кто задаёт резонный вопрос: «А почему вы раньше не использовали обратный инжиниринг, пока была возможность, и европейские партнёры были тут?». Виноватых искать можно, но проблему это не решит. Рынку нужна техника, и самый простой способ восполнить этот пробел — запустить сборку машинокомплектов.

«На место европейских и японских производителей на российский рынок устремились китайские, которые ранее не были представлены в этом сегменте. Среди них можно выделить JAC и DONGFENG. Но и отечественные заводы не собираются сдавать позиции. Кроме «Группы ГАЗ» успешно развивает своё семейство лёгких коммерческих грузовиков «ПРОФИ» Ульяновский автомобильный завод УАЗ. «АвтоВАЗ» возобновил продажи коммерческих версий LADA Granta 2022 модельного года, выпускаемых дочерней компанией «ПСА ВИС-Авто».

В линейку коммерческих LADA Granta входит 11 моделей с различными типами грузового отсека. Группа SOLLERS, ранее выпускавшая FORD Transit в Елабуге, в конце 2022 года представила две первые модели под брендом Sollers: Argo и Atlant, — которые уже поступили в продажу. На рынке также появляются иномарки, ввезённые по «параллельному» импорту», — даёт расклад начальник бюро маркетингового анализа рынка департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ» Ильдар Капкаев.

Доля малотоннажных грузовиков брендов «ГАЗ», «УАЗ» и LADA в прошлом году в сегменте LCV составила 77,5% по объёму продаж, согласно данным «Автостата», напоминает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

По его прогнозу в 2023 году отечественные производители сохранят лидерство на рынке благодаря конкурентной стоимости, доступности запчастей и широкой географии техобслуживания.

«Альтернативой ушедшим иностранным брендам может стать китайская техника. Автопроизводители из КНР выпускают автомобили различных модификаций: от фургонов до бортовых грузовиков.

Китайским брендам удалось улучшить качество своих автомобилей. Восемь лет назад многие компании заходили на российский рынок с техникой, которая могла заржаветь уже через полгода эксплуатации. Сегодня мы видим автомобили с оцинкованными кузовами, просторными салонами, но главное — с надёжными двигателями.

Единственное, выход на рынок новых моделей тормозит срок сертификации техники в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), который составляет не менее четырёх месяцев», — отмечает г-н Иевлев.

По его мнению, этот процесс нужно упростить, например, рассмотрев вариант признания сертификатов соответствия из КНР в России. Кроме того, эксперт обращает внимание на необходимость расширения сервисных станций для обслуживания китайских грузовиков в регионах.

Тем не менее, многие владельцы LCV не спешат расставаться со своими транспортными средствами. Даже в условиях трудностей с приобретением оригинальных запчастей.

«Действительно, с прошлого года мы отмечаем возросшую интенсивность обслуживания малотоннажного транспорта. Многие компании не планируют обновлять свои автопарки, стремятся продлить ресурс действующего подвижного состава, нагрузка на автомобили возрастает. Благодаря широкой географии нашей сети мы наблюдаем возросшую частоту машинозаездов данного типа коммерческого транспорта по всей стране», — подмечает директор по развитию ООО «ФИТ Автосервис» (Fit Service) Александр Гараньков.


Что хотят водители?

Что ж, китайское автомобилестроение действительно сдвинулось в лучшую сторону в плане качества, как выше подметил Дмитрий Иевлев. Однако со стороны пользователей нет-нет да и звучат упрёки. Особенно в адрес отечественных сборщиков. Например, в «Соллерс Атлант» задние распашные двери открываются всего на 180 градусов, что в сравнении с европейскими аналогами и даже с «ГАЗелью Next» недостаточно — там створки можно закрепить, откинув на 270 градусов.

Нерегулируемая рулевая колонка и отсутствие подстаканников — это вообще анахронизм. В этом плане вторая модель, Argo, получилась более комфортной. Всё же не зря российский дистрибьютор именно грузовых JAC проводил серьёзную работу с китайскими изготовителями по модернизации конструкции всей линейки.

Надеемся, что с не меньшим рвением подошли к старту запуска производства малотоннажников Foton iBlue EV на другом заводе — «Автотор». Как минимум изучили потребности потенциальных клиентов.


«Основными требованиями потребителей при выборе малотоннажных моделей являются доступная цена, наличие сервиса и запчастей, экономичный расход топлива, высокая грузоподъёмность при полной массе не выше 3,5 тонн. Большое значение имеет наличие в модельном ряду модификаций с разным объёмом кузова, полной массы, типа двигателя и привода, что позволяет подобрать оптимальный вариант для каждого потребителя», — перечисляет Ильдар Капкаев.

К слову, на Камском автозаводе в мае готовятся представить новые модели семейства «Компас» с полной массой 3,5 и 5,6 тонн. Фактически это тоже перелицованные машины китайского JAC, правда, в отличие от «Соллерса», им обещают ускоренную локализацию.


«Машины КАМАЗ «Компас 5» и «Компас 6» будут иметь тот самый запас прочности, который любят в России, т. е., например, «Компас 5» при паспортной грузоподъёмности 1,5 тонны сможет вести спокойно 3 тонны с сохранением всех ресурсных параметров по двигателю, трансмиссии, подвеске, раме и т. д.», — говорит главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко.

По его словам, это как раз отвечает основным требованиям потребителей: увеличению погрузочной длины и, соответственно, объёма перевозимого груза. Кроме того, г-н Назаренко отметил в перспективе возможность увеличения колёсных баз, заднего свеса. А к 2024 году «КАМАЗ» добавит в номенклатуру решение запросов на двухрядную кабину для ремонтных и обслуживающих коммунальных бригад. К 2026 году для сегмента малотоннажных грузовиков обещают разработать ещё и электрические версии «Компас 6» и «Компас 12».

Между тем среди запросов от пользователей техники на первом месте сейчас — наличие комплектующих и география сервисных станций.


«Среди технических характеристик в первую очередь мы оцениваем уровень безопасности, чтобы минимизировать риски повреждений при аварии или поломок на дорогах. Техника для коммерческих перевозок должна быть устойчива к ежедневной эксплуатации, мы обязательно анализируем степень надёжности транспортного средства.

«Авто-ПЭК» использует малотоннажные грузовики при внутригородской доставке. В крупных городах, особенно мегаполисах, высокий трафик, автомобиль должен быть манёвренным и удобным в управлении.

Важный критерий — удобство погрузки и выгрузки. При подъезде ко дворам, торговым точкам или пунктам выдачи заказов часто сложно развернуться», — указывает на критерии выбора грузовиков для автопарка Дмитрий Иевлев.

Лёгкие грузовики, собственно, ценят не только за манёвренность, но и за то, что для их управления не нужны высококлассные шофёры со множеством открытых категорий в водительском удостоверении.

«Граница по управлению а/м малотоннажных с категорией В или С — это граница на уровне 3,5 тонн. Для всего, что выше, требуется категория С. Всё, что ниже 3,5 тонн по полной массе, — достаточно категории В. Связано это с тем, что машины категории В крайне близки к легковым автомобилям по ощущениям в управлении и по габаритам, машина достаточно компактная. У более тяжёлых машин, соответственно, появляются свои нюансы, связанные с габаритами, с полной массой транспортного средства, с наличием иногда дополнительных прицепов, даже небольших, и т. д.», — поясняет Сергей Назаренко.

Артём Щетников