По итогам четырех месяцев 2025 года перевозки контейнеров в России показали вполне заметный рост почти на 3%. Что приятно — рост обеспечен экспортом российских товаров, и это не нефть.
Выручка от нее в этом году уже упала на 5,5 млрд долл., но то, что едет из России по большей части в контейнерах, почти покрыло эту недостачу.

Сразу стоит оговориться: контейнеры — это не что-то непонятное, что касается только дальнобойщиков и докеров в порту. В них перевозятся буквально все товары, которые нас окружают. Компьютеры, телефоны, обои, таблетки, собачьи поводки, помидоры и розы бабушке на 8 марта. По сути, оборот контейнеров — синоним работы экономики в стране. И, судя по последним цифрам, чувствует она себя вполне сносно.
Кому-то рост на 10 тыс. контейнеров (0,6%), загруженных товарами, — это пустяк. Но надо иметь в виду, что этот рост происходит на фоне резкого падения импорта автомобилей (их в последнее время возят не автовозами, а контейнерами), мощного падения транзитных грузов и замедления оборота внутренних перевозок.

Минус 15% транзита (в основном железнодорожного из Китая в Польшу и дальше по Европе) — вещь, аккуратно выражаясь, не связанная с рыночными условиями. Как известно «Фонтанке», спрос на альтернативные пути грузов из Китая в Европу в обход хуситов в Красном море стабильно растет. Но вот повышение любопытства к содержанию контейнеров со стороны российских органов сделало невозможным транзит через Россию ряда номенклатур в адрес ряда конечных получателей. Отсюда и падение показателей.
Собственно импорт, несмотря на падение объемов автомобилей, вырос на 3% за счет расширения поставок потребительских товаров из Китая. А что самое важное — рост экспорта сразу на 15%.
В этом необходимо разбираться. Дело в том, что главная категория грузов, которые следуют из России в Китай, это, конечно, раздел 27 ТН ВЭД — уголь, газ, нефть и нефтепродукты. На них приходится две трети стоимости поставок.

Доля углеводородов в структуре российского экспорта в Китай в этом году заметно снизилась. За четыре месяца прошлого года на все углеводороды, включая уголь и нефтепродукты, приходилось почти 75% выручки российских компаний. А нынешние 65% — это уже даже с учетом дизтоплива и смазочных масел, которых прошлой зимой и весной в китайской таможенной статистике в российских поставках было очень мало. То есть даже внутри кода 27 ТН ВЭД Россия постепенно переходит на поставки продуктов, а не сырья.
В целом, крупнейший — свыше 100 млн долл. — прирост экспорта пришелся вот на такие товары:

Этот набор товаров дополнительно принес России 4,8 млрд долл. по сравнению с прошлым годом.
Как мы видим, кроме дизтоплива, открытием этого года стали медные катоды. Из них делают провода, кабели, электронные платы, контакты и все то, что необходимо в современной электронике. А вместе с ними и медная руда, и медная проволока. Отлично зашли на рынке Китая в этом году русский алюминий (первичный и в виде сплавов) и никель, а также руды драгметаллов. Все больше и все дороже китайцы покупают у нас рапсовое масло и рыбу. А вот угля стало хоть и больше, но берут его заметно дешевле, чем в прошлом году.
Кроме этих товаров, поставляемых в Китай в огромных количествах, есть и российская продукция, поставки которой измеряются пока в единицах миллионов долларов, но чей выход на крупнейший в мире рынок для нас не менее ценен.
Вот двадцатка продуктов, которые показали в этом году наибольший прирост в процентах (с объемом от миллиона долларов):

Российским властям удалось убедить китайских чиновников пустить на свой рынок российскую свинину (что приятно, вместе с ушами и пятачками). Объемы пока относительно маленькие, но кто пробовал поставлять продукты питания в Китай, понимают, что это грандиозный успех. К полумиллиарду долларов выручки от рапсового масла мы в этом году добавили пусть всего 2 миллиона за рапсовый жмых (он используется в кормах для животных), но это ведь лучше, чем 180 тысяч.
Читая этот список, невольно удивляешься: нагревательные элементы для бытовой техники — они же всегда были китайские во всем мире. А вот — пригодилось почему-то и российское. Сантехническая запорная арматура: российский рынок завален этим китайским товаром сомнительного качества. Но и нам есть что предложить взамен.
Даже сложную электронику Россия, пусть и в скромных объемах, но все же отправляет в Китай. А с ней и дорогие и очень нужные в современной высокотехнологической промышленности феррохром и ферросилиций, медный штейн, бутилкаучук и соединения вольфрама. Это тоже товары с высокой добавленной стоимостью, требующие серьезной инженерной и научной базы для производства. Ну и конечно, золото. Китайцы отлично его берут. Причем не руду и не первичный металл, а слитки самой высокой пробы.
Поставки этого списка товаров дополнительно принесли российским производителям почти 0,5 миллиарда долларов. В меньших размерах, но тоже с огромным приростом в объемах и выручке в Китай из России пошли в контейнерах на сотни тысяч долларов крафтовая бумага и картон, части для газовых турбин и двигателей, поливинилхлорид и прочая органическая химия, навигационные приборы и еще десятки товаров. Доходы от нефти это, конечно, не заместит, но повод для некоторой гордости все же есть.