Бизнес предупредил о дефиците грузоперевозчиков. Он произошел на фоне роста спроса на доставку по стране на 56%. Такую тенденцию зафиксировали на Бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU. Ситуация может привести к росту цен на товары народного потребления, считает бизнес. Перевозчикам стало сложнее работать из-за отмены налога на вмененный доход, появления новых правил труда и отдыха водителей фур и других причин, указали в отрасли. Также водителей из этого сегмента активно переманивают в экспресс-доставку. Цены на услуги грузоперевозки в январе-феврале уже выросли на 10%, и участники рынка ожидают их дальнейшего увеличения весной в связи с ограничением транзита фур по МКАД.

Меньше фур

Спрос на доставку грузов по стране в январе-феврале вырос на 56%, тогда как число выставленных грузовиков сократилось на 90 тыс. единиц, или на 22%. Рост спроса на рынке не компенсируется соответствующим ростом предложения, что создает риски дефицита грузоперевозчиков.

Стоимость услуги перевозки в январе-феврале уже увеличилась примерно на 10%, и участники рынка ожидают дальнейшего роста.

— Весной могут вырасти цены на среднетоннажные перевозки, так как с 5 апреля по МКАД не смогут двигаться транзитом грузовики тяжелее 3,5 тонн. Это коснется перевозок по всем направлениям, так как грузы по России в основном идут из Москвы в регионы и обратно, — прокомментировал управляющий Биржи ATI.SU Святослав Вильде.

Из-за сложившейся ситуации в 2021 году некоторые категории товаров могут подорожать, но не более чем на 3–5%, сообщил «Известиям» гендиректор ГК Crafter Борис Правилов. Он добавил, что повышение цен будет также связано с увеличением стоимости топлива и с повышением тарифов в системе «Платон».

Разнонаправленные тенденции на рынке грузоперевозок являются следствием тяжелого ковидного года, а также изменений в законодательстве и регламентах для перевозчиков, считают в ATI.SU:

— Им стало сложнее работать из-за новых правил игры, среди которых отмена единого налога на вмененный доход, новые правила труда и отдыха водителей и повышение с 1 февраля тарифов в системе «Платон».

Из-за этого грузоотправители теряют своих постоянных перевозчиков и вынуждены перестраивать свои логистические схемы. Например, в связи с закрытием Москвы и МКАД для транзитного транспорта общей массой свыше 12 т многим компаниям придется разбивать свои поставки на более мелкие, в связи с чем по итогам марта будет зафиксирован также повышенный спрос на услуги перевозки.

Онлайн-приманка

Рост спроса на грузоперевозки в ATI.SU связывают и с развитием онлайн-торговли и сервисов экспресс-доставки: водители уходят в соответствующие компании, что влечет за собой еще больший рост дефицита исполнителей на рынке FTL-перевозок (Full Truck Load — доставка с полной загрузкой транспортного средства, или рынок междугородних перевозок еврофурами).

Ажиотажный спрос был вызван природными катаклизмами, которые наблюдались в Центральном регионе в феврале, уходом части перевозчиков и серьезной нехваткой водителей, считает управляющий ATI.SU Святослав Вильде.

— Водителей из FTL активно переманивают в экспресс-доставку быстроразвивающиеся игроки отрасли e-commerce. В результате мы наблюдаем, как перестраивается рынок грузоперевозок в целом, — сказал он.

Директор по транспорту Retail Transport Agency Андрей Кокорин связывает рост спроса на транспортные услуги в начале года с тремя причинами. Во-первых, в январе грузоотправители узнали о скором повышении стоимости услуг «Платона», и многие постарались успеть отгрузить и доставить заказы в том же месяце, сказал эксперт.

— Февраль принес аномальные погодные условия, из-за которых МКАД встал в одну огромную пробку, по разным данным на 28–36 часов. Это привело к сбоям в цепочках поставок: клиентам приходилось договариваться с получателями о переносе сроков доставки или за любые деньги искать транспорт и выполнять контрактные обязательства, — уточнил Андрей Кокорин.

Третьим фактором стал запрет въезда большегрузов на МКАД, добавил он.

Тарифное повышение

Цены на перевозку грузов не поднимались с 2012 года, отметил в разговоре с «Известиями» президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

— Многие годы перевозчики компенсировали свои затраты за счет нарушения законодательства — режима труда и отдыха водителей, весогабаритных требований. Пока государство не начнет тотально контролировать их, будут применяться серые схемы ухода от налогов, — уточнил он.

Впрочем, сейчас с рынка постепенно стали уходить перевозчики, ведущие бизнес вне правового поля, сказал эксперт.

Сейчас бизнес вынужден повышать цены на услуги по доставке грузов автомобильным транспортом из-за роста своих затрат — стоимости дизельного топлива, тарифов «Платона», расходов из-за необходимости объезда Москвы по ЦКАД, вынужденной по причине сложностей с оформлением покупки пропусков для въезда в Москву, объяснил Владимир Матягин.

По его словам, автоперевозчики намерены направить заказчикам-грузоотправителям уведомления о повышении стоимости услуг на 20–30%.

Серьезного увеличения потребительской активности в январе-феврале этого года по сравнению с 2020 годом Борис Правилов не увидел, но отметил, что, несмотря на это, дефицит грузоперевозчиков все же есть. Связан он с тем, что у малых и средних компаний устаревающий автопарк: машины ломаются, не выходят в рейсы, а обновление грузовиков требует серьезных финансовых затрат — не каждый бизнес может себе его позволить. Предотвратить дефицит грузоперевозчиков можно за счет обновления автопарка, отметил эксперт.

В ATI.SU считают, что проблему нехватки водителей решат открытие границ, из-за которых сократилось количество зарубежной рабочей силы, и рыночные механизмы — повышение заработной платы водителям и ставок за перевозки.

Источник: iz.ru