В апреле с действующим весь месяц режимом нерабочих дней и углублением кризиса проблема неоплаты перевозок резко обострилась. Количество соответствующих претензий превысило 11 тысяч, при этом рост по сравнению с апрелем прошлого года составил 27,9%, а по сравнению с мартом – 23,5%. Нужно отметить, что доля частично или полностью неоплаченных перевозок в отрасли выросла еще более существенно, поскольку в апреле общий объем перевозок снизился из-за режима нерабочих дней и приостановки работы многих предприятий. Снижение по сравнению с мартом текущего года составило около 40%.
Несмотря на этот рост, в целом неплатежи на рынке остаются все же исключением, а не правилом. Во всяком случае, на «Бирже грузоперевозок ATI.SU» их доля в общем объеме заказов относительно невелика и составляет даже по итогам апреля менее одного процента (примерно 0,75%). Точнее, таков процент перевозок, по которым выставлены соответствующие претензии. В реальности принимаются (то есть полностью подтверждены документами) около 40% таких претензий. Кроме того, многие заказчики довольно быстро оплачивают перевозку вскоре после выставления соответствующих претензий, чтобы не ухудшать свой рейтинг. Поэтому в итоге неоплаченными остаются, по оценкам «Биржи грузоперевозок ATI.SU», от 0,1% до 0,3% рейсов, то есть от одного до трех рейсов на тысячу.
Причины сложившейся ситуации связаны не только со снижением платежеспособности грузоотправителей, но и с общей неопределенностью, из-за которой заказчики менее склонны заботиться о своей репутации. Также меньшую разборчивость сейчас проявляют грузоперевозчики. Если раньше большинство из них старались тщательно проверять контрагентов, то с началом кризиса и в условиях резкого снижения спроса многие готовы сотрудничать даже с сомнительными партнерами.
В частности, на «Бирже грузоперевозок ATI.SU» клиенты могут сориентироваться благодаря простым инструментам. Лучше не сотрудничать с компаниями, имеющими низкий рейтинг и неурегулированные претензии – риски неоплаты в этом случае довольно высоки. Рискованно заключать сделки с контрагентами, имевшими в прошлом много урегулированных претензий – такие компании, возможно, до последнего момента задерживают выплаты. Полезно также изучать историю активности компаний. Если на протяжении длительного периода активность падала до нуля, то следует насторожиться. Возможно, эта компания в реальности уже ушла с рынка, а самим аккаунтом завладели мошенники.
Помимо этих инструментов предусмотрены и специальные сервисы для более глубокой проверки контрагентов. Однако ими чаще пользуются грузоотправители, особенно если речь идет о перевозке ценных грузов. Вообще заказчики в нынешних условиях проявляют гораздо большую бдительность, чем перевозчики, и по-прежнему тщательно проверяют возможных партнеров.
Об этом свидетельствует и статистика Биржи грузоперевозок ATI.SU. В частности, по итогам апреля снизилось количество претензий на хищение грузов – на 22% по сравнению с апрелем прошлого года и на 24% по сравнению с мартом 2020. Еще более существенное снижение наблюдается по случаям утраты или порчи груза – на 27% по сравнению с апрелем прошлого года и на 35% по сравнению с мартом 2020. Если говорить об абсолютных цифрах, то количество таких претензий совсем невелико – 26 претензий на хищение грузов и 28 – на утрату или порчу.
Другие претензии к контрагентам также демонстрируют снижение или же остаются на прежнем уровне. В целом проблема неоплаты (полной или частичной) остается единственной значимой проблемой на рынке, формируя на данный момент более 90% от всего объема претензий.
«В текущий период нужно проверять контрагентов максимально тщательно, поскольку риски столкнуться с неоплатой гораздо выше, чем в спокойной рыночной ситуации. Многие грузоперевозчики сейчас оказались и так в непростом положении: важно, чтобы оно не усугубилось еще и из-за недобросовестных контрагентов. Современные инструменты позволяют провести даже глубокую проверку возможного партнера очень быстро и с минимальными трудозатратами», – комментирует Святослав Вильде, основатель и управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Источник logistics.ru