Тренд №1. Беспилотный и безопасный

Самое очевидное последствие пандемии – повышение привлекательности беспилотного транспорта. Развитие этих технологий идет уже несколько лет, а беспилотные автомобили, в том числе и грузовики, уже проходят тестирование на дорогах США и других стран, включая Россию. Однако этот процесс идет не так быстро, как многие ожидали. Основные сложности носят технический характер, алгоритмы безопасности разработаны еще недостаточно хорошо. Однако существуют также законодательные и социальные проблемы – общество относится к беспилотному транспорту с настороженностью. В целом ни у кого нет сомнений, что в будущем грузоперевозки станут полностью автономными, но вот наступление этого будущего постоянно откладывалось.

Теперь расклад изменится. К двум очевидным плюсам (экономия на услугах водителей и безопасность в управлении) добавляется третий – отсутствие эпидемиологических рисков. Пандемия показала, что дальнобойщики массово заражаются сами и столь же массово переносят вирус. В эпидемиологическом смысле беспилотные грузовики абсолютно безопасны. И теперь у разработчиков беспилотных технологий будет важный козырь – как в борьбе за общественное мнение, так и в вопросах получения соответствующих разрешений. Наконец, с учетом эпидемиологических рисков новые бизнес-модели окажутся более рентабельными по сравнению со старыми, а значит, будут легче привлекать инвестиции, что в свою очередь поможет быстрее решить и технические проблемы.

Тренд №2. За доставку берутся роботы

Если грузоперевозки на дальние расстояния еще ждут беспилотных технологий, то в сервисы доставки на «последней миле» они уже пришли. Коронавирус здесь тоже стал мощным стимулом, хотя и с некоторой оговоркой. Безусловно, в условия карантина резко вырос спрос на доставку вообще и особенно на доставку бесконтактную. С другой стороны, период временной безработицы привел к появлению большого количества людей, готовых работать курьерами за минимальную плату или даже бесплатно, в качестве волонтеров. Потому преимущества роботизированной доставки пока осознали далеко не все компании. Вместе с тем процесс еще далеко не завершен. С выходом из карантина курьеры будут возвращаться на нормальную работу, но спрос на доставку сохранится. Таким образом, окончание карантина может дать еще больший толчок для роботизации доставки, чем его начало.

Технически роботы с доставкой уже справляются. Так, в Китае и в Калифорнии успешно развивается стартап PonyPilot, который начинал с роботакси, а теперь переключился на доставку продуктов питания и товаров первой необходимости. Starship Technologies доставляет продукты роботами-курьерами уже в нескольких американских штатах, при этом отмечает геометрический рост спроса на услугу бесконтактной доставки. А Nuro с помощью беспилотных электромобилей R2 доставляет еду медикам, что особенно актуально во время пандемии – ведь врачи сейчас становятся самыми опасными переносчиками вируса. Наконец, в Китае Antwork и другие компании доставляют лекарства дронами.

Тренд №3. Люди на складах не нужны

Если роботизация доставки делает лишь первые шаги, то автоматизация складов уже давно превратилась в мощный тренд. Что и понятно – роботизировать склад гораздо проще, ведь здесь не нужны сложные алгоритмы анализа дорожной ситуации, не требуются и специальные разрешения городских властей. А выгоды очевидны – автоматизированные склады работают значительно эффективнее, и вложения быстро окупаются.

В целом пандемия должна еще больше ускорить этот процесс, обозначив минусы складов старого формата. Находясь в замкнутых пространствах, кладовщики оказываются в группе риска, причем на складах довольно вероятны массовые заражения. Кроме того, в ряде случаев складские работники устраивали забастовки, опасаясь за свое здоровье. Таким образом старая модель оказывается еще менее выгодной, что мотивирует все большее количество компаний на перемены. Даже в условиях кризиса и недостатка средств им придется вкладываться в автоматизацию складов, поскольку в противном случае будет крайне трудно конкурировать на рынке.

Тренд №4. Бумага уйдет в прошлое

Пока беспилотные грузоперевозки на дальние расстояния остаются делом не слишком близкого будущего, логистическим компаниям остается работать с водителями и думать о том, как снизить риски для них. В принципе, в современных большегрузах дальнобойщики могут проводить в машине все время и, соответственно, ни с кем не пересекаться. Однако это требует высокого уровня автоматизации всех бизнес-процессов.

В частности, необходимо избавиться от оформления любых бумаг, переходя на электронный документооборот. Это требовалось и до коронавируса – ведение бумажного документооборота весьма дорого обходилось перевозчикам, расходы на него оцениваются примерно в 2,5% от всего оборота компаний. К тому же при дальних перевозках оформление бумаг еще и приводит к задержкам в расчетах.

До сих пор внедрение электронного документооборота проходило в России очень медленно. Минтранс фактически лишь в этом году начал эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа. Но пока речь идет лишь о нескольких российских регионах. Однако новые обстоятельства могут его ускорить, особенно если представители отрасли будут приводить правильные аргументы чиновникам.

Тренд №5. Тотальный мониторинг и автоматическое управление

В целях минимизации контактов должны окончательно уйти в прошлое и сопровождающие экспедиторы. Здесь, опять же, вирус становится лишь дополнительным фактором – основной смысл в том, чтобы исключить ненужное звено и тем самым сократить издержки. Зачем сопровождать груз физически, когда современные средства мониторинга позволяют контролировать весь процесс даже лучше? Системы мониторинга внедряются уже давно, а теперь получат еще большее распространение. Они позволяют избежать таких традиционных для отрасли бед, как хищение топлива, рейсы «налево» и других. Развиваются и возможности мониторинга состояния и здоровья водителя, что сейчас особенно актуально.

При этом тотальный мониторинг полезен не только для контроля водителей – он открывает доступ и к различным системам оптимизации маршрутов. Если учитывающие пробки навигаторы уже давно вошли в нашу жизнь, то в грузоперевозках есть свои специфические проблемы – очереди на границах и особенно очереди на складах и терминалах. Сервисы борьбы с ними в последнее время тоже интенсивно развиваются и в будущем позволят серьезно экономить на издержках, а заодно и снизить риски для водителей.

Изменится и работа сотрудников логистических подразделений. В принципе, автоматизация большинства процессов уже давно создала условия для их удаленной работы, но именно коронавирусные ограничения стали мощным драйвером для массового перехода логистов на «удаленку» и повышенного спроса на различные сервисы по автоматизации всех логистических операций.

Источник: vc.ru