Совет №1. Проверка контрагента

Самый простой совет для всех, кто ищет партнеров для автомобильной грузоперевозки в интернете – серьезно подойти к проверке потенциального контрагента. Это стандартная практика при поиске партнеров в офлайне, где участники рынка по привычке всесторонне проверяют потенциального исполнителя, подключая в том числе и «сарафанное радио».

Но в интернете люди зачастую ведут себя иначе из-за сформировавшихся привычек – большинство не считает нужным проверять надежность интернет-магазина или продавцов на Avito. Но эта модель поведения не подходит к сфере автомобильных грузоперевозок. На транспортных биржах с приличной вероятностью могут встретиться мошенники, причем с обеих сторон – как среди грузоперевозчиков, так и среди отправителей грузов. Многие пользователи требуют, чтобы биржи сами вычисляли мошенников и удаляли их аккаунты, однако пока технические возможности платформ ограничены, несмотря на то, что многие используют различные алгоритмы для проверки аккаунтов. Надежнее, если пользователь сам в ручном режиме проверит всю информацию о потенциальном контрагенте.

Например, мы придерживаемся позиции, что удалять сомнительные аккаунты неэффективно. Это не помешает мошеннику тут же зарегистрироваться под другим именем. Напротив, сохранение старого аккаунта становится источником полезной информации для внимательного пользователя. Система автоматически вычисляет все аккаунты-клоны – через общие компьютеры и IP-адреса. Соответственно, грузоотправитель может увидеть, что у его возможного контрагента есть клон с сомнительной историей – и как минимум насторожиться.

Совет №2. Паспортный контроль

Транспортные биржи стремятся собрать максимально полную информацию о своих пользователях и предоставить к ней доступ всем участникам, чтобы они смогли перепроверить необходимые нюансы перед заключением сделки. Например, у нас раздел с такой информацией называется «Паспорт участника АТИ», в нем содержатся основные данные о компаниях, которые прошли процедуру официальной проверки. Однако есть нюанс: многие участники сначала регистрируются на бирже, и только спустя некоторое время присылают документы, позволяющие подтвердить информацию в профиле. Соответственно, если вы выбрали потенциального партнера, который пока имеет неподтвержденный аккаунт, то заключать с ним сделку по меньшей мере рискованно. Между тем, такие ситуации встречаются регулярно – участники рынка соглашаются работать с фактически фейковыми партнерами просто потому, что те предлагают более низкую стоимость перевозки.

Совет №3. Работа с претензиями

Минимизировать риск сделки с недобросовестным партнером помогает анализ его деятельности хотя бы за последний год. Отзывы о нем можно поискать в интернете, на специализированных форумах или на транспортной бирже. Например, у нас эту информацию можно найти в разделе «Претензии и НП (недобросовестные партнеры)». В первую очередь, настораживать должны компании, которые имеют неурегулированные претензии, какие бы выгодные условия грузоперевозки они не предлагали. Также очень внимательно, оговаривая все детали, нужно вести переговоры с контрагентами которые имели много претензий в прошлом, но уже урегулировали их. Возможно, они предпочитают сознательно затягивать оплату до тех пор, пока не получат выставленную претензию. Но если все-таки условия, которые они предлагают, оптимальные для вас, то лучше связаться с теми компаниями, которые выставляли претензии вашему возможному партнеру, и получить от них детальную информацию.

На нашей бирже история претензий – это еще и мощный стимул для всех зарегистрированных участников работать честно. При выборе контрагента в режиме офлайн фактически единственная возможность разрешить ситуацию в случае конфликта – это суд. При работе через транспортную биржу есть еще один способ – выставить претензию. Обычно компания стремится как можно оперативнее ее устранить, иначе ее рейтинг падает и ей становится гораздо сложнее находить партнеров через биржу. Получается, претензия фактически выполняет роль арбитражного суда.

Совет №4. Рейтинг – не гарантия

В целом биржа работает так же, как сервисы бронирования отелей – основным показателем надежности ее участников является рейтинг, поэтому все заинтересованы в том, чтобы он был максимально высоким, и готовы его повышать в том числе недобросовестными методами. Дело в том, что некоторые компании прекращают свою деятельность, уходят с рынка или приостанавливают работу с той или иной транспортной биржей. После этого их аккаунты становится мишенью для мошенников – они пытаются их перекупить, а потом использовать в своих интересах.

На нашей бирже отследить эту ситуацию можно по истории активности. Если активность участника на какой-то срок падала до нуля, а потом снова резко возобновилась, то велика вероятность, что аккаунт стал фейковым. Также индикатором могут стать недавние изменения данных аккаунта. Особенно должна насторожить смена номера телефона и (или) электронной почты (их крайне редко продают вместе с аккаунтами). В этом случае стоит связаться с потенциальным контрагентам по старым контактам, которые видны в истории изменений, и уточнить всю необходимую информацию.

Совет №5. Надежные контакты

Проверке контактов стоит уделить особое внимание, поскольку при каждой сделке существует угроза мошенничества со стороны третьих лиц. На любом этапе мошенники могут попробовать заключить с вами соглашение от лица какой-либо солидной компании, в том числе, используя подставные чужие номера телефона или адреса электронной почты. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать простыми проверками. Если, например, вы разместили груз на транспортной бирже, и вам позвонил «представитель» какой-либо компании, необходимо найти на официальном сайте или в аккаунте на бирже ее телефонный номер и самостоятельно перезвонить – это самый надежный вариант свести к минимуму риск подставных номеров.

Аналогичную проверку следует проводить и при общении по электронной почте – современные технологии позволяют мошенникам рассылать уведомления даже от домена транспортных бирж. Чтобы проверить электронный адрес, рекомендуется самостоятельно отправить на него письмо и дождаться ответа.

Но если есть возможность, то лучше всего пользоваться специальными инструментами для общения, например, участникам нашей биржи мы рекомендуем проводить переговоры с помощью «АТИ Мессенджера» – это дает гарантию, что общение идет не подставным лицом.

Вывод

Обычно соблюдения таких правил хватает, чтобы минимизировать риски мошенничества. Но чтобы подстраховаться еще больше, можно провести ряд дополнительных проверок. Например, у Биржи ATI.SU есть несколько партнеров, специализирующихся на оценке рисков работы с возможными контрагентами. Они могут провести глубокую проверку юридического лица, изучить данные конкретной машины, проверить надежность водителя, используя анализ данных соцсетей, определить местоположение груза, задать контрольные вопросы по уставным данным.