Перевозчики Амурской области и соседних регионов столкнулись с серьёзными последствиями роста торговли с Китаем. По словам бизнесменов, работающих на законных основаниях и с соблюдением требований, в регионе серьезно обосновались «чёрные» водители.
Речь идет о грузовых автомобилях, имеющих регистрационные знаки стран Средней Азии. Амурские предприниматели говорят о том, что водители из этих стран, имея автомобили в собственности на иностранных номерах, привозят груз оттуда и остаются работать здесь, на Дальнем Востоке.
«Они работают в черную, иными словами. Берут груз и возят его в Якутию, в Приморский край и так далее, что является нарушением действующего законодательства. С 1 марта у нас введено понятие каботажная перевозка, то есть перевозчик этот имеет право взять груз по пути следования домой, обязательно уведомить об этом Росавтодор, Ространснадзор*. В итоге данные перевозчики, которые перемещаются не на российских номерах, не подпадают под камеры системы "Платон", а также на систему весового контроля, так как этих большегрузов нет в базе данных. Они не несут никакой ответственности, в связи с чем грузят сверх нормы, то есть берут по 30–35 тонн груза, оказывая вредное воздействие на дорожное покрытие. В то время как наши амурские водители работают по закону, платят налоги. Последние вынуждены повышать стоимость перевозок в связи с тем, что повышается стоимость проезда: платные дороги, оплата веса груза и так далее, ведь штрафы за перевес огромные. В связи с этим стоимость перевозки выше, чем у тех же самых машин из Киргизии, потому что те перевозчики понимают, что они штрафы платить никакие не будут, за перевес никакой ответственности не будут нести и, соответственно, за ту же самую стоимость берут груза намного больше и перевозят его», – рассказал Amur.life юридический представитель интересов одного из предпринимателей Максим.

Юрист добавил, что при этом иностранные перевозчики берут с заказчиков деньги наличными. По его мнению, при такой же схеме можно уходить от налогов. В районе 11-го км трассы Благовещенск – Белогорск груз из китайских фур перегружается в те, которые на иностранных номерах. Происходит это в районе дороги на Заречный. Происходящее сняли на видео очевидцы.
«Сворот на Заречный по старой дороге. Вот она вся суета, где происходит. Машина, китайская фура перегружается», – говорит мужчина за кадром.
Чтобы объехать вероятные проблемы, иностранные водители из стран Средней Азии въезжают на территорию Благовещенска в вечернее время.
«Перевозчики самостоятельно обращались и в надзорные органы, и в прокуратуру с тем, чтобы им оказали содействие, выставили стационарные посты. Потому что все уже знают, что они стоят там до определенного времени, грубо говоря, до 16 часов. Соответственно, эти фуры не идут на Благовещенск, чтобы не попасть, а проходят вечером, так же и уходят. Знают, что по Свободненской трассе никогда не стоит у нас автодорожный надзор. Там есть рамка, но она не фиксирует номера иностранные, а значит, штрафа никакого не будет», – продолжает правозащитник.
Максим говорит, что были единичные рейды по слежению за иностранными водителями, однако должного результата это не дало. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Амурской области в ответ на обращение предпринимателей пообещал отслеживать исполнение мероприятий, направленных на защиту прав бизнесменов.
На обращения предпринимателей в сентябре прошлого года ответила и региональная прокуратура, которая в ходе проверки на территории одной из баз по Новотроицкому шоссе выявила факты использования автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Нарушителей привлекли к административной ответственности и штрафу в размере 150 тысяч рублей.
В территориальном отделе Госавтодорнадзора по Амурской области МТУ Ространснадзора по ДФО Amur.life сообщили, что ведомство осуществляет весогабаритный контроль на региональных и федеральных автомобильных дорогах.
Также осуществляются рейдовые мероприятия, в ходе которых к административной ответственности привлекаются водители как с российскими, так и с иностранными номерами в случае, если они нарушают весогабаритные параметры, установленные законодательством РФ, а также к ответственности привлекаются не зарегистрированные в системе «Платон».
Что касается автоматических комплексов фиксации таких нарушений, простыми словами «рамок», на примере трассы Благовещенск – Свободный, то данные с них стекаются в ЦАФАП города Тверь, пояснили журналистам.
Также журналисты обратились в Госавтоинспекцию региона с вопросом о том, фиксируют ли комплексы нарушения ПДД грузовыми авто с иностранными номерами.
* примечание редакции ATI.SU: по данным Logirus, у перевозчиков из стран ЕАЭС возможность легально выполнять каботажные перевозки появится не раньше сентября 2025 года. Именно тогда должна заработать ГИС ЭПД, с помощью которой предприниматели смогут получить разрешение на каботаж. Выполнение перевозки без такого разрешения чревато многотысячными штрафами.